Вы, должно быть, заметили некоторые странные события в Библии. Ситуация может стать неловкой. Мы изо всех сил пытаемся понять
|
Возьмём этот отрывок из Исхода 4:18-26: Здесь Бог посылает Моисея с миссией пойти и поговорить с фараоном. Но потом Бог встречает Моисея на его пути туда и хочет убить его! (...подождите! что?) Жена Моисея Сепфора, которая, по-видимому, была сообразительной, быстро обрезает их сына ножом и кладет крайнюю плоть к ногам Моисея. Это, кажется, помогает, и Бог уходит … Это определённо странно.
Конечно, мы всегда можем применить широко используемый фильтр Ветхого Завета... “ну, это же Ветхий Завет, не так ли...” и отмахнуться от этой истории. Мы дистанцируемся от подобных вещей, как будто Бог Ветхого Завета был совершенно иным, чем Бог, которого мы видим в Иисусе.
Но дело не только в Ветхом Завете, не так ли?
Возможно, вы знаете рассказ в Матфея:15:21–28. Иисус вместе со Своими учениками отправляется на север Галилеи. Пока Он там, к нему подходит женщина-нееврейка с трогательной и понятной просьбой: “...моя дочь ужасно больна, сжалься, помоги нам!”. Ответ Иисуса кажется шокирующим. Он говорит: “Я здесь ради израильтян (евреев).... Неправильно брать то, что принадлежит им, и отдавать это собакам”!
Звучит немного грубо, не так ли?
Есть ещё много других. Например, когда Самсон поджигает стадо диких лисиц (Судьи 15), или когда Ной напивается и раздевается догола (Бытие 9). В этих и многих других рассказах мы изо всех сил пытаемся понять суть, мы даже не узнаём Бога, которого знаем, и это может вызвать у нас беспокойство.
Изучение Библии
Вы могли бы найти любой трудный отрывок в приличном комментарии и изучить, что происходило, но будет проще, если вы можете вспомнить две вещи:
1. Библия была написана для нас, но не непосредственно к нам
2. Не каждое слово в Библии является последним словом Бога по этому вопросу
Библия была написана для нас, но не непосредственно к нам
В любопытном случае с Моисеем и крайней плотью мы не сразу понимаем, что Моисей ослушался прямого повеления Бога обрезать новорожденных мальчиков. (И это последняя из серии ошибок Моисея — он действительно не хочет идти и разговаривать с фараоном). Обрезание, признак принадлежности к народу Божьему, было важнее, чем мы, верующие неевреи, могли себе представить, но Бог отнесся к этому серьезно (...и я осмелюсь предположить, что Моисей после этого случая поступил так же).
Точно так же в посланиях Нового Завета мы находим ситуации и культурные проблемы, которые были совершенно уникальными для церквей, которым было адресовано письмо. Будь то споры о некоторых женщинах, которые слишком много говорили в одной церкви, или обрезание верующих в другой, это были проблемы, которые возникали в определенное время и в определенном месте. Для них были написаны конкретные инструкции.
Конечно, мы должны позаботиться о том, чтобы не переигрывать эту идею. Библия была написана ДЛЯ нас, для нашего образования, нашего руководства, и, как живое Слово Божье, мы не должны автоматически предполагать, что “это не относится ко мне” – в основном это относится к вам (и ко мне). Но в равной степени мы находим отрывки, которые действительно имеют смысл только в своё время. Только опыт, ведомый Святым Духом Божьим, может показать нам это, и, к сожалению, они являются причиной многих церковных разделений.
Не каждое слово в Библии является последним словом Бога по этому вопросу
Как насчёт обращения Иисуса с женщиной в Матфея 15? Это кажется грубым, даже жестоким. Но посмотрите немного внимательнее.
Она была хананеянкой (давним врагом Израиля) и, скорее всего, язычницей (поклонялась сотворённым предметам). Нечистая и не из тех, с кем еврей стал бы общаться, она знала, какие обычные насмешки она получит от евреев. Более того, вполне вероятно, что у нас есть только краткое изложение, суть того, что было более продолжительным и игривым разговором между Иисусом и этой женщиной. Мы не видим огонька в глазах Иисуса, когда Он произносит хорошо известное еврейское оскорбление, которого она ожидала, - чтобы посмотреть, как она и другие отреагируют. И на самом деле женщина принимает вызов в своём энергичном ответе: “Да, Господи, но даже собаки едят крошки, которые падают со стола!” Её реакция и её вера вознаграждены, и её дочь исцелена.
Иисус много говорил о том, что на самом деле делает нас “нечистыми” (в том числе ранее в той же главе). Нас загрязняет не то, кто мы есть, а состояние нашего сердца. И чтобы доказать Свою точку зрения, до и после этого события Иисус часто нарушает культурные границы, чтобы служить и разговаривать с “нечистыми”, например, проститутками, ворами, истекающей кровью женщиной и, конечно же, сборщиками налогов.
Не каждое слово в Библии является последним словом Бога по этому вопросу. Есть много примеров, когда мы видим это, включая, например, Нагорную проповедь. Здесь Иисус неоднократно подводит людей к новому пониманию Божьих заповедей в Ветхом Завете: “Вы слышали, что было сказано... но теперь Я говорю вам”. Некоторые авторы говорят об использовании Иисуса как “линзы”, через которую можно рассматривать Ветхий Завет, и я всегда находил это полезным.
Таким образом, легко почувствовать дискомфорт или даже отвлечься от необычных рассказов, которые мы находим в Библии, и наши друзья-атеисты любят цитировать эти примеры (неправильно!) Но давайте не будем забывать самую странную историю из всех. Старая-престарая история. Та, которая веками озадачивала мужчин и женщин. Давайте не будем упускать из виду её дерзость, её оскорбительный характер, слишком хорошо знакомясь с ней.
Рождение Бога в хлеву, смерть Бога как преступника … Вы не могли это выдумать. Это странно.
Chris Goswami — вице-президент по коммуникациям технологической компании и помощник священника баптистской церкви Лимм.
|