В свете недавних обвинений духовного насилия в Soul Survivor Watford (церковь Спасителя души Уотфорд) и церкви, ранее известной как Anaheim Vineyard (Анахаймский Виноградник), д-р Селина Стоун объясняет, что такое духовное насилие и как его выявить в наших сообществах.
Что такое духовное насилие?
Духовное насилие можно классифицировать как отдельную категорию насилия или просто как форму насилия (например, эмоционального или психологического), которое имеет место в религиозной среде. Во многих случаях это может оказаться невыявленным или остаться незамеченным.
В своей книге «Побег из лабиринта духовного насилия» (издательство SPCK) доктор Лиза Окли, психолог, посвятившая свою карьеру исследованиям в этой области, приводит несколько примеров того, как может выглядеть духовное насилие:
«Манипулирование, давление и эксплуатация; ожидание чрезмерной приверженности и соответствия; принудительная ответственность; цензура (невозможность задавать вопросы, не соглашаться, выражать озабоченность или обсуждать духовное насилие); требование послушания; страх; изоляция и неприятие; публичный позор и унижение».
«Духовное» в духовном насилии может использовать тексты Священного Писания или постулаты богословия (представлений о Боге) для узаконивания насилия или угроз людям. Но это также может быть связано с духовной силой, которой обидчик часто обладает благодаря своему формальному положению или статусу «мужчины» или «женщины Бога».
Происходит ли это в моей церкви?
Реальное положение вещей таково, что большинство из нас в какой-то момент своей христианской жизни, возможно, испытали один или несколько видов поведения, описанных доктором Окли выше. Это относится и к тем местам, которые мы считаем в целом положительными.
Наши лидеры могут указать нам на то, что от нас требуется, и что необходимо для нашей христианской жизни и для угождения Богу. Однако психологическое и эмоциональное воздействие на жизнь человека в такой момент может оказаться крайне разрушительным. Я опасаюсь, что принуждение может быть настолько неотъемлемой частью христианской культуры, что мы уже не сможем отличить принуждение от здорового христианского лидерства.
Как определить принудительный контроль?
Нет ничего плохого в том, чтобы дать людям возможность посвятить свое время или деньги своей церкви. Вклад в сообщества, к которым мы принадлежим, расширяет наш опыт общения с ними. Также допустимо объяснять, как определенные действия могут улучшить или подорвать духовную жизнь человека. Мы не можем быть христианами в изоляции. Но принуждение мешает человеку иметь свободу действий и власть над собственной жизнью и дает эту власть другому. Принуждение не позволяет людям не соглашаться или говорить «нет» без последствий. Оно отрицает данное Богом достоинство и свободу человека.
Как я могу поддержать человека, подвергшегося духовному насилию?
Когда происходит духовное насилие, последствия разрушительны. Когда имя, голос, воля и характер Бога ассоциируются с человеком, который оказывается насильником, легко может последовать духовный кризис. Это также может спровоцировать эмоциональный и психологический кризис у христиан.
В некоторых случаях предполагается, что выжившие будут хранить молчание, чтобы доказать, что они «хорошие христиане». Они могут подвергаться газлайтингу (когда личный опыт или восприятие реальности постоянно подвергается сомнению или ставится под сомнение другим).
Как человек может отличить голос Божий от пагубных действий «помазанника Божия»? Это может стать определённым процессом, который часто включает в себя помощь пострадавшему покинуть как место, где имело место насилие, так и другие подобные сферы.
Некоторые выжившие ищут альтернативные места для изучения духовности и веры без риска манипулирования со стороны других. Некоторые находят дорогу обратно к Богу, некоторые даже находят дорогу обратно в церковь. Однако ни один из исходов не может быть предугадан, и ни к одному из них нельзя вынуждать человека.
Здоровая христианская культура гарантирует, что каждый человек понимает силу, которой он обладает, и способен размышлять о том, как он должен и не должен использовать ее. Это дело не только публичных лидеров, но и всех нас, кто имеет право говорить правду, высказываться, когда это важно, и сопереживать тем, кто страдает. Каждый из нас несет ответственность за обнародование жестокого обращения с детьми или взрослыми, которые находятся под угрозой насилия. Мы все должны знать о процедурах защиты в наших церквях и других местах, чтобы быть готовыми действовать в случае необходимости. Если кто-то делится своей историей о жестоком обращении, мы можем внимательно выслушать его, не задавая вопросов, не выражая сомнений и не преуменьшая значения всего пережитого. Возможно, мы сможем предложить практическую поддержку. Это может сводиться к таким простым вещам, как просто находиться рядом, когда они отправляют электронное письмо или звонят, чтобы сообщить о насилии. Также может быть полезной информация о том, с кем еще они могут поговорить, кто уже получил соответствующий опыт.
Как мы можем предотвратить духовное насилие?
Проблемы духовного насилия коренятся в динамике власти и беззащитности, которая часто формирует церкви и некоторые христианские организации. Мы поощряем высокий уровень открытости ( беззащитности или уязвимости) , не ведя честных разговоров о возможных злоупотреблениях. Мы создаем в богослужении атмосферу, в которой люди склонны терять бдительность. Мы призываем людей отказаться от своей воли, мнений и желаний, но не поощряем здоровые границы в соответствии с существующими рисками.
Говоря библейскими терминами: мы сосредотачиваемся на овцах, пастырях и даже наемниках, но редко упоминаем о волках (Иоанна 10:11-13). Когда мы говорим об опасных лидерах, мы предполагаем, что они принадлежат к другим сообществам. Мы каждую неделю предупреждаем людей об опасностях, таящихся в других церквях и деноминациях или с иными взглядами, но не об опасностях в тех местах, где мы живем.
Предотвращение духовного насилия зависит от того, осознает ли каждый из нас, что мы неспособны точно судить о других и даже о себе. Доверие к Богу не означает, что мы должны безгранично доверять другим. Любовь требует, чтобы мы делали все, что должны, для обеспечения благополучия и заботы о других, а также и о себе.
Д-р Селина Стоун — научный сотрудник с докторской степенью в области теологического образования в Даремском университете.