Настоящий Джонатан Эдвардс, мужчина, личность, был нежным мужем, эффективным и любящим отцом, человеком, совершенно непохожим на его образ сурового проповедника, читающего проповеди о грехе. Его счастливый брак с Сарой Пьерпонт был больше, чем просто любовной связью между двумя людьми: это была связь Эдвардса с жизнью — с практичностью, с тёплым камином, вкусной едой, привлекательной обстановкой, с преданностью своему делу, с повседневностью Воплощения. То, что Эдвардс назвал их “необычным союзом”, чудесным образом связало их друг с другом, а также с живым Богом.
Они познакомились в 1723 году в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, когда Эдвардсу было двадцать лет, он был аспирантом и преподавателем в Йельском университете. Саре тогда было тринадцать лет, и она была дочерью Джеймса Пьерпонта, влиятельного священника Нью-Хейвенской церкви. Одним из её прадедов был Томас Хукер, а другой - первый мэр Нью-Йорка. У неё было безупречное социальное происхождение, а безупречные манеры Сары соответствовали её происхождению. Когда неуклюжий Эдвардс впервые встретил Сару, он напугал её. Необычайно высокий, в эпоху, когда мужчины, как правило, были невысокого роста; воздержанный в обществе весёлых выпивох, напряжённый и прилежный, Эдвардс был неуклюжим кавалером. Наблюдая за тем, как Сара блистает в социальных ситуациях, Эдвардс осознавал свои собственные недостатки и, возвращаясь домой, корил себя в своём дневнике такими записями, как “В последнее время совершал ошибки, не уделяя достаточно времени разговорам”. Когда он вернулся домой в Ист-Виндзор, штат Коннектикут, в конце учебного семестра, он должен был готовиться к получению степени магистра. Ему предстояло много учиться, но обычно сосредоточенный Эдвардс обнаружил, что его мысли блуждают. На первой странице греческой грамматики он написал это знаменитое отступление:
Говорят, в Нью-Хейвене живёт молодая леди.... У неё удивительно мягкий ум и необыкновенная чистота чувств; она в высшей степени справедлива и добросовестна во всем, что касается её поведения; и вы не смогли бы склонить её к чему-либо дурному или греховному, даже если бы подарили ей весь мир … Она отличается удивительной мягкостью, спокойствием и универсальной доброжелательностью ума....
Иногда она переходит с места на место, сладко напевая, и, кажется, всегда полна радости и довольства, и никто не знает, от чего.
В дневнике Эдвардса за следующие четыре года описаны взлёты и падения погруженного в себя влюблённого молодого человека. “Если бы во мне было больше мягкости, я бы намного поправился”, - упрекнул он себя однажды. В 1725 году Йельский университет пережил бурную реорганизацию, которая вызвала большой стресс у его перегруженных работой преподавателей. Записи в дневнике Эдвардса стали беспорядочными:
29 декабря - тускло и безжизненно.
9 января - в упадке.
10 января - в восстановлении.
В конце концов, разум организма вмешался и отправил Эдвардса в постель с плевритом. Он получил необходимый отдых. Началось выздоровление.
Джонатан и Сара поженились 28 июля 1727 года. Сара была одета в ярко-зелёное платье из атласной парчи. Яркий дизайн платья отражал пуританские представления о любви. Называть людей “пуританами”, когда мы говорим об отчуждении от плоти, было бы неточно. Некоторые викторианцы, возможно, негативно относились к человеческому телу, но большинство пуритан праздновали его. Они преданно любили друг друга и отводили браку почётное место в своём общественном устройстве. Америка была ещё молода, и всё общество нуждалось в стабильности семьи, чтобы обеспечить стабильность всему обществу. Все радовались созданию новой семьи. Жены были надёжно защищены законом. Например, мужчина мог быть наказан за использование “грубых слов” в адрес своей жены.
Союз Эдвардсов был основан на социальном порядке, а глубину и сложность ему придавали характеры замечательных людей, участвовавших в нём. Неслучайно, что одним из наиболее часто употребляемых Эдвардсом слов было “сладость”, и что одна из его самых трогательных проповедей была посвящена Книге Бытия 2:21-25 (“Когда Адам пробудился от глубокого сна, Бог привёл к нему женщину, которая была близка его сердцу”).
Эдвардсы переехали в привлекательный городок Нортгемптон в долине реки Коннектикут, штат Массачусетс, и начали свою совместную жизнь. Преподобный Сэмюэл Хопкинс, который жил в доме Эдвардсов в качестве ученика священника, оставил нам незаменимые воспоминания о них. Он уверяет нас, что “ни один проницательный человек не мог бы быть в курсе дел в семье, не замечая и не восхищаясь идеальной гармонией, взаимной любовью и уважением, которые существовали между ними”. Эдвардсу повезло, и это стало примером его гениальности - выбрать себе пару, которая идеально дополняла его. Он был чопорным, а Сара - опытной в общении женщиной. Он был интеллектуальным и рассеянным, а Сара - единственной, кто помнил, когда нужно было принести дрова и прополоть огород. Хопкинс подтверждает:
Хотя она неизменно проявляла подобающее почтение к своему мужу и относилась к нему с полным уважением, она не жалела усилий, чтобы соответствовать его склонностям и сделать всё в семье приятным.
Несмотря на то, что Сара так много отдала этим отношениям, она многое приобрела. Её муж относился к ней как к полноценному человеку, общение с которым развлекало его, дух которого питал его духовную жизнь, а присутствие которого давало ему покой.
Одним из их обычаев было совершать вместе во второй половине дня конные прогулки. Прогуливаясь по лесной тропинке, они могли разговаривать без помех, и Сару не отвлекал вид пыли на каминной полке или другие домашние дела. Сара всегда могла подняться наверх, в кабинет Джонатана, если хотела поговорить с ним. Вечером, перед отходом ко сну, они вместе помолились. Эдвардс руководствовался собственным опытом, когда писал “Небеса - это мир любви”.
Их одиннадцать детей стали настоящим подарком для истории американской культуры. В 1900 году один репортёр разыскал 1400 потомков Джонатана и Сары Эдвардс. Он выяснил, что среди них были 13 президентов колледжей, 65 профессоров, два декана высших учебных заведений, 100 юристов, 66 врачей, 80 государственных служащих, в том числе три сенатора и три губернатора штатов. Члены этого клана написали 135 опубликованных книг, а женщин неоднократно называли “прекрасными читательницами” или “высокоинтеллектуальными”. Эти люди, похоже, также обладали талантом делать деньги: среди них были банкиры и промышленники. Конечно, были и миссионеров. В докладе утверждалось: “Семья ничего не стоила стране ни в нищенстве, ни в преступности, ни в работе больниц или приютов для престарелых: напротив, она приносит максимальную пользу”.
Удивительно, что все одиннадцать детей Эдвардса выжили. В то время детская смертность была высокой. То, что младшие Эдвардсы выжили в ту непростую эпоху, говорит об инстинктивном отношении Сары к правильному питанию, чистоте в её доме, её крепком здоровье во время беременности и о замечательном евгеническом сочетании, которое представляла собой эта пара.
У Эдвардса была привычка брать с собой одного ребёнка, когда ему приходилось выезжать за город. (Благодаря рассказу одной из дочерей, у нас есть история о том, как Эдвардс задержался с приездом на выступление в Нью-Гэмпшире. Когда он наконец появился, взволнованный председательствующий поприветствовал его следующим заявлением: “Говорят, ваша жена попадёт на небеса более короткой дорогой, чем вы”).
Ещё одна отцовская стратегия Эдвардса заключалась в том, чтобы каждый вечер в течение часа перед ужином уделять всё своё внимание детям. Он сидел в своём кресле с высокой спинкой, без своего устрашающего парика, и курил глиняную трубку, которая была его единственным публичным пороком. Это был тот час, когда дети знали, что могут попросить отца помочь с уроками в школе или рассказать о проблемах или приключениях, произошедших в течение дня.
Джонатан и Сара подошли к воспитанию своего выводка как сплочённая команда. Дети отметили это, а также увидели, что их отец относится к их матери с вежливостью и уважением. В одной из проповедей о христианском воспитании Эдвардс провозгласил, что “есть такая вещь, как гнев, который сочетается с доброй волей”, и он практиковал то, что проповедовал. Он также однажды сказал, что “каждый дом должен быть маленькой церковью”, и это он тоже воплотил в жизнь.
Во время Великого пробуждения в доме царила оживлённая жизнь, прихожане требовали совета, а посетители съезжались из разных мест, чтобы посмотреть, из-за чего весь этот переполох. Среди многочисленных гостей дома в тот период был евангелист Джордж Уайтфилд, который, уходя, сказал: “Более милой пары я не видел”. Эдвардс почувствовал потребность распространить новости о явлении, которое он считал “удивительным промыслом Божьим”. Таким образом, в дополнение к своим значительно ускоренным приходским обязанностям, он принял плотный график выездных собраний.
Здесь мы подходим к части нашего повествования, настолько непохожей ни на что другое в нашей истории, что она кажется неуместной. Мы не знаем, что с этим делать, но именно потому, что это было так необычно и в то же время так неподатливо для записи, мы должны упомянуть об этом. В январе 1742 года, после четырнадцати лет брака, Сара Эдвардс пережила сильный духовный кризис, вызванный проповедью священника Сэмюэля Бьюэлла. Когда Эдвардс была в поездке с проповедями, у неё случались обмороки, видения и религиозный экстаз. Приходили соседи и поддерживали порядок в доме, а когда Эдвардс вернулся, он обнаружил, что весь город судачит о поведении его жены. Она заверила его, что обрела уверенность в Божьем благоволении, которой у неё раньше не было.
Он сел рядом с Сарой и попросил её рассказать ему всё, что она могла вспомнить о прошедших неделях. Используя изобретённую им стенографию, он полностью записал её историю. По словам Сары, она испытала сильнейшее чувство духовной радости и уверенности. Эдвардс был убеждён, что переживание его жены было духовным кризисом, который можно объяснить действиями Бога. Психолог Уильям Джеймс был очарован этим событием как одной из разновидностей религиозного опыта. И Джеймс, и Эдвардс сходятся во мнении, что несомненным продолжением этого эпизода стало “доброе расположение духа” Сары. Она вернулась к приготовлению варенья, подшиванию наволочек и укачиванию младенцев, как делала это всегда, но её муж говорит нам, что “она делала всё это с любовью, и делала это с постоянной, непрекращающейся бодростью, миром и радостью”. Избегая каких-либо конкретных упоминаний о своей жене, однако, Эдвардс включила её историю в некоторые размышления о нынешнем возрождении религии в Новой Англии.
Увольнение Эдвардса из церкви в Нортгемптоне стало тяжёлым временем для семьи. После нескольких месяцев отсутствия работы Эдвардс нашёл неожиданную работу. Он и его семья переехали в отдалённый городок Стокбридж, штат Массачусетс, который в то время находился на границе с лесистой местностью. Новой паствой могущественного философа стало племя индейцев, которые приходили в церковь, обмазавшись медвежьим жиром, чтобы отгонять насекомых. Однако обстановка была прекрасной, а индейцы - дружелюбными. Тишина позволила написать книгу "Свобода воли". Каждый вечер Эдвардс читал Саре “мою дорогую спутницу”, плод дневного труда за письменным столом. Шли годы. Дети поженились. Одна из дочерей переехала в Нью-Джерси, где её привлекательный и блестящий муж занимался организацией нового университета в Принстоне. В 1757 году молодой президент колледжа внезапно скончался. Попечители пригласили Эдвардса сменить своего зятя на посту президента Принстона. Когда пришло официальное приглашение, Эдвардс удивил всех, разрыдавшись, “что было очень необычно для него в присутствии других”.
Эдвардс отправился в Принстон к своей овдовевшей дочери, а Сара осталась в Стокбридже, чтобы закончить сборы. Весной 1758 года разразилась эпидемия оспы. Вакцинация была тогда новым и противоречивым мероприятием. Всегда опережающий своё время, Эдвардс, что характерно, решил рискнуть с вакцинацией. Умирая от осложнений, возникших в результате рискованной процедуры, он говорил тихим голосом. Доктор и две дочери Эдвардсов наклонились, чтобы услышать последние слова Джонатана Эдвардса. Он говорил о Саре:
Передайте мои самые тёплые пожелания моей дорогой жене и скажите ей, что необычный союз, который так долго существовал между нами, был по своей природе духовным, и я верю, что он будет продолжаться вечно.
Последние слова Джонатана напоминают отрывок из Писания, который больше всего нравился Саре, Римлянам 8:35: “Кто же может отлучить нас от любви Христовой?”
Elisabeth S. Dodds - автор книги "Брак с трудным человеком: необычный союз Джонатана и Сары Эдвардс". Она живёт в Сомервилле, штат Массачусетс
|