Изучение жизни великих евангелистов сделало меня менее амбициозным
Чтобы не навредить нашим бракам и семьям, мы можем учиться у предшественников в вере
Ещё в 2015 году, когда моя жена играла с нашими тремя детьми на детской площадке по соседству, я ошеломлённо уставился на неё, не веря своим глазам, прочитав загадочный твит бывшего пастора Туллиана Чивиджяна: “Добро пожаловать в долину смертной тени… слава Богу, там царит благодать".
Я быстро узнал, что эта цитата относится к недавно выявленным супружеским неосторожностям как Чивиджяна, так и его жены. Эта популярная икона движения за возрождение реформ, как и многие другие, была уличена в ужасных проступках, которые привели к расторжению их брака.
Когда появилась эта новость, я только что принял должность помощника пастора в Мемориальной церкви Голгофы в Оук-Парке и через пару месяцев должен был начать докторантуру по христианской истории в Школе евангельского богословия Троицы.
В течение следующих семи лет я продолжал изучать историю евангелистов. Все это время я продолжал искать ту же историческую закономерность, которую я не хотел игнорировать в литературе — тем более, что её повторение и последствия продолжали разыгрываться в евангельском мире 21 века, в котором я жил.
Слишком распространенная закономерность, которую я обнаружил, такова: великие евангельские деятели на протяжении всей истории часто имели трагические личные и семейные судьбы. Эта схожесть неоднократно подмигивала мне, когда я сталкивался с ней в биографиях и исторических отчётах евангельских пасторов, сторонников возрождения и активистов.
Евангельская история содержит множество поучительных историй о том, что происходит, когда амбиции становятся необузданными. И хотя некоторые евангелисты предпочли бы замалчивать эти истории или скрывать их, это было бы нам во вред. Эти предупреждения могут послужить будущему евангельской истории, и внимательное отношение к ним может побудить нас обуздать наши амбиции, установить здоровые границы и ожидания и заботиться о маленькой церкви в наших домах.
Лично я хочу учиться на их ошибках, защищая свою семью и защищая себя от трагедий, которые я сам сотворил.
Недавно, читая “Ранний евангелизм” У. Р. Уорда, я наткнулся на фрагмент о жизни Августа Германа Франке (1663-1727), фигуры, стоявшей у истоков евангелической истории. Франке был наставником известного теолога Филиппа Якоба Шпенера и проложил путь второму поколению немецкого пиетизма в конце 17-го и начале 18-го веков.
Его общественная активность и институциональная работа распространялись через евангельскую прессу и переписки, что снискало ему широкое доверие и уважение среди ранних евангелистов. Более поздние евангелисты, такие как Джон Уэсли, повторили трудовую этику и стратегию Франке в своих собственных служениях, к сожалению, в ущерб своей личной жизни.
Видите ли, в то время как Франке занимался чудесной работой в Царстве, его брак с Анной Магдаленой Франке страдал от разочарования неудовлетворённых потребностей. К середине жизни Анна и Август отдалились друг от друга, и в 1715 году их расставание стало достоянием общественности. Уорд также намекает, что Август уделял мало внимания их дочери Софии, в то время как он выполнял свои богословские амбиции.
Таким образом, в то время как общественное евангельское служение и активность Франке процветали, состояние его семьи ухудшалось. Несомненно, здесь что-то было не так, подумал я. Должно быть, между общественным служением Франке и его личной внутренней религией существовал разрыв.
Прочитав этот исторический рассказ Франке из Уорда, я написал в Твиттере: “Как историк, который много читал о трагической личной жизни великих евангельских деятелей в истории, я, в результате, стал гораздо менее амбициозным. Никакое достижение не стоит затрат на здоровую семью”.
Но история Франке, которая вызвала мой твит, была всего лишь самой последней трагедией среди множества других, с которыми я столкнулся в своих исследованиях.
Одной из фигур этого исторического движения, которая привлекла мое любопытство, является Абрахам Кайпер. Подобно англиканину К. С. Льюису, некоторые историки не стали бы изображать Кайпера как застенчивого предшественника ранних евангеликов. Тем не менее, обе фигуры оказали сильное влияние на развитие современного евангелического мышления, включая моё собственное.
Абрахам Кайпер (1837-1920) был не по годам развитым и амбициозным человеком. Он стал известен своей протестантской трудовой этикой и приверженностью христианской миссии по преобразованию всего общества. Многие евангельские мыслители и их письменные труды восхваляли эту ключевую фигуру в церковной истории, но большинство из них не рассказывают всей истории.
Евангелики часто вспоминают Кайпера за следующую цитату: “Во всей области нашего человеческого существования нет квадратного дюйма, над которым Христос, который является сувереном над всем, не кричал бы: “Моё!”" И всё же правда в том, что он боролся в сфере своей личной и семейной жизни.
Кайпер страдал от изнуряющей тревоги и депрессии, которые временами приковывали его к постели. Он научился справляться с симптомами переутомления, часто уединяясь на долгие периоды в отпусках и походах. В результате его жена и дети жаждали его присутствия во время этих долгих отлучек, пока он оправлялся от тягот своей миссионерской работы.
К сожалению, Франк и Кайпер - лишь верхушка айсберга, когда речь заходит о расходах, которые евангельские семьи заплатили за реформированную протестантскую трудовую этику своих близких.
Недавно кто-то попросил меня привести несколько примеров, и я неохотно привёл несколько имён - некоторые из которых я знаю из своих собственных архивных исследований, а другие я узнал из работ других историков. Проблема с называнием имён и увлечением вопросом “кто это сделал” заключается в том, что это может привести к вуайеристскому или непродуктивному историческому увлечению, а не к здоровой дискуссии.
Я думаю, что на самом деле евангелистам нужно меньше увлекаться тёмными сторонами наших павших героев и больше ценить спокойную, ежедневную верность пасторов, профессоров, сторонников возрождения и активистов, которым удалось плыть против мощных социальных и культурных течений своего времени, которые часто предъявляли нереалистичные требования к их результатам и производительности.
Евангельские лидеры на протяжении всей истории несли тяжелый груз, и они продолжают нести нереалистичные ожидания многих учреждений, издательств и служений, которые доминируют на евангельском рынке. Со временем некоторые из этих лидеров поддаются искушениям, которые приходят с дурной славой, и в конечном счёте отказываются от своих лучших суждений. И, к сожалению, евангельские организации также имеют историю скупости ради успеха — и они слишком охотно берут за счёт личных неудач своих лидеров и предпочитают скрывать их.
Когда я наблюдаю за профессиональными достижениями некоторых коллег-евангелистов, я искренне молюсь, чтобы Бог защитил их и их семьи. Хотя я в восторге от их успехов, я осознаю и боюсь того, что приходится всегда говорить “Да!” каждой возможности. Слишком часто это обрекает людей на неудачу, особенно если они не несут ответственности перед своими личными или семейными органами.
Что касается меня, то я стал совершенно менее амбициозен в результате изучения евангельской истории. Как я уже говорил, никакое достижение не стоит того, чтобы жертвовать здоровой семейной жизнью. Но это убеждение основано не только на моих знаниях о прошлых и нынешних падениях евангельских лидеров.
Моя осторожность по отношению к амбициям также проистекает из моей собственной прожитой истории. Точно так же, как евангельские амбиции подорвали доверие к стольким предшественникам веры, я вспоминаю время не так давно, когда они притаились у моей собственной двери.
Я был выгоревшим пастором, который стояла на распутье, глядя вниз на потенциальный путь к личной трагедии. Я испытывал мучительное ожидание того, что смогу вести определённый блог, набрать определенное количество подписчиков в социальных сетях, опубликовать больше статей в журналах, подготовить идеальное резюме и заявить о себе “правильным” людям. Я чувствую усталость, когда вспоминаю о множестве искушений, которые я испытала, и о различных тактиках, которые я использовала для достижения своих целей.
Несколько лет назад у меня был личный кризис, когда я пытался стать пастором на полный рабочий день и аспирантом на полный рабочий день. Этот кризис заставил меня перестроиться и переориентировать свои амбиции. Мы с женой ходили на терапию для пар и на индивидуальную терапию в течение года. Я изменил приоритеты в своём расписании и установил некоторые профессиональные ограничения в своей жизни. Я начал искать способы реинвестировать время вместе со своими детьми, и в конце концов мы заново научились ценить субботний отдых всей семьей.
Я знаю, что люди призваны приносить жертвы во имя Христа. Но даже апостол Павел утверждал, что женатые люди, особенно те, у кого есть дети, имеют определенный мирской вес. Это требует от них соблюдения баланса — между тем, какую часть своей жизни они отдают за дело Христа, и тем, сколько времени и энергии они оставляют для своих семей.
То есть мы все должны стремиться взвесить нашу приверженность протестантской трудовой этике и миссии Бога наряду с нашей приверженностью строительству маленьких церквей в наших домах. И в этой области евангелисты могут извлечь уроки из неудач наших предшественников — сохраняя наши миссионерские амбиции на должном месте и поощряя преданность нашей семьи Богу через бескорыстное служение.
Joey Cochran - муж Кендалл и отец Хлои, Ашера, Адали и Клары. В настоящее время он является приглашенным преподавателем в колледже Уитон и Школе евангельского богословия Тринити и координирует социальные сети для конференций о вере и истории.