В раннем Средневековье не было ничего необычного в том, что аббатиса (женщина - глава религиозной общины) управляла “двойными” общинами, состоящими как из мужчин, так и из женщин. Одной из тех, кто делала это, была Хильда из Уитби (614-680), чьё аббатство прославилось своими знаниями и библиотеками. Пять будущих епископов прошли обучение в её общине, а короли и правители обращались к ней за советом.
Многие женщины присоединились к крестовым походам. От них стали требовать получения согласия их мужей перед отъездом.
Женщины-христианки часто переписывались с самыми выдающимися лидерами своего времени и давали им советы. Элоиза (более известная своими отношениями с известным философом Питером Абеляром) поддерживала значительный обмен мнениями с Питером Достопочтенным, влиятельным аббатом Клюни. Они долго обсуждали теологию и духовность. Ансельм, впоследствии архиепископ Кентерберийский (1093-1109), переписывался с королевой Матильдой по вопросам религии.
Из всех признанных святых в период между 500 и 1200 годами около 15 процентов были женщинами.
Некоторые англосаксонские королевы назначали епископов. Королева Нормандии Эмма, один из самых могущественных людей в Англии в начале XI века, явно поступала именно так. Так же поступила Эдит, жена Эдуарда Исповедника, английского короля, построившего Вестминстерское аббатство.
Говорили, что Бригид Ирландская была рукоположена в сан епископа. Бригид, родившаяся в конце 400-х годов, основала первый женский монастырь в Ирландии и служила настоятельницей. Согласно одному сообщению, епископ Мел пожаловал аббатисе епископский орден, хотя она просила только об ордене покаяния; “и, следовательно, преемник Бриджит всегда имеет право на епископский орден и почести, подобающие епископу”.
Бонифаций, великий миссионер, известный как “апостол германцев”, специально просил прислать женщин, чтобы помочь ему обратить саксов-язычников. Одной из примерно тридцати женщин, которые отправились туда, была Лиоба, ставшая настолько уважаемой, что королева Карла Великого пригласила её посетить королевский двор.
Хротсвит, немецкая христианка, жившая в десятом веке, писала стихи, историю и, по сути, единственные драмы, написанные во всей Европе с четвертого по одиннадцатый века. (Хротсвит — это псевдоним, который она взяла себе - это означает “громкий голос!”)
Известно, что первая английская книга, написанная женщиной, была написана христианкой, влиятельным писателем и провидцем Юлианой из Норвича.
Отец Жанны д'Арк приказал её братьям утопить её, когда она была маленькой девочкой. Только их неспособность сделать это позволила ей повзрослеть и в возрасте 17 лет спасти Францию от военного уничтожения. Марк Твен после двенадцати лет изучения жизни Жанны пришел к выводу, что её жизнь была “самой благородной жизнью, которая когда-либо рождалась в этом мире, за исключением одной”.
Почти все европейские христиане, начиная с середины XIII века, верили, что папой была женщина. Говорили, что папа “Жанна”, переодетая мужчиной и известная как папа Иоанн, начала своё правление в 855 году (по другим версиям, в 1100 году). Её предполагаемое правление — длившееся почти три года - закончилось— когда она родила во время процессии. Эта история получила настолько широкое распространение, что примерно в 1400 году в Сиенском соборе был установлен бюст папы Иоанна, и Ян Гус говорил о ней на суде незадолго до своей смерти. Только в середине 1500-х годов эта история была опровергнута.
Вальденсам, группе, возникшей в XII веке и описываемой как “протестанты до реформации”, было предъявлено обвинение в том, что они разрешали женщинам проповедовать.
В позднем Средневековье некоторые женщины-христианки в своём стремлении к святости выбрали жизнь, посвященную молитве и одиночному заключению. Эти отшельницы, как их называли, часто жили в маленькой комнатке, пристроенной к церкви. Окна позволяли им заглядывать в святилище, наблюдать за проводимыми там службами и смотреть на деревню, чтобы иметь возможность купить еду и необходимые принадлежности.
Первая известная пьеса о морали, важная форма драмы позднего средневековья, была написана женщиной Хильдегардой из Бингена, немецкой аббатисой XII века.
Святые женщины так ценили свою девственность, что в некоторых крайних случаях они резали или уродовали себя, чтобы к ним не приставали мародерствующие захватчики их монастырей. Одной из тех, кто сделал это, была Эбба Младшая, настоятельница отдаленного монастыря в Шотландии во время волны датских вторжений в конце девятого века.
Фара, святая конца 600-х годов, основала объединенную общину мужчин и женщин на севере Франции, где она правила как аббатиса и приняла на себя священнические и епископские полномочия, выслушивая исповеди и отлучая членов церкви от церкви. Настоятельницы продолжали обладать значительным авторитетом; ещё в XIII веке некоторым настоятельницам пришлось запретить выслушивать исповеди своих монахинь.
Анна Комнина, дочь византийского императора Алексея I, написала самую подробную историю церкви своего времени.
Женщины совершали обширные паломничества — часто с небольшой свитой — в Святую землю. Одной из таких паломниц была Марджери Кемпе, которая путешествовала (без своего мужа) сначала по Англии, а затем в Рим и Иерусалим.
Женщины сыграли свою роль в том, чтобы помочь положить конец “вавилонскому плену” церкви, почти 70-летнему периоду, в течение которого папство находилось в ссылке в Авиньоне, Франция, в тени французской королевской власти. Биргитта (или Бриджит) из Швеции настоятельно призвала папу Климента VI вернуть папский престол в Рим. Позже Екатерина Сиенская провела три месяца в Авиньоне и успешно убедила папу Григория XI вернуться в Рим.
Элеонора Аквитанская (королева Англии и Франции XII века и щедрая покровительница аббатства Фонтрево) надела на свою свадьбу траурный цвет — белый. Таким образом, она создала прецедент для невест на протяжении всех последующих столетий.
Jeannette L. Angell является докторантом по истории и литургике в школе теологии Бостонского университета.
|