Есть ли грех, от которого нет восстановления? Конечно, нет никаких проблем с представлением о том, что человек должен молиться за согрешающего собрата-христианина. Вместе с Иоанном христиане признают, что “все проступки есть грех” и что всё это отделяет людей от Бога. Таким образом, молитва и восстановительный совет (Гал. 6:1) кажутся уместными, когда мы наблюдаем согрешившего единоверца. Однако, где у Иоанна возникают проблемы, так это в упоминании “греха к смерти”, в отношении которого молитва неуместна (не то, чтобы это обязательно неправильно, но то, что это бесполезно). Что это за грех такой? И какой тип смерти предполагается — физическая или духовная смерть? Поскольку мы сами время от времени впадаем в грех, эти вопросы имеют практическое значение для каждого из нас. Это не просто решение академической проблемы Писания.
Этот отрывок встречается в конце 1 Иоанна, сразу после призыва к молитве (1 Ин. 5:13-15). По словам Иоанна, именно потому, что “мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили”, следует молиться за “брата”, который грешит. Иаков использует аналогичную структуру в заключении своего письма. После разговора о молитве об исцелении (Иак. 5:13-16) он отмечает ободрение к молитве, которое даёт пример Илии (Иак. 5:17-18), а затем говорит о том, как обратить грешника от заблуждения на его или её пути и таким образом спасти его или её от смерти (Иак. 5:19-20). Такая структура пожеланий здоровья плюс формулировка цели в заключении письма была типична для одной из форм греческих писем. Таким образом, неудивительно, что в своём заключении Иоанн также выражает пожелание здоровья, прежде чем перейти к изложению своей окончательной цели (вероятно, 1 Ин. 5:20).
Но о каком типе жизни и смерти говорит Иоанн? Это современный вопрос; он был задан не читателям Иоанна, поскольку краткость его ссылки предполагает, что они будут знать, о чём он говорил. Мы должны выяснить это из остальной части его письма. Итак, мы отмечаем, что в 1 Иоанна термин "жизнь" употребляется тринадцать раз, семь из них в этой главе. Поскольку он имеет в виду духовную жизнь (вечную жизнь) в каждом другом случае, в котором он использует этот термин, мы могли бы ожидать, что это значение будет и здесь. Точно так же два других места, где он использует слово "смерть" (оба в 1 Ин. 3:14), относятся к духовной смерти, а не к физической. Таким образом, даже несмотря на то, что в Новом Завете грех может привести к физической смерти (1 Кор. 11:30; сравните Деяния 5:1-11; 1 Кор. 5:5) и физической болезни (Иак. 5:15-16), маловероятно, что здесь имеется в виду именно это. Это особенно верно в том смысле, что как в своём Евангелии, так и в послании Иоанн рассматривает физическую смерть как нечто, уже преодолённое верующим (Ин. 8:51; 11:26; 1 Ин. 3:14).
Что же тогда представляет собой грех (не конкретные греховные деяния, а качество греха), который приводит к этой духовной смерти? В Ветхом Завете за некоторые грехи полагалась смертная казнь, в то время как за другие - нет (Числа 18:22; Втор. 22:26). В частности, преднамеренное нарушение заповедей требовало смерти, в то время как непреднамеренный грех - нет (Лев. 4:2, 13, 22, 27; 5:15, 17-18; Числа 15:27-31; Втор. 17:12). Оба эти различия были распространены и в еврейской литературе первого века. Хотя все эти ссылки в Ветхом Завете относятся к физической смерти преступника, было бы неудивительно, если бы Иоанн переосмыслил эту концепцию в терминах духовной жизни и смерти, поскольку именно на этом он сосредоточен. В этом ему помог Иисус, который упомянул о категории грехов, которые не будут прощены (Мк. 3:28 и параллели). Что это за грех такой? Для Иисуса это было наблюдение за деятельностью Святого Духа и называние этого делом рук дьявола. Точно так же Иоанн был обеспокоен группой отступников, людей, которые были частью христианской общины и ушли. В чём их грех? Они продолжают грешить (и, следовательно, потворствуют), они ненавидят своих собратьев-христиан и отделяются от них (таким образом, не соблюдая заповедь любви), они любят мирское и даже отрицают, что Иисус пришёл “во плоти” (вероятно, отрицание того, что у Христа было настоящее человеческое тело). Это не случайные ошибки или впадение в тот или иной грех, а осознанное и намеренное отворачивание от истины, с которой они столкнулись в христианской общине. Хотя они, вероятно, всё ещё считали бы себя христианами, Иоанн знает, что их стандарты и доктрины сильно отличаются от стандартов его группы.
Почему же тогда Иоанн не говорит, что за них следует молиться? Ответ заключается в том, что такая молитва бесполезна. Дело не в том, что молиться абсолютно неправильно. Хотя Иоанн явно не хочет, чтобы христиане молились о прощении таких людей, он тщательно подбирает слова, чтобы не запрещать это. Проблема в том, что эти люди не раскаиваются и не собираются раскаиваться. Подобно людям, описанным в Евреям 6, они познали истину и испытали полноту того, что есть у Бога, но отвернулись. Хотя Бог, несомненно, простил бы таких людей, если бы они действительно покаялись, никакие доводы не изменят их мнения. Они покинули истинную христианскую общину. Они “знают”, что они правы, а группа Иоанна неправа. Просить их покаяться бесполезно. Прощение приходит к покаявшемуся, а не к тем, кто умышленно упорствует в грехе.
Но Иоанн сосредоточен не на этом. Его точка зрения заключается в том, что христиане должны молиться за других членов христианской общины, которые грешат. Почему они должны это делать? Во-первых, Бог, по-видимому, предпочитает даровать прощение через исповедь другому и молитву другого (как в Иак. 5:15-16). Психологически это делает раскаяние гораздо более конкретным и, следовательно, продолжительным. Во-вторых, к греху следует относиться серьёзно. Сегодняшнее небрежение, если оно будет продолжаться, может обернуться обманом, и брат или сестра могут всё дальше и дальше отдаляться от Бога, пока не станут частью группы отступников. Время вмешиваться наступает не тогда, когда человек ожесточился и отвернулся от Бога, а когда замечен первый грех. Если человек тогда помолится, ему будет дарована жизнь, и он больше не ускользнет от Бога.
Таким образом, Иоанн призывает к двум вещам, которые сегодня часто плохо практикуются в церкви. Первый - это принятие ответственности за духовное благополучие собратьев-христиан, то есть за наблюдение за ошибками (суть в том, что человек “видит” грех; он заметен), исправление грешников (Гал 6:1-2) и молитву об их прощении. Второе - это серьёзное отношение к греху, осознание того, что он действительно может привести к серьёзным последствиям, если упорствовать в нём, и, таким образом, жить в святом страхе перед Богом и призывать других жить в нём. Иоанн не хочет, чтобы мы жили в страхе, что согрешили “грехом, ведущим к смерти”, ибо сам страх является признаком нашего раскаяния и, следовательно, того, что мы не совершали такого греха. Иоанн твёрдо намерен призвать нас вести жизнь, открытую друг другу, чтобы мы давали и получали исправление и таким образом не только удерживали друг друга от преднамеренного бунта и его последствий, но и помогали друг другу ходить в тесном общении с Богом, который есть свет (1 Ин. 1:5).
Смотрите также комментарий к Марка 3:28-29; Евреям 6:4-6; 10:26.
Hard Sayings of the Bible
|