Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Моравы и Джон Уэсли
Широкое влияние моравских миссионеров XVIII века было необычайным. Одним из примечательных примеров является то влияние, которое они оказали на Джона Уэсли, непосредственно приведшее к его обращению. Дневник Уэсли, охватывающий 1736-1738 годы, изобилует комментариями о его наблюдениях за моравами и встречах с ними (часто называя их “немцами”). Несколько подборок основных моментов дают представление о характерах и духе моравского движения и его впечатлении на основателя методистов.

Воскресенье, 25 января 1736 г.

Уэсли находится на борту корабля, направляющегося в Америку, и наблюдает за моравцами в разгар опасных для жизни штормов.

В семь я отправился к немцам. Я задолго до этого заметил огромную серьёзность их поведения. Они постоянно доказывали своё смирение, выполняя те раболепные услуги для других пассажиров, на которые никто из англичан не согласился бы; за которые они не хотели получать никакой платы, говоря: “это было полезно для их гордых сердец” и “их любящий Спаситель сделал больше для них". И каждый день давал им повод проявлять кротость, которую не могла поколебать никакая обида. Если их толкали, били или сбрасывали вниз, они снова поднимались и уходили; но ни одной жалобы не прозвучало из их уст.

Теперь же появилась возможность проверить, избавились ли они от духа страха, а также от духа гордости, гнева и мести. В середине псалма, с которого началась их служба, море разверзлось, разорвало грот-парус на куски, накрыло корабль и хлынуло между палубами, как будто великая пучина уже поглотила нас. Среди англичан поднялся ужасный крик. Немцы спокойно продолжали петь. Впоследствии я спросил одного из них: “Тебе не было страшно?” Он ответил: “Слава Богу, нет”. Я спросил: “Но разве ваши женщины и дети не боялись?” Он мягко ответил: “Нет, наши женщины и дети не боятся умереть”.

От них я пошёл к их плачущим, дрожащим соседям и указал им на разницу в час испытания между тем, кто боится Бога, и тем, кто Его не боится. В двенадцать ветер стих. Это был самый великолепный день, который я когда-либо видел.


Вторник, 24 февраля 1736 г.

Саванна, штат Джорджия

По возвращении на следующий день (мистер Куинси находился тогда в доме, где мы впоследствии находились) мы с мистером Деламотом поселились у немцев (моравцев). Теперь у нас была возможность день за днём наблюдать за их поведением в целом. Потому что мы находились с ними в одной комнате с утра до вечера, если не считать того небольшого времени, которое я проводил на прогулке. Они всегда были заняты, сами всегда веселы и пребывали в добром расположении духа друг с другом; они отбросили всякий гнев, раздоры, ярость, горечь, шум и злословие; они поступали достойно призвания, к которому были призваны, и во всём украшали Евангелие нашего Господа.

Суббота, 28 февраля 1736 г.

Саванна, Джорджия

Они встретились, чтобы посоветоваться о делах своей церкви; мистер Спангенберг вскоре должен был отправиться в Пенсильванию, а епископ Ничманн - вернуться в Германию. После нескольких часов, проведенных в конференции и молитве, они приступили к избранию и рукоположению епископа. Великая простота, равно как и торжественность всего этого, почти заставили меня забыть о разделявших их семнадцати столетиях и представить себя на одном из тех собраний, где не было формы и государства; но председательствовал Павел-изготовитель палаток или Пётр-рыбак; и всё же с демонстрацией Духа и власти.

Суббота, 4 марта 1738 г.

Оксфорд, Англия

Я нашёл своего брата в Оксфорде, выздоравливающего от плеврита; и с ним Питера Болера; которым (в руке великого Бога) в воскресенье, 5-го, я был ясно убеждён в неверии, в недостатке той веры, только благодаря которой мы спасены.

Мне сразу пришло в голову: “Прекрати проповедовать. Как ты можешь проповедовать другим, а у самого нет веры?” Я спросил Белера, считает ли он, что мне следует прекратить это или нет. Он ответил: “Ни в коем случае”. Я спросил: “Но что я могу проповедовать?” Он сказал: “Проповедуйте веру, пока она у тебя есть; и тогда, поскольку она у тебя есть, ты будешь проповедовать веру”.


Среда и четверг, 3-4 мая 1738 г.

Лондон, Англия

У моего брата состоялся долгий и обстоятельный разговор с Питером Белером. И теперь Богу было угодно открыть ему глаза; так что он также ясно увидел, какова природа той единственной истинной живой веры, только благодаря которой “по благодати мы спасены”.

Питер Болер покинул Лондон, чтобы отплыть в Каролину. О, какую работу начал Бог со времени Своего прихода в Англию! Такую, которой не будет конца, пока не исчезнут небо и земля.


Среда, 10 мая 1738 г.

Уэсли, всё ещё находящийся в Англии, сообщает, что “я был опечален и очень тяжел” (духом), и записывает содержание письма, полученного в тот день от Питера Болера, которое освежило его.

“Я очень люблю тебя и много думаю о тебе в своём путешествии, желая и молясь, чтобы нежная милость Иисуса Христа распятого, чьи внутренности были обращены к тебе более шести тысяч лет назад, проявилась в твоей душе: чтобы ты мог вкусить, а затем увидеть, насколько чрезвычайно Сын Божий возлюбил тебя и любит до сих пор; и это для того, чтобы ты мог постоянно доверять Ему и чувствовать Его жизнь в себе. Остерегайтесь греха неверия; и если ты ещё не победил его, смотри, чтобы ты победили его в этот самый день, через кровь Иисуса Христа. Я умоляю тебя, не медли веровать в вашего Иисуса Христа; но так напомни Ему о Его обещаниях бедным грешникам, чтобы Он, возможно, не смог удержаться от того, чтобы не сделать для тебя то, что Он сделал для стольких других. О, как велика, как невыразима, как неисчерпаема Его любовь! Несомненно, сейчас Он готов помочь; и ничто не может оскорбить Его, кроме нашего неверия.

“Да благословит тебя Господь! Пребывайте в вере, любви, учении, общении святых; и, вкратце, во всём, что есть у нас в Новом Завете. Я - Твой недостойный брат Питер Белер”.


Среда, 24 мая 1738 г.

Уэсли резюмирует свой жизненный опыт обращения, изменивший его жизнь. По возвращении в Англию в январе 1738 года, находясь в неминуемой смертельной опасности и испытывая из-за этого сильное беспокойство, я был твердо убеждён, что причиной этого беспокойства было неверие; и что обретение истинной, живой веры было “единственной вещью, необходимой” для меня. Но всё же я не сосредоточил эту веру на её истинном объекте: я имел в виду только веру в Бога, а не веру во Христа или через Него. Опять же, я не знал, что полностью лишён этой веры; но только думал, что у меня её недостаточно. Так что, когда Питер Белер, которого Бог приготовил для меня, как только я приехал в Лондон, подтвердил, что истинная вера во Христа (а это всего лишь одно) имеет два нераздельных плода: “Власть над грехом и постоянный покой от чувства прощения”. Я был весьма изумлённый, и воспринял это как новое Евангелие. Если это было так, то было ясно, что у меня не было веры. Но я не хотел, чтобы меня в этом убеждали. Поэтому я спорил изо всех сил и старался доказать, что вера может быть там, где её нет; особенно там, где не было чувства прощения: ибо все Писания, относящиеся к этому, меня давным-давно научили отбрасывать в сторону; и называть так всех пресвитериан, которые говорили иначе. Кроме того, я хорошо понимал, что по природе вещей никто не может обладать таким чувством прощения и не чувствовать его. Но я этого не чувствовал. Если бы тогда без этого не было веры, все мои претензии на веру сразу отпали.

Когда я снова встретился с Питером Белером, он согласился обсудить проблему, которую я хотел, а именно Писание и жизненный опыт. Сначала я обратился к Писанию. Но когда я отложил в сторону толкования людей и просто рассмотрел слова Божьи, сравнивая их друг с другом, пытаясь проиллюстрировать неясное более ясными отрывками, я обнаружил, что все они направлены против меня, и был вынужден прибегнуть к своему последнему средству“, - этот опыт никогда не согласуется с буквальным толкованием из этих Писаний. Поэтому я не мог допустить, чтобы это было правдой, пока не найду нескольких живых свидетелей этого”. Он ответил, что может показать мне это в любое время; если я захочу, то на следующий день. И соответственно, на следующий день он пришёл снова с тремя другими, каждый из которых засвидетельствовал на своём личном опыте, что истинная живая вера во Христа неотделима от чувства прощения за все прошлые грехи и свободы от всех настоящих. Они единодушно добавили, что эта вера - дар, безвозмездный дар Божий; и что Он, несомненно, дарует её каждой душе, которая искренне и настойчиво ищет её. Теперь я был полностью убеждён; и, по милости Божьей, я решил добиваться этого до конца: 1. Абсолютно отказавшись от всякой зависимости, полностью или частично, от моих собственных дел или праведности; на чём я действительно основывал свою надежду на спасение, хотя и не знал этого, с юности. 2. Добавляя к постоянному использованию всех других средств благодати постоянную молитву именно об этом, оправдывающую, спасающую веру, полное упование на кровь Христа, пролитую за меня; доверие к Нему, как к моему Христу, как к моему единственному оправданию, освящению и искуплению.

Таким образом, я продолжал искать это (хотя и со странным безразличием, тупостью и холодностью, а также с необычно частыми рецидивами греха) до среды, 24 мая. Я думаю, что сегодня было около пяти утра, когда я открыл мой Завет на этих словах: “Нам даны чрезвычайно великие и драгоценные обетования, даже о том, что вы будете причастниками божественной природы” (2 Пет. 1: 4.) Как только я вышел, я снова открыл его на этих словах: “Ты недалек от Царствия Божьего”. Во второй половине дня меня попросили сходить в собор Святого Павла. Гимн звучал так: “Из глубины воззвал я к Тебе, о Господи: Господи, услышь мой голос. О, пусть сияющие уши хорошенько прислушаются к голосу моей жалобы. Если Ты, Господи, будешь крайним, чтобы отметить то, что совершается неправильно, о Господи, кто сможет вынести это? Ибо у Тебя милость; поэтому Тебя будут бояться. О Израиль, уповай на Господа, ибо у Господа милость, и у Него обильное искупление. И Он искупит Израиля от всех его грехов”.

Вечером я очень неохотно отправился в общество на Олдерсгейт-стрит, где читали предисловие Лютера к “Посланию к Римлянам”. Примерно без четверти девять, когда он описывал перемены, которые Бог производит в сердце через веру во Христа, я почувствовал, как на сердце у меня странно потеплело. Я почувствовал, что действительно доверяю Христу, только Христу для спасения: и мне была дана уверенность, что Он забрал мои грехи, даже меня, и спас меня от закона греха и смерти.


Вторник, 8 августа 1738 г.

Уэсли посетил Херрнхут и сообщил бесценные подробности о тамошней повседневной жизни. Один случай особенно яркий и поучительный.

Был похоронен ребёнок. Место захоронения (называемое ими Готтес Акер, то есть Божья земля) находится в нескольких сотнях метров от города, под опушкой небольшого леса. В нём есть отдельные квадраты для женатых мужчин и неженатых; для замужних и незамужних женщин; для детей мужского и женского пола и для вдов. Труп вынесли из часовни, первыми шли дети; затем отец-сирота (так они называют того, кто заботится о Сиротском доме) со священником Бертельсдорфа; затем четверо детей несли труп; а за ними Мартин Добер и отец ребёнка. Затем следовали мужчины, и последними - женщины и девочки. Все они пели на ходу. Когда они пришли на место, где похоронены дети мужского пола, мужчины встали по две стороны от него, мальчики - по третью, а женщины и девочки - по четвертую. Там они снова спели; после чего священник произнёс (я думаю, прочитал) короткую молитву и завершил её благословением: “Милостивому милосердию и защите Бога я вверяю тебя”. Увидев, что отец (простой человек, портной по профессии) смотрит на могилу, я спросил: “Как ты находишь себя?” Он сказал: “Хвала Господу, лучше не бывает. Он забрал душу моего ребёнка к Себе. Я видел, как, согласно моему желанию, его тело предали святой земле. И я знаю, что, когда оно воскреснет, и он, и я всегда будем с Господом”.

Суббота, 12 августа 1738 г.

Его общие впечатления по Херрнхуту суммируется следующим образом:

Сегодня был день ходатайства, когда присутствовало много незнакомцев, некоторые из которых прошли двадцать или тридцать миль. Я бы с радостью провёл здесь всю свою жизнь; но мой Господь позвал меня работать в другую часть Своего виноградника в понедельник, 14, и я был вынужден покинуть это счастливое место; Мартин Добер и ещё несколько братьев гуляли с нами около часа, О, когда покроет это христианство землю, как “воды покрывают море”?

Услышать, каким образом Бог “из тьмы повелел воссиять свету сему”, должно быть приятно всем тем в каждом народе, кто может засвидетельствовать на основании собственного опыта: “Милостивый Господь так сотворил Свои чудесные деяния, что их следует помнить”. Поэтому я приведу здесь содержание нескольких бесед, которые я вёл в Херрнхуте, главным образом на эту тему. И пусть это побудит многих воздать хвалу “сидящему на престоле и Агнцу во веки веков!”


Джон Уэсли
Категория: История | Просмотров: 150 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/3 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Petriv • 04:26, 19.05.2024 1
Спасибо!
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Свидетельства, спасение, моравы, Вера
         
     
Книги [2419]
Видео [981]
Аудио [335]
Статьи [2614]
Разное [653]
Библия [313]
Израиль [301]
Новости [582]
История [725]
Картинки [383]
MorningStar [1244]
Популярное [201]
Пророчества [1156]
Пробуждение [398]
Прославление [912]
Миссионерство [328]
It's Supernatural! [760]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 48
500

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024