Новый сериал Amazon «Властелин колец: Кольца власти» , который, как сообщается, стоил более 500 миллионов долларов, является самым дорогим телесериалом из когда-либо созданных. Джайлс Гоф рассказывает, как католическая вера Дж. Р. Р. Толкина сформировала одну из самых продаваемых книг всех времен.
|
По сравнению с другим писателем К. С. Льюисом, Дж. Р. Р. Толкина обычно считают более приемлемым в светских кругах. Но хотя Толкин не выдвинул христианство на передний план в своей работе, было бы ошибкой сказать, что его там нет.
Отец Джона Рональда Руэла Толкина умер, когда ему было всего три года, а его мать, Мэйбл, умерла, когда ему было двенадцать. Преданная католичка Мейбл доверила заботу о двух своих мальчиках местному священнику, который помог укрепить семена веры, посеянные их матерью. Когда ему было 16, Толкин встретил Мэри, такую же сироту, и они сразу же полюбили друг друга. Мария обратилась в католицизм до того, как они поженились, что даёт нам хорошее представление о том, насколько серьезно он относился к своей вере.
Когда Толкина спрашивали о своих убеждениях, это не относилось автоматически к его собранию сочинений о Средиземье, что было сделано намеренно; Толкин не выносил аллегорий. Как он заявил в предисловии ко второму изданию «Властелина колец»: «Я искренне не люблю аллегории… Я предпочитаю историю — подлинную или вымышленную — с её разнообразным применением к мыслям и опыту читателей. Я думаю, что многие путают применимость с аллегорией, но одна заключается в свободе читателя, а другая в целенаправленном господстве автора».
Так что Толкина интересует применимость, а не аллегория. Автор, говорящий читателю, что «это равно тому», слишком ограничен для него. Он хочет, чтобы читатель спросил: «Может ли это означать это?» Это абсолютный подарок для литературоведов, так как дает нам зеленый свет на то, чтобы применить к тексту разные линзы (и, честно говоря, мы и так собирались это сделать). Имея это в виду, давайте применим христианскую линзу к «Властелину колец» и посмотрим, сможем ли мы найти несколько параллелей с верой, которые вы, возможно, пропустили.
ПРОСТОЕ СРАВНЕНИЕ
Это низко висящий плод евангельских параллелей, и, поскольку большинство из вас разобрались с этим самостоятельно, мы довольно быстро обойдемся без него. Гэндальф сражается с Балрогом в шахтах Мории в Братстве колец. Он побеждает грозного монстра, но не без того, чтобы его утащили вместе с ним. С напутствием: «бегите, глупцы!» Гэндальф Серый жертвует своей жизнью ради своих друзей.
Их горе сильно, но недолговечно, так как вскоре после этого он воскресает. Вернувшись с ещё большей силой Гэндальф Белый снова присоединяется к своим товарищам. Он великолепен в белых одеждах, и сравнение с воскресшим Иисусом, явившимся Марии Магдалине, настолько велико, что его можно увидеть из космоса.
Хотя многие сравнивают разрушительную силу кольца с атомной бомбой, нетрудно увидеть в нем метафору греха. Саурон — воплощение зла, и он эффективно обманом заставляет людей, эльфов и гномов носить эти кольца, что приводит (по большей части) к их развращению и смерти. Можно провести сравнение между тем, как грех преображает и убивает людей, с тем, как кольцо превращает Смеагола в Голлума и в конечном итоге уничтожает его.
Но что более убедительно, так это то, что Фродо берет на себя работу по уничтожению кольца, что может иметь параллели с Иисусом, взявшим на Себя задачу спасения человечества.
В фильме, когда Фродо добровольно соглашается взять кольцо на совете Элронда, мы видим печаль и сострадание на лице Гэндальфа. Если представить Отца, Сына и Святого Духа, обсуждающих, что нужно сделать для спасения человечества, и момент, когда Иисус вызвался взять на себя грехи мира, нетрудно представить, что лицо Бога Отца могло бы повторить выражение лица Иэна Маккеллена в тот момент.
ОТВЕРГНУТЫЙ НАСЛЕДНИК
Фродо встречает Арагорна в своих путешествиях; таинственный странник, который оказывается наследником престола Гондора. На протяжении веков Гондор был королевством, в котором не было королевской линии, и вместо этого им правили стюарды, линия главных советников, которые следят за ним, пока не вернется истинный король. Однако Денетор, нынешний стюард, категорически отрицает заявление Арагорна: «Даже если бы его заявление было доказано мне, он все равно происходит из рода Исилдура. Я не склонюсь перед таким, последним из оборванного дома, давно лишенного господства и достоинства».
Имея в виду это сравнение, легко представить Денетора как фигуру, подобную Каиафе, первосвященнику, председательствовавшему на суде над Иисусом. Было предсказано, что царь придет из дома Давида, но Давид, как и Исильдур, был царем, который поддался искушению с пагубными последствиями, а Иисус происходит из убогого городка Назарета. Таким образом, и Каиафа, и Денетор отрицают притязания этого царя-слуги со скромными корнями.
РАНЕНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ НАС
Довольно рано в «Братстве» Фродо был ранен в Уэтертопе. Он бы умер там и сейчас, если бы не вмешательство эльфов, которое привело к его выздоровлению в Ривенделле. Фродо выдерживает опасное путешествие и с помощью Сэма видит уничтожение кольца. Но раны, которые он получил, так и не зажили. «Я был слишком глубоко ранен», — говорит Фродо Сэму перед тем, как уйти с эльфами и Гэндальфом в Бессмертные Земли (довольно четкая аналогия с небесами).
Хотя они спасли Средиземье, Фродо заплатил за это постоянную цену. Нетрудно было бы сравнить это с Иисусом и с тем, как даже Его воскресшее тело носило раны распятия. Как Иисус говорит Фоме в Иоанна 20:27: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои».
Это всего лишь несколько христианских параллелей, которые можно найти у Толкина. Важно помнить, что ни одно из этих сравнений не является полностью совершенным; любая метафора рано или поздно рушится, и это нормально; именно это делает его метафорой, а не аллегорией. Без сомнения, существует 1000 других способов прочтения работ Толкина, и мы можем быть уверены, что он приветствовал бы множество интерпретаций. Но если вы так склонны, странно утешительно видеть сияние христианства писателя, даже когда он не пытается это показать.
Giles Gough — писатель из Манчестера, ведущий подкаста «Бог в кино».
|