Один друг, который покаялся в духовном насилии, рассказал мне, как он стал таким. Он описывает своё детство как «религиозное, но без принятия или одобрения». Когда он ушел из дому, он искал место, где мог бы чувствовать себя значимым. Он также хотел найти работу, где люди бы нуждались в нём. Он тяготел к христианскому служению (весьма общая история). Он объяснил, как в своей первой церкви он быстро собрал вокруг себя прихожан, которые восполняли его нужды и слепо поддерживали его. «В определённое время», говорит он, «я установил классовую систему с поддерживающими меня на верху, а угрожающим моему лидерству внизу. Эта система помогла мне в моём заблуждении, что я делаю правильные вещи».
Затем мой друг рассказал мне, как он причинял боль и разрушение находящимся внизу, и как он тренировал находящихся на верху, чтобы они последовали его насилующему стилю. В конце концов он освободился от своего побуждения контролировать других через глубокое понимания Божьей милости и благодати. Он публично покаялся и пытался исправить сделанное.
<1>
Насильник находит утешение в том, чтобы быть Богом кому-то. Жертвы же находят безопасность в том, чтобы быть поглощёнными чьими-то проблемами. Никто сознательно не хочет причинять боль. Боль – это просто цена, которая должна быть заплачена. Эта плата, однако, погружает каждого из участников в больший и больший долг. Только объявление полного банкротства и полная зависимость от Божьей милости и благодати может принести жизнь и выход. Только через смерть к фальшивому утешению и безопасности, обретаемому в насилии, можно найти истинную свободу и правильную форму независимости. Больше об этом в следующей главе.
Насильник нарцисс
Второй классический тип духовного насильника – это героический, грандиозный и мессианский нарцисс, который обладаем желанием быть кем-то великим или совершить нечто беспрецедентное для Бога. Несение всех этих фантазий требует кооперации других и доступ к их деньгам. Подобно первому типу, этот лидер может ранить людей неосознанно; но люди ранятся, когда их используют для целей лидера или Божьих «высших целей».
Иногда первая и вторая категория лидера сочетается в одном человеке. Самые очевидные примеры – это лидеры с культом личности. В политике, дефективное эго вкупе с мессианским комплексом и доступом к большой власти производит Гитлера, Муссолини или Сталина.
Как и первый тип лидера насильника, насильники нарциссы очень сложны. В чём-то они даже более опасны, чем неуверенные насильники, потому что они кажутся столь виртуозными, столь посвящёнными, столь одарёнными и столь преданными Богу. Они также более опасны, потому что нацелены не просто защитить себя, но чтобы им поклонялись. Они хотят больше, чем просто безопасное место для себя: они хотят, чтобы их прославляли.
Потенциал для нарциссизма коренится в детстве. Большинство маленьких мальчиков (а мне говорили, что и некоторые девочки), проходят через стадию нарциссизма, когда мнят в себе исполнение некоторой героической роли, для которой они подходят. Я знаю это по себе. Я хорошо помню, как мечтал в свои шесть лет спасти свою семью или учительницу из горящего здания. Супермен и Тарзан были моими героями. Это стадия реально искушает множество людей.
Но героические лидеры никогда не вырастают из своих детских фантазий. Душа истинного нарцисса избегает процесса созревания. Взрослый нарцисс привязан к мечте, что однажды о сделает что-то по-настоящему исключительное и беспрецедентное для своих поклонников и для Бога. Они фантазируют, как напишут бестселлер, который изменит курс истории, или как заевангелизируют страну, или как установят единственно истинную церковь, или как помогут миру, или станут командиром в Божьей армии последнего времени. У них грандиозное чувство собственной важности. Они чувствуют себя обречёнными на успех. Они верят, что заслужили человеческого низкопоклонства как и Божьего благоволения.
Лидеры нарциссы склонны приуменьшать других, чтобы поддерживать раздутое чувство собственной важности. Они могут негодовать и раздражаться на чью-то боль, если это встаёт на пути к их желанию. Лидеры нарциссы не просто артисты. Они действительно верят, что предназначены для величия и то нужды других людей вокруг них не важны.
Они потенциально опасны, потому что нуждаются в последователях, которые бы аплодировали их виденью и их качествам и оправдывали бы их действия. Их наибольший страх в жизни – быть неважными, безымёнными и безликими.
Самой доступной сценой для такого лидера, к сожалению, является церковная кафедра. Его выступление за кафедрой может быть первым опытом привлечения внимания и власти, которых он жаждет. Если он действительно одарован и желает трудиться, он увидит возможность реализовать свою мечту. Когда же мера этой мечты реализовывается и мессианский лидер наконец-то вкушает власть, которую жаждет, он захочет ещё больше. Это становится своего рода зависимостью.
Чтобы получить публичной поддержки, эти лидеры зачастую идут на экстраординарные заявления о себе или о других, на их стороне. Эти заявления включают особенное помазание, необыкновенную личную жертву, беспрецедентные переживания с Богом, уникальный тренинг, выдающееся учение или лидерский дар, откровение, прежде не доступное другим или секретное знание о Божьих целях на последнее время. Эти и другие заявления предполагают, что у Бога для них имеет специальное призвание лидера, и что «обыкновенные» люди должны восхищаться и следовать за ним, к чему их зачастую и побуждают.
<1>
После того как заявления лидера об его особенности и важности установлены, становится трудным для простых последователей подвергать его сомнениям. В это время этот лидер освобождается от всякой подотчётности. Это помогает ему действовать как ему угодно, усиливаясь в контроле последователей.
Но не всегда легко продолжать контролировать. У людей есть свои собственные нужны, которые, рано или поздно, потребуется восполнять. Мессианский лидер пытается удержать их от осознания или выражения своих нужд, обещая им нечто-то лучшее в будущем. Чтобы отвратить их от жизни сейчас, он обещает им: «Пробуждение надвигается» или «Великое Божьей движение почти рядом». Удержание последователей от «сегодня» позволяет ему продолжать действовать в своих интересах.
Ещё одна тактика в удержании людей от настоящего заключается в разжигании смущения, вызванного кризисом. Курс может изменяться, а запущенные программы кажутся не соответствующими реальным нуждам. Новые пророчества конфликтуют с теми, чтобы были на прошлой неделе, без всякого объяснения. Возникший беспорядок продолжает удерживать людей от осознания, что на самом деле происходит. Всё это помогает скрывать тот факт, что почти нет никакой продуктивной активности, а то малое, что есть, требует огромное количество потуг. Поскольку никто (за исключением тех, кто на верху) не знает, что происходит, распространяются слухи.
Кризис порой нужен, чтобы замутить воду. Враги – бесовские, политические или церковные – придумываются, чтобы обеспечить умонастроение «мы против них». Такой лидер часто звучит, будто его группа находится в войне со всем миром. Это не позволяет последователям смотреть по сторонам и лишает их энергии и способности проверить свои болезненные эмоции и разрушенные отношения.
Самое же эффективное средство контроля для мессианского лидера – это убедить его последователей, что они находятся вмести с ним в экстраординарной миссии. Если лидер успешно убеждает своих последователей, что он является уникальным инструментом Бога, они делаются уникальными через поддержку его. Это группа может говорить или подразумевать подобные вещи как «Мы являемся особенным движением Бога», «Мы являемся единственной группой, которая говорит истину», «Мы – верный остаток», «Мы находимся на Божьей передовой для этого поколения» или же «Мы готовимся для Божьей армии последнего времени»
Как только такой подход укоренился в группе, комбинация гордости и страха удерживает последователей в определённых рамках. Каждый хочет чувствовать себя особенным, и некоторые попадаются на крючок приятного желания быть частью элиты. Другие же боятся, что пропустят волю Божью и будут лишены своего особенного призвания. Это приводит к вопросу, кто же попадается на крючок мессианских лидеров и добровольно подчиняется насилию, исходящему от них.
Последователи нарциссов
Большинство из нас хотят героев. Мы хотим найти тех, кто понимает нас и может справиться с этим миром, который находится вне нашего контроля. Мы хотели бы положиться на отца или старшего брата – кого-то, кто заинтересован в нашей жизни. Если мы думаем, что нашли такового, мы дадим ему невероятную власть и свободу действий. Мы будем не замечать его ошибки, оправдывать его несовершенства и извинять его грехи против нас. Мы можем чувствовать, что это привилегия быть использованным для его благородных целей. Мы скорее станем податливыми жертвами, чем быть самим по себе и частью ничего особенного. Жертва нашей индивидуальности – это маленькая цена за возможность быть частью его особенной группы.
<1>
Молодёжь, которая осознаёт свою слабость, притягивается к лидерам, которые, как кажется, обладают мудростью и силой. Они могут чувствовать себя бессильными против искушения и греха и желают иметь человека, который бы решал и ставил границы для них. Они хотят истинной Новозаветной церкви, где бы всё было правильно. Незрелый человек хочет, чтобы кто-то был зрелый и определял за них.
<2>
Как уже было сказано, мессианский лидер обещает нечто в будущем, что отвратить от жизни в настоящем. При этом некоторые из нужд его последователей, в конце концов, становятся столь острыми, что требуется много усилий, чтобы их решить. Если они подчинятся своей гордости быть частью духовной элиты и не смогут преодолеть страх пропустить волю Божью, они по-прежнему останутся под контролем. Они могут думать, «Я уже столько вложил в этого лидера и эту группу, что не могу всё бросить. Может быть со временем всё отобьётся и это будет того стоить».
Продолжать вкладывать в неудачника является распространённым феноменом. Инвестор, который эмоционально привязался к акциям, продолжает покупать их, даже если они падают в цене. Тот, кто потратил кучу денег на использованную машину, продолжает платить за её ремонт, который не стоит цены этой машины. Жена или ребёнок, привязанный к отношениям с зависимым от алкоголя или наркотиков, надеется, что однажды тот возьмёт себя в руки. Таким же образом, некоторые последователи продолжают поддерживать лидера, который ранит их; они продолжают надеяться, что он когда-нибудь чего-то достигнет.
Пока не произойдёт обращения и покаяния, такие лидеры никогда не сделают что-либо хорошее. Единственный мессия, который когда-либо был, это – Иисус Христос. Всё остальные разочаруют.