Моя дочь в настоящее время переживает тяжелый период создания дружеских отношений с молодыми взрослыми, что включают в себя болезненный процесс поиска тех, кого можно включить, как это называется в фильме "Знакомство с родителями", в “круг доверия”, и открытие того, что многих туда не включишь. Ей неприятно слышать, как я говорю, что ей повезёт, если в её взрослой жизни будет достаточно настоящих друзей, чтобы пересчитать их по пальцам одной руки, а на самом деле, скорее всего, их будет меньше.
Это трудная правда, которую трудно принять, особенно учитывая тот факт, что мы отражаем образ нашего тринитарного Бога, сама природа которого связана с отношениями. Это означает, что мы созданы для настоящей дружбы, и печально отметить, что, как сказал Тим Келлер в своём сообщении, подавляющее большинство людей сегодня общаются с кем-то только потому, что верят, что этот человек может им чем-то помочь.
Учитывая это, неудивительно, что церкви работают сверхурочно в своём служении “связи”, чтобы объединить членов церкви, и в этой области церкви достигают многого. Но эта идея и приоритет дружбы просочились в пасторство, и вместе с этим возникли некоторые негативные последствия.
Ещё раз, что такое пророк?
Я, пожалуй, последний человек на планете, который описал бы сложную природу дружбы, но опыт научил меня, что: 1) Тим Келлер точен в своей оценке того, почему большинство людей общаются с другими, и 2) наше желание нравиться и “дружить” — почти любой ценой — чрезвычайно разрушительно и может в конечном итоге навредить тем, с кем мы взаимодействуем.
Это возвращает меня к тому, что сегодняшние церковные лидеры отдают приоритет дружбе со своими прихожанами, а не тому, чтобы быть их пророком. И, честно говоря, хотя я полностью за то, чтобы иметь друзей, когда дело доходит до моей личной святости и хождения со Христом, мне нужен пророк гораздо больше, чем друг.
Я держу пари прямо сейчас, что то, как я использую слово “пророк”, сбивает некоторых из вас с толку, поэтому позвольте мне определить, что я имею в виду. Когда Павел перечисляет “пророчество” в перечне духовных даров в 1 Кор. 12, слово prophéteia в этом контексте означает “дар передачи и утверждения открытой истины” и не относится к будущему, предсказательному откровению. Павел подчеркивает это значение несколькими главами позже, когда говорит: “кто пророчествует, тот говорит людям в назидание увещание и утешение” (1 Кор. 14:3).
Итак, теперь, когда мы на одной волне с тем, что такое пророк сегодня, что именно говорится в Писании, что они в первую очередь должны делать? Позвольте мне ответить на это отрицательно: не быть приспособленцами, угодниками людей и “друзьями” в том смысле, в каком наша культура определяет этот термин в социальном плане.
Пророкам Божьим, независимо от того, было ли им дано будущее откровение или просто велено проповедовать уже открытую истину, всегда было поручено защищать Божий народ, указывать на ошибки и говорить трудные вещи, которые нужно сказать. Это означает, что их часто недолюбливали, гнали, плохо обращались и даже хуже.
Естественно, это описание заставляет нас думать об Иеремии, Исайе и других ветхозаветных личностях, но “хождение” пророка было таким вплоть до наших дней. В качестве одного из примеров можно привести то, что великого Джонатана Эдвардса выгнали из его собственной церкви просто потому, что он попросил своих прихожан последовать библейскому примеру проверки самих себя (1 Кор. 11:28-29), чтобы подтвердить подлинную веру, прежде чем они примут причастие.
Такой риск - тяжелая пилюля для пасторов, которую трудно проглотить, и поэтому многим легче избежать неизбежных столкновений, связанных с работой пророка, просто не говоря и не делая ничего даже отдалённо “спорного”, что сегодня приравнивается к борьбе с духовными заблуждениями и грехом. Но при этом они попадают в ловушку, упомянутую Павлом, где неверующие неявно ведут пастора: “Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4:3-4).
Самый простой способ для пасторов не раскачивать лодку с кафедры - это избегать библейского изложения. Переход от стиха к стиху всегда приводит к трудным темам и суровым истинам, которые сталкиваются с духовным компромиссом и антибиблейскими культурными убеждениями. Вот почему отсутствие библейского изложения является отличительной чертой духовно отсталых церквей (в том числе тех, которые говорят, что они излагают, но, кажется, всегда пропускают трудные стихи).
Переходя тонкую грань между другом и пророком
Всё это приводит к вопросу о том, может ли пастор быть одновременно пророком и другом для своих прихожан? Конечно, и, как всегда, Христос служит прекрасным примером.
Довольно удивительно, что Сын Божий назвал нас Своими друзьями, но Он сказал: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Иоанна 15:15).
Но Христос также подчеркнул Свою власть над Своей паствой, когда сказал: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” (Иоанна 13:13). Вы не можете обойти тот факт, что Иисусу было что сказать Своим овцам в роли их Пророка, но Его наставления соответствовали тому, чтобы быть правильным другом, описанным в Притчах: “Искренни укоризны от любящего” (27:6).
Может быть, это только мне кажется, но чего мне не хватает в сегодняшних проповедях, так это авторитета и прямоты, которые Христос проявляет в Своих речах, которыми, как предполагается, должны обладать и Его представители. Другими словами, я не нахожу себя “уязвлённым”, если не нахожусь под руководством надёжных наставников, которые делают следующее: “обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (2 Тим. 4:2).
Как и вы, я могу легко впасть в грех, пойти на компромисс в тех областях, в которых мне не следует, и забыть свою первую любовь (Откр. 2:4). И вот почему, особенно сегодня, я нуждаюсь в пророке гораздо больше, чем в "друге".
|