2. Седалище Моисеево – Власть насиловать
<3>
В одной церкви молодёжный служитель вёл программы, которые привлекли множество студентов из двух местных старших школ и колледжа. Большинство из этих молодых люди были обращены и утвердились в вере через эти программы. Некоторые из них стали лидерами и занялись пасторской заботой молодёжного служения. Эта молодёжная программа была самой лучшей из всех спонсированной этой церковью. Церковь быстро росла через это служение, но эта молодёжная программа сильно повлияла на духовную жизнь всей общины. Она стала предметом зависти всей деноминации.
Всё закончилось резко, когда девочка-подросток обвинила молодёжного служителя в сексуальных домогательствах к ней. Её отец был казначеем церкви и председателем совета старейшин. Он использовал своё влияние, чтобы уволить этого молодёжного служителя без расследования. Это насильствующее влияние убило динамику работы с молодёжью в церкви и половина семей ушла.
Когда же служителя деноминации, наконец, расследовали обвинения против этого молодёжного служителя, обнаружилось, что они были ложными. На самом деле эта девушка пыталась соблазнить служителя, но не смогла. Тогда она сочинила эту историю, которая привела к уходу служителя. Этот молодой служитель был публично опозорен и, будучи разочарован, оставил служение и впоследствии перестал ходить в какую-либо церковь. Однако он неплохо зарабатывает, занимаясь страхованием жизни.
Занятие позиции
Один такой насилующий лидер, находящийся в стратегической позиции, имеет силу разрушить жизнь в церкви также как неправильно закреплённая плацента в материнской утробе. Иисус понимал это. В Матфея 23 (а также в других местах) Он говорил против этого. В дни Иисуса лидерами, занимающими стратегически неправильные места, были книжники и фарисеи. Эти духовные лидеры много потрудились, чтобы уничтожить Иисуса и служение жизни, которое Он принёс. В комментарии к Матфея 23, Dale Brunner говорит: «В этой глав Иисус разоблачает лжерелигию, и особенно лжерелигиозное лидерство. Иисус считал, что основной проблемой в Израиле было фарисейство…» Это фарисейское лидерство отвратило Израиль от Иисуса и удержало Израиль от царства небесного, которое пришло через Иисуса.
Фарисеи сами поставили себя управленцами и судьями людей, чтобы создать определённый тип религиозной общины. Ведущей характеристикой этой общины было её озабоченность чистотой. Фарисеи были тверды и помешаны на физической и моральной чистоте. Евреи, которые подтвердили свою чистоту, рассматривались членами общества на хорошей позиции. Фарисеи отгораживали от общества тех, кто не подтверждал свою чистоту. Их власть теми кто «внутри» и кто «вне» ясно изложена в Иоанна 12:42-43. Здесь мы видим, как многие еврейские лидеры поверили в Иисуса, но боялись в этом признаться из страха быть изгнанными из синагоги фарисеями. Власть фарисеев решать, кто «внутри», а кто «вне» общества была их властью насиловать.
<1>
Сегодня, когда церковные лидеры поставили самих себя привратниками, используя религиозный вид вместо веры в Иисуса как критерий принятия или отвержения, они стали теми, кто убивает жизнь в теле Христовом. Делая так, они продолжают служения Фарисейства.
В большинстве случаев духовного насилия, контроль людей является центральным моментом. Когда Иисус провозгласил новую Божью общину, поставив Себя лидером, фарисеи увидели, что их контроль пропадает. Это не только возбудило в них гнев против Господа, но побудило к проявлению власти против Него. Насилие требует власть, а у фарисеев она была.
Религиозная скрупулезность и желание контролировать других делает фарисеев самыми опасными людьми. Как К. С. Льюис однажды сказал: «Если Божий призыв не делает нас лучше, то мы станем ещё хуже. Из всех людей, религиозные плохие люди самые худшие».
<1>
Наш гнев порождается различными следствиями. Одно из самых интересных из них – это откровение о наших истинных предпочтениях. Мы только тогда сердимся о чём-то, когда это нас действительно волнует. Я сержусь, когда оказываюсь в длинной очереди. Это показывает, что меня волную неудобства. Когда мои три старших сына не уберутся в гараже после своей работы, я злюсь; это показывает моё предпочтение к чистоте. И если, как Иисус, мы сердимся на духовных насильников, это может свидетельствовать о нашем глубоком беспокойстве об их жертвах. Как объясняет David Seamands: «Человек, который не чувствует гнев на зло – это человек, который не ратует за добро. Если вы не ненавидите зло, то сомнительно, что вы вообще любите добро».
В Новом Завете есть несколько свидетельств о гневе Иисуса, которые показывают, что же Его действительно волнует. Мы видим в каждом из этих случаев, что Иисуса волнуют люди больше религии. Его глубокое беспокойство о людях, которые стали жертвами лжерелигиозной власти, ясно видна в Матфея 23. Одна из полезных вещей в гневе Иисуса здесь против фарисеев – это то, что это даёт современным жертвам духовного насилия разрешение, которое им может потребоваться, чтобы вырваться от своих насильников.
Иисус начинает своё обличение фарисеев, показывая, как они захватили власть, которой контролируют других. Основой их власти было седалище Моисеево. Он сказал: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Матфея 23:2). Моисеево седалище было не просто метафорой; это был каменный стул или трон, помещенный впереди синагоги. Фарисеи взбирались на это место власти, чтобы подтверждать свою власть над обычными людьми. Фарисеи взяли эту позицию власти сами. Они не были назначены Богом, ни выбраны людьми. Они сами сели на Моисеево седалище и захватили власть.
<1>
Опора власти
Я слышал, как пастора говорят: «Поскольку я пастор, то вы должны слушаться меня». Их требование не основано на истине или Божьем указании об их лидерстве в этом звании. Это – ложная основа власти. Я слышал, как другие религиозные лидеры говорят, в сущности, «Поскольку у меня есть степень доктора (Ph.D.), вы должны воспринимать мои слова серьёзно». Если их слова не истина, то у них нет власти и нам не нужно их слушать; их степени не имеют значение. Крайняя степень претензии на должность – это римское папство, которое утверждает свою непогрешимость, основанную на своей преемственности от святого Петра. (Это особенно интересно, поскольку Пётр – единственный человек, которого Иисус назвал «сатана»; он также ученик, который отрёкся от Иисуса три раза. Пётр определённо был не непогрешимый в своём поведении, на которое указал Павел; см. Галатам 2).
Любая претензия на власть, основанная на позиции, титуле, степени или должности – лживая. Единственная власть, которую признаёт Бог и которой мы должны подчиняться – это истина.
<1>
Ещё один трюк, который даёт лидерам занимать Моисеево седалище и не иметь подотчётности – это называть себя «помазанником Божьим». Это предположительно означает, что они являются особо избранными и одарёнными Богом и потому к ним надо относиться с особенным почтением. Ветхозаветное повеление «не прикасайтесь к помазанным Моим» используется, чтобы защитить этих лидеров от проверок или критики. Эта фраза, которая исходит из 1 Паралипоменон 16:22 и Псалма 104:15, вырвана из контекста и перевёрнута для собственных нужд. Когда Давид говорит эти слова, он предупреждает своих людей не убивать царя Саула, которого помазал Сам Господь маслом и Святым Духом.
Предупреждение Давида не убивать царя не имеет ничего общего с нашим отношением к церковным лидерам сегодня. Древняя классовая система Израиля, с её иерархией царей, пророков и священников упразднена в Новом Завете. У нас есть один Царь, и все мы являемся священниками, которым всем увещевается пророчествовать. Эксклюзивное духовное помазание, которое сходило на царей, пророков и священников в Ветхом Завете, сейчас обильно излито на весь Божий народ. Говорить о ком-то как особенно помазанном, подобно ветхозаветному лидеру, чтобы создать особенное благоговение перед человеком, значит применять классовую систему в царстве Божьем, где такой системы уже не существует.
<1>
Вочман Ни, видимо непреднамеренно, нацелил многих современных лидеров церкви на создание такой структуры. Ни писал, что если вы действительно понимаете Иисуса как главу тела, то вы также будете видеть, что другие члены тела выше вас по рангу и вы должны починять себя им. «C тех пор вы признаёте не только голову, но также и тех, кого Бог поставил в Своём теле представлять голову. Если вы не в ладах с ними, то вы не в ладах с Богом». Ни заявляет, что от нас ожидается слепое подчинение тем, кому делегирована власть над нами и это «неповиновение является бунтом и тот, кто находится в подчинении, ответит перед Богом».
Некоторые оппортунистические лидеры церкви основались на ошибке Ни, говоря, что Иисус теперь «управляет через делегированную власть, т.е. тех, кого Он поставил во власть под Собой. Где бы ни касалась Его делегированная власть нашей жизни, Он требует от нас признание и подчинение ей, также как если бы мы делали это лично пред Ним». <…>
<1>
Павел же имел другое понимание и проявил это, когда выступил против старшего себе, апостола Петра, как написано в Галатам 2. Когда Павел увидел, что Пётр «не прямо поступает по истине Евангельской» (стих 14), он «лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (стих 11).
<2>
Самые лживые доктрины получаются из чрезмерного акцента библейской истины, делая ее, таким образом, небиблейской или вынося библейскую истину из контекста и перекручивая её для целей, которые не планировал Святой Дух. Идея духовного покрытия – это ещё один вид лжедоктрины. Она имеет не просто маленькую или никакую библейскую основу, но и бросает вызов множеству библейских учений: эгалитарная природа церковного братства (Матфея 23:8-12), братская природа ученичества (Матфея 18) и совместное участие членов тела Христова (1 Коринфянам 12:14-16). В Матфея 10:1 Иисус дал своим ученикам власть и силу исцелять больных и изгонять бесов. Хотя Иисус делегировал своим ученикам Свою власть над болезнями и злыми духами, Он никогда не делегировал Свою власть над людьми кому-либо.
<3>
Лидерство слуги
Иисус ясно указал, что единственно легитимная духовная власть – это власть слуги. Он сказал, что хотя правители в мире бизнеса и государства господствуют над народом, «между вами да не будет так». Если кто-то желает быть великим, это хорошо, но величие должно выражаться через служение. Имеющий истинную власть будет служить как слуга, а не как правитель (Матфея 20:24-28, также Иоанна 13). Это одно откровение позволяет легко различить истинную власть в церкви.
В Луке 12:42 Иисус даёт картину истинной духовной власти в форме притчи. Он спрашивает: «кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?» Истинные лидеры – это не обязательно всецело одарённые или явно одарённые; им не нужна высокая должность; им не нужны титулы, чтобы подтверждать свои слова; им не нужно седалище Моисеево, чтобы поддерживать свою эффективность. Всё, что нужно, это быть верным и благоразумным, служа и раздавая хлеб, когда это нужно.
<1>
Иисус не только дал повеление лидерам служить как слуги, но Он показал нам, как делать это. В Его культуре, задача мытья ног гостей при входе в дом принадлежала самым низшим слугам. Когда Иисус мыл ноги Своим ученикам, он сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоанн 13:13-15). В церкви Иисуса, истинная духовная власть не возвышается на седалище Моисеевом, чтобы править, но преклоняется вниз, чтобы служить.
Лидерство слуги Иисуса было не просто одноразовым примером, временным выражением Его большой работы среди нас. «Слуга» - это тот, кем является Иисус – вчера, сегодня и вовеки. Иисус рассказал притчу о Своём Втором Пришествии: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими». А затем он шокировал тех, кто ожидал Его как меченосного судью. Наоборот Он сказал, что «он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лука 12:35-40).
Павел ясно видел, что этот служенческий стиль лидерства Иисуса является также и нашим. Наше намерения, говорит он, «должны быть те же, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филиппийцам 2:5-7). Иисус отложил свою позицию власти, как Бога и принял Свою функциональную власть как слуги. Как Его ученики, мы не можем отвергать власть слуги и занимать взамен место позиционной власти.
<3>
Хотя апостол Павел признавал должности апостола, пророка, евангелиста и так далее, он понимал, что они были дарами или ресурсами для тела. Нет ни каких намёков в посланиях Павла на то, что эти должности составляют пирамидальную структуру власти. Когда обращённые самим Павлом отвергли его лидерство, он не использовал должность, чтобы вернуть их. Хотя Павел был самым апостольски настроенным из всех апостолов, он не использовал должность или церковную силу, чтобы защищать свою власть. Когда проявилось его преуменьшение в Коринфе, он говорит: «убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Коринфянам 10:1; см. также Римлянам 10:1, 2 Коринфянам 1:24; 8:8, 1 Фессалоникийцам 2:7, Филемону 8-9).
Павел никогда не претендовал на седалище Моисеево или его эквивалент. Наоборот, он сделал себя ранимым для своих последователей, приглашая их на отклик подобным образом: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (2 Коринфянам 6:11-13).
<1>
Следование или сопротивление
Но кто-нибудь может сказать: «А что насчёт 1 Фессалоникийцам 5:12-13?» Там Павел говорит: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою».
Эти лидеры, которых Павел увещевает нас «почитать преимущественно» заслужили это почтение только потому, что они «трудились» (в англ. варианте, «тяжело трудились» - прим. переводчика) среди нас и для нас.
Кто-то ещё может сказать: «А что насчёт Евреям 13:17?» Вот что автор говорит нам: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». Для начала, этот стих не применим к лидеру, который не функционирует прежде всего как слуга «пекущийся» о душах. Во-вторых, новозаветное слово здесь для «повинуйтесь» не говорит о повиновении, которое можно востребовать по праву или наложить по указу. Скорее, это такого рода доверие, которое даётся добровольно лидерам в ответ на их характер и силу их убеждения. Комментируя Евреям 13:7, Ray Peacock говорит: «Такое повиновение не уничтожает волю личности, требуя слепой верности на любое повеление, но приглашает эту личность обдуманно поразмыслить, позволяя его сознанию быть последний арбитром перед Богом».
<1>
Новый Завет ясно даёт понять, что у духовных лидеров нет официальной или церковной власти, которой вести. Они только могут апеллировать к своим последователям и убеждать к кооперации. Читая Новый Завет, последователи должны понять, что они не могут быть заставлены подчиняться любому лидеру. Они свободны сотрудничать или нет.
Почему же тогда те, кто сам уселся на Моисеево седалище (тогда и сейчас), так эффективны в контроле, манипулируя и насилуя Божий народ? Я буду обсуждать психологию насильника и жертвы в следующих главах. Сейчас же позвольте мне сделать несколько основных наблюдений о том, почему люди поддаются духовному насилию.
В каждом человеческом обществе оказывается, что большинство людей желают быть ведомыми. Они следуют путём меньшего сопротивления, позволяя людям в позиции власти создавать законы, а затем применять их к нам. Когда же они применяют законы для насилия, мы (прежде всего) склонны подчиняться.
Наша тенденция иметь лидера – это наша больная религиозная природа. Наше стремление к Богу является необходимым для нас. Это самый значительный аспект нашей сущности. Те же, кто сел на Моисеево седалище и занял место посредника перед Богом, поэтому может играть на нашем желании по лидеру и нашем стремлении к Богу. Неудивительно, что самое ревностное желание угодить Богу является самым подходящим для насилия духовными властями, сделавшими себя посредниками перед Богом. Духовная чувствительность – самая рисковая.
<1>
Утешение осознать, что раны, которые вы получили от лидеров церкви в прошлом, могли быть из-за вашего несовершенства, но было кое-что и хорошее: ваше стремление быть ближе к Богу и угождать Ему.
<1>
Мы всегда будем хотеть лидеров, и мы всегда будем нуждаться в Боге, поэтому мы должны научиться различать хороших лидеров от насилующих. В следующей главе мы рассмотрим, как сделать это.
<…>
Предыдущее | Продолжение
|