Евангелистам пришло время заново открыть для себя самую известную работу Бонхёффера о природе христианской общины |
В Америке происходит разцерковление, и виновниками названо всё - от насилия, до апатии и цифровых МЕДИА. Эти разговоры породили множество гипотез и столько же неправдоподобных решений. Но большинство анализов ухода из евангельской церкви упускают из виду более глубокую проблему: слабое богословие о церкви, преподаваемое прихожанам и моделируемое по их образцу. На самом деле призыв к разделению церкви может исходить изнутри.
Дэниел Уильямс написал для CT, что многие евангельские светила сами редко были последовательными прихожанами церкви, и это сопровождалось слабой экклезиологией. Уильямс говорит, что проблема ухода из церкви сегодня связана не просто с плохим прецедентом, созданным евангельскими лидерами. Проблема также заключается в основополагающем евангельском предположении о том, что христианская жизнь — это, в конечном счёте, индивидуальное приключение, по сути, между Богом и душой.
В евангельских кругах, намеренно или нет, к церкви часто относились как к необязательному аспекту христианской жизни, прежде всего как к средству, помогающему каждому из нас жить в соответствии с личной верой. Церковь — это нечто такое, что существует для того, чтобы способствовать индивидуальному росту человека или его духовному опыту. Но такое понимание упускает из виду суть, которая заключается в том, что церковь, как тело Христово, неотъемлемо присуща жизни веры.
Таким образом, попытка разрешить кризис отлучения от церкви, апеллируя к практической пользе церкви для отдельного человека, означает попытку возродить те самые проблемы, которые привели нас сюда с самого начала. Обращение к индивидуальному опыту — это не путь вперёд. Грех с самого начала является делом разделения, превращающим людей в рассеянных индивидуумов, и Божье исцеление не может принимать форму болезни.
Как выразился Герхард Лохфинк, у Бога будет народ, а не просто собрание индивидуумов. Быть народом — значит существовать коллективно благодаря нашей молитве, нашему благочестию и нашей цели, неотделимым друг от друга. Когда Писание повелевает нам собираться, это потому, что именно так призвал нас Бог и кем Бог призвал нас быть: новым народом среди народов мира, святым храмом, в котором отдельные камни соединены вместе (Евр. 10:25; Еф. 2:21).
Итак, что же должны сделать церкви, чтобы восстановить свою идентичность как народа? Как нам, по словам Уильямса, восстановить евангельскую экклезиологию?
Книга Дитриха Бонхёффера "Жить вместе" была написана в другое время церковного кризиса, когда Бонхёффер помогал основывать новую семинарию для молодой Исповедующей Церкви. Исповедующая Церковь была создана в качестве альтернативы Немецкой Национальной Церкви, которая изменила своё вероисповедание, включив в него новый пункт, предлагающий верность фюреру.
Полностью связав себя с Адольфом Гитлером, Национальная Церковь попыталась утвердиться как истинная “церковь народа” — безусловно, стратегия долгосрочного выживания, но еретической ценой. Хотя контекст Бонхёффера иной, вызовы культурному выживанию церкви сегодня заставляют нас задавать один и тот же вопрос: что такое “церковь”, которую мы пытаемся спасти?
Церковь, пишет Бонхёффер, сосредоточена не на индивидуальном опыте или способности сильного лидера излагать убедительное видение. Это может поддерживать церкви, но только на время. Вместо этого церковь во всех своих практиках призвана быть сообществом — людьми, которые встречают Христа через себя и друг с другом, а не просто группой индивидуумов, живущих бок о бок друг с другом.
Это сообщество должно быть сосредоточено на Христе, который присутствует в их среде. Христос призвал каждого человека, помимо него самого, стать частью этого общего тела. Только благодаря Христу церковь выживает и преуспевает, и только Христос создаёт тело, сосредоточенное на том, чтобы быть Божьим народом в мире.
Если мы приходим к Бонхёфферу в надежде, что, превратив наши церкви в сообщества, они станут успешными, мы упускаем его мысль: именно сообщество вообще делает их церковью.
Для Бонхёффера индивидуальная христианская жизнь невозможна. Поскольку Дух объединил тело, мы встречаемся со Христом через слова, которые мы говорим друг другу, через Причастие, которое мы едим вместе, и через Священные Писания, которые мы читаем и проживаем бок о бок друг с другом. Практики, которые он одобряет в "Жить вместе", направлены не столько на то, чтобы сделать церковь успешной, сколько на то, чтобы превратить церковь в сообщество.
Но работа по становлению народом не означает принятия новой программы. Это означает ещё раз обратить наше внимание на знакомые практики христианской жизни — совместное пение, чтение Священных Писаний, совместную трапезу — только с более глубокой целью: стать общиной. Таким образом, хотя совместная жизнь сугубо практична, она также глубоко теологична.
Например, когда мы вместе читаем Священное Писание, он советует выбирать более длинные отрывки, которые напоминают нам о продолжающейся Божьей работе среди Его народа, работе, к которой приобщена современная церковь. Такие отрывки посвящены многовековой истории, которую мы разделяем с христианами на протяжении всей истории, в отличие от сосредоточения на индивидуальном контексте человека. В частности, он высоко оценивает Псалмы, молитвенник Израиля, которые обращают наше внимание на постоянную связь церкви с Израилем и на наше призвание быть народом.
Точно так же, когда мы поём коллективно, он рекомендует петь в унисон, чтобы сосредоточить наше внимание не на наших индивидуальных переживаниях, а на реальности того, что Бог создал нас единым народом. И когда мы молимся вместе, Бонхёффер просит нас молиться в первую очередь о тех вещах, которые касаются нашей общей жизни, а не о тех вещах, которые принадлежат исключительно отдельному человеку.
Когда мы расходимся в течение недели, у Христа остаётся достаточно времени, чтобы обратиться к нашим индивидуальным заботам и нашей личной жизни через Священные Писания. Но даже эти времена, говорит Бонхёффер, предназначены для назидания всего общества, чтобы мы могли вернуть церкви то, что Христос дал нам, пока мы были в разлуке друг с другом.
Аналогичный подход применим к тому, как мы читаем Священные Писания, разделяем трапезу и думаем о миссиях. Если цель церковной практики состоит в том, чтобы сплотить нас как народ, тогда важно не только то, что мы делаем, но и то, как мы это делаем.
Как напоминает нам Бонхёффер, “христианское братство — это не идея, которую мы должны реализовать; это скорее реальность, созданная Богом во Христе, в которой мы можем участвовать”. Практика молитвы, пения и служения — это не волшебные пилюли, а приглашение Бога в более глубокую реальность, которую Христос сделал возможной.
Мы приглашаем всех верующих среди нас, а не только отличных читателей, быть читателями Священных Писаний. Мы едим таким образом и в такое время, чтобы все могли собраться. Мы выполняем миссии не для того, чтобы дать людям возможность стать религиозно связанными личностями, а для того, чтобы стать членами сообщества, где будут востребованы дары и где мы могли бы получать слова Христа от других.
Комментируя взаимный характер молитвы, Бонхёффер говорит, что то, что позволяет отдельному человеку молиться за группу, — это “ходатайство всех остальных за него и за его молитву”. Он спрашивает: “Как мог бы один человек молиться молитвой братства, не будучи укрепленным и поддерживаемым в молитве самим братством?”
Какая бы духовная жизнь ни была у индивидуума, она в первую очередь зависит от сообщества, которое создаёт Бог во Христе. Церковь здесь — это не запоздалая мысль: это презумпция. Бог создаёт людей, чья совместная жизнь во Христе делает возможными все наши индивидуальные путешествия по миру.
Дух привлекает нас отовсюду и идёт с нами по всему миру — независимо от того, собрались мы или нет. Но этот выход - ради того, чтобы меня вернули обратно. Мы созданы для того, чтобы быть людьми, чьи жизни связаны воедино, а не людьми, которые просто обходятся своими силами.
Если речь идёт о лишении церкви, то реакция не может быть более похожей на ту, которая привела нас сюда. Ибо церковь предлагает нам нечто такое, что не может быть отнесено к категории потребностей Маслоу: церковь даёт нам Иисуса и делает нас частью тела Христова. И именно в этом теле мы становимся христианами, в котором мы ощущаем присутствие Христа и меняемся.
Точно так же, как ученики вместе учились слышать голос Иисуса, так и мы учимся. Мы не должны просто пересматривать нашу ошибочную евангельскую экклезиологию, рассматривая церковь как дополнительную помощь в удовлетворении потребностей жизни в вере. Вместо этого мы должны полностью отказаться от такого мышления. И если это ошибочное видение церкви - то, что оставляет после себя разцерковление, тогда тем лучше.
Myles Werntz - автор книги "От изоляции к сообществу: обновленное видение совместной христианской жизни". Он пишет в журнале "Christian Ethics in the Wild" и преподает в Христианском университете Абилина.
|