Рекомендации по более глубокому пониманию веры 1,2 миллиарда человек
Vijayesh Lal - генеральный секретарь Евангелического братства Индии, центральной сети и организации служения евангелистов и пятидесятников в Индии, представляющей более 65000 церквей по всей стране. Он также является аспирантом в ШУАТСЕ, Праяградж.
Индуизм, почитаемая и сложная духовная традиция, глубоко укоренившаяся на индийском субконтиненте, широко признана одной из древнейших религий мира. Встреча между этой верой и христианством, пришедшим в Индию в первом веке, была отмечена культурными обменами, теологическими дискуссиями и постоянно развивающейся динамикой религиозного плюрализма. Ранние взаимодействия были “настолько сердечными и диалогичными, что христиане Святого Фомы считались христианами по религии, индуистами по культуре и востоковедами по богослужению”, - пишет Анантананд Рамбачан в книге "Пути к индуистско-христианскому диалогу".
Однако в последнее время правый индуистский национализм начал продвигать специфическую интерпретацию индуистской идентичности и ценностей, что часто приводит к напряженности в отношениях с религиозными меньшинствами, включая христиан. Индуизм и христианство сейчас встречаются на фоне, который включает в себя не только историческое взаимодействие различных верований, но и современные проблемы религиозной идентичности и свободы.
Поскольку индуистские общины распространяются по всему миру, существует риск того, что современные политические и культурные идеологии, связанные с хиндутвой, могут сопровождать диаспору, потенциально формируя глобальное восприятие индуизма. Следовательно, взаимодействие с индуизмом необходимо для развития подлинного взаимопонимания и содействия гармоничным отношениям. Исследуя подлинные учения, философию и культурные проявления индуизма, отдельные люди и целые общества могут выйти за рамки стереотипов и получить более детальную перспективу.
Вот список из пяти книг, которые, на мой взгляд, помогут людям лучше понять индуизм и взаимодействовать с ним.
Для тех, кто ищет относительно краткое, но всестороннее введение в индуизм, я рекомендую книгу Клауса К. Клостермайера "Индуизм: краткое введение". Эта книга является хорошим пособием как для начинающих, так и для тех, кто стремится к тонкому пониманию этой древней духовной традиции, мастерски и лаконично ориентируясь в мистических и политических аспектах индуизма.
Клостермайер, католический священник с докторской степенью по философии, служил миссионером и преподавателем теологии в Индии в 1960-х годах. Он провел десять лет в Индии, проводя первичные исследования на многих языках, и его опыт в индуизме привел к тому, что он стал консультантом в папском управлении по нехристианским религиям. Он также некоторое время руководил академическими вопросами в Оксфордском центре индуистских исследований.
В книге соблюден баланс между доступностью и глубиной, без излишне научных подробностей. В ней также рассматриваются различные направления индуизма, такие как ведизм, шиваизм, вайшнавизм и шактизм.
Включение Клостермайером кратких биографий добавляет индивидуальности, проясняя различные течения в индуизме. Выдающейся особенностью является его исследование современной роли индуизма в индийском обществе и политике.
Для тех, кто хочет углубиться в изучение, я бы порекомендовал Обзор индуизма того же автора. Там 718 страниц, и это более продолжительное чтение, чем в этой книге, но гораздо более глубокое и научное.
Написанное Гэвином Д. Фладом, исследователем индуизма и сравнительного религиоведения в Оксфорде, "Введение в индуизм" даёт читателям объективный и уважительный обзор индуизма.
Светский в своем подходе, но не снисходительный, Флад представляет индуизм как набор традиций, естественным образом развивающихся в результате взаимодействия различных духовных течений в Индии, со всеми их внутренними различиями и противоречиями.
Книга, которую порой бывает трудно читать, даёт достойный похвалы и широкий обзор, охватывающий ритуалы, ортопраксию, распространенные верования, философию, теологию и постепенную эволюцию индуистской мысли начиная с ведического периода.
Флуд также выходит за рамки традиционных повествований, исследуя индуизм в современной политике и его глобальное развитие, от исторических личностей, таких как немецкие идеалисты, до современных теософов. Он умело ориентируется во взаимосвязи брахманической ортодоксии и местных народных традиций, исследуя различия между индуизмом домохозяина и отречённого. Он также объясняет сложные концепции и традиции, такие как вайшнавизм, шиваизм и шактизм.
Для всех, кто стремится к всестороннему, научному и увлекательному исследованию индуизма, работа Флуда является ценным руководством, предлагающим вдумчивое путешествие по сложностям этой непреходящей духовной традиции.
У Анантананда Рамбачана выдающийся профиль: он профессор религии в колледже Святого Олафа, выдающийся учёный и глобальный межконфессиональный лидер. Он специализируется на адвайта-веданте (школе индуистской философии) и индуистской этике, активно участвует в таких инициативах, как Всемирный совет церквей и Папский совет по межрелигиозному диалогу, и является сопредседателем организации "Религии за мир". Поэтому, когда он пишет книгу об индуистско-христианском диалоге, она становится обязательной к прочтению.
Недавно я купил книгу "Пути к индуистско-христианскому диалогу" и обнаружил, что она заставляет задуматься о тонкостях межконфессионального взаимодействия. Рамбачан обращается к таким проблемам, как обращение, хиндутва и опыт далитов, умело предлагая альтернативные отправные точки для диалога, подчеркивая при этом единство, смирение и общие проблемы — разумный совет читателям, которые ищут подлинного взаимопонимания между индуизмом и христианством. Его понимание теологических ресурсов и влияния индуистского национализма обеспечивает ценную основу для тех, кто интересуется сложностями диалога.
С целью поощрения человеческого достоинства и уменьшения неравенства Рамбачан призывает читателей выйти за рамки политических и теологических различий, взаимно учиться друг у друга и принимать разнообразие. Его книга - это приглашение читателям участвовать в содержательных беседах, которые выходят за рамки политики и способствуют состраданию, пониманию и активному служению в духе подлинного межконфессионального диалога.
Эли Стэнли Джонса (1884-1973) называют “величайшим христианским миссионером со времен Святого Павла”, и, возможно, я немного его фанат, помещающий здесь его книгу, но не без причины. Написанная почти 100 лет назад, книга Джонса "Христос с индийской дороги" по-прежнему актуальна.
Опытный американский методистский миссионер в Индии, Джонс выступал за более новый подход, чем тот, который был принят многими миссионерами того времени, и предостерегал от навязывания своей культуры сообществу. Вместо этого он призвал христиан учиться у других культур, уважая их истины и позволяя Христу естественным образом переплетаться с существующими культурами.
Представление Джонсом сути христианской веры как личности Иисуса, а не религии христианства, которая рассматривалась как западный импорт, разрушило барьеры и привело к пробуждению даже среди тех, кто, казалось бы, был незаинтересован. Прочитав за свою жизнь более 60 000 проповедей, он проповедовал об Иисусе в каждом крупном индийском городе, изображая Христа как того, “кто идёт по индийской дороге, сидит у костра в деревне и спасает угнетённых в Индии”.
На фоне борьбы Индии за независимость послание Джонса стало объединяющей силой. Его убедительный стиль письма в сочетании с искренней любовью к индийскому народу делают эту книгу полезным чтением для любого христианина, сердцем стремящегося к миссии.
В настоящее время я читаю эту книгу, которая была выпущена в апреле 2023 года, поскольку Индия является свидетелем феномена нескольких движений в направлении Христа, особенно в северной и центральной частях страны.
Движения в сторону Христа - это люди, обращающиеся к личности Иисуса Христа, а не к организованному христианству, и это то, что происходит внутри страны быстрыми темпами. Люди, которые решают следовать за Христом, делают это, оставаясь в рамках своей культурной и социальной среды, не принимая так называемых устоявшихся христианских практик в стране. Большинство из них известны просто как вишваси (верующие). Некоторых из них можно назвать индуистскими последователями Христа, в то время как других называют Йешу Сатсангис (спутники Иисуса), Йешу Дарбарис (члены королевского суда Иисуса) или, в данном случае, Христос Бхактас (преданные Христа).
"Между индуистами и христианами" исследует сообщество христиан-бхакт, состоящее преимущественно из далитов и других низших каст, причём поразительные 85 процентов составляют женщины. В основном расположенное в деревнях региона Банарас (Варанаси), священного центра индуизма, движение находит свое географическое местоположение в ашраме Матридхам, общине, основанной в 1970-х годах и возглавляемой отцом Анил Дэв. Этот ашрам превратился в значительный центр индийского католицизма, сыграв ключевую роль в формировании харизматического католического движения в северной Индии.
Вопреки традиционным христианским практикам многие христиане-бхакты воздерживаются от принятия крещения - стратегический выбор, который они делают, чтобы избежать социальных и семейных конфликтов. Несмотря на это отклонение от обычных ритуалов, их приверженность Христу остается горячей, что выражается в их участии в различных службах. Этот особый подход к религиозной практике отражает сложные переговоры, в которые вступают эти преданные, чтобы согласовать свои духовные убеждения с общественными и семейными проблемами, с которыми они сталкиваются.
Автор приходит к выводу, что кришнаитов можно называть как христианами, так и индуистами. Он утверждает, что “все религиозные категории возникают реляционно и дискурсивно”. Итак, “по отношению к своему избранному божеству кришнаиты-бхакты являются христианами, но по отношению к концепции избранного божества они индуисты. По отношению к крещеному католику они индуисты, но когда к ним присоединяется шайва-брамин, отношение каждого друг к другу меняется”.
Уникальные практики и демография христиан-бхакт, описанные в исследовании Сан-Кирико, дают убедительное представление о сложной природе религиозной идентичности и самовыражения в регионе Банарас. Ашрам Матридхам является не только физическим местом, но и символическим узлом, представляющим эволюционирующий ландшафт религиозных движений в северной части страны.
Дополнения
Я помещаю эти книги здесь, поскольку смог выбрать только пять для списка. Но эти книги важны, поскольку они дают представление о различных аспектах, связанных с индуизмом, кастами, хиндутвой и индуистско-христианскими отношениями.
Тхарур выступает за плюралистический и инклюзивный индуизм, отвергая узкие и вызывающие разногласия интерпретации, используемые индуистскими националистами. Он исследует богатую историю религии и разнообразные философии, подчеркивая ее терпимость и адаптивность.
Амбедкар утверждает, что кастовая система является не просто социальной проблемой, но глубоко укоренилась в индуистских писаниях и практиках. Он предполагает, что полное искоренение касты необходимо для истинного социального и экономического равенства в Индии.
Эта книга глубоко погружается в интеллектуальные корни политической хиндутвы, исследуя вклад Даянанды Сарасвати, Рабиндраната Тагора, Свами Вивекананды и Винаяка Дамодара Саваркара, а также выступает за пересмотр индуистских традиций, которые охватывают инклюзивность и самокритику.