Бог ведёт себя плохо: является ли Бог Ветхого Завета злым, сексистским и расистским?
Игнорируя трудные места Священного Писания, мы упускаем возможность лучше понять Бога, говорит Дэвид Т. Лэмб. Вот несколько способов разобраться с теми отрывками Библии, где поведение Бога кажется трудным для понимания
Однажды вечером мы с женой Шеннон гуляли, когда закончили тем, что поболтали с нашим официантом (как обычно бывает). Он поворачивается ко мне и спрашивает: “Чем ты занимаешься?” Я отвечаю: “Я преподаю Библию, в основном Ветхий Завет”. Он немного оживляется. “Ветхий Завет? Разве это не то, где Бог всегда сердится, уничтожает людей и разрушает города?” Я вздыхаю и стараюсь не стонать: “Ну, не совсем так, но мне часто задают этот вопрос, так как у Бога Ветхого Завета плохая репутация”.
Как профессор Библии, я часто сталкиваюсь с различными формами вопроса, который задавал наш официант:
“Почему Бог такой злой и жестокий? Почему Он разгневался и поразил невинного Оззу, который всего лишь пытался поддержать ковчег?” (2 Царств 6).
“Является ли Бог сексистом? Почему Он приказывает изнасилованной женщине выйти замуж за своего насильника? Что с этим не так?” (Второзаконие 22).
“Почему Бог повелевает Своему народу истребить всех хананеев в книге Иисуса Навина? Является ли Бог расистом?”
Именно из-за этих и других подобных вопросов я написал "Бог ведёт себя плохо": является ли Бог Ветхого Завета злым, сексистским и расистским?" Некоторые люди находят это название оскорбительным, говоря: “Бог никогда не ведёт себя плохо!” Я отвечаю: “Вы можете думать, что Бог никогда не ведёт себя плохо, но многие люди так не думают. Возможно, даже это кто-то из ваших знакомых. Я хочу отнестись к их проблемам серьёзно”. Чтобы понять Бога, который, как может показаться, иногда ведёт Себя плохо, вот пять вещей, которые нужно попробовать.
ПЕРЕСТАНЬТЕ ИГНОРИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ОТРЫВКИ
Поскольку эти тексты вызывают такую тревогу, христиане склонны игнорировать их в своих молитвах, проповедях и преподавании в воскресной школе. Когда Павел заявляет: “Все Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения” (2 Тимофею 3:16, NAS), он тоже говорил о Ветхом Завете! Если мы будем продолжать игнорировать места, где Бог, как кажется, ведёт себя плохо, это будет похоже на то, что мы на самом деле не верим Павлу.
Друг пастора рассказал мне о времени, когда он столкнулся с тревожащими и непонятными отрывками из Писания, когда учился в Библейском колледже. Сначала он был смущён своим недостатком знаний, но потом разозлился из-за того, что его церковь никогда не помогала ему разобраться в них. Если эти тревожащие части Библии не обсуждаются в церквях, люди будут сталкиваться с ними только при самостоятельном чтении Библии или при разговоре со скептиком - ситуации, которые могут привести к сомнению или панике. Когда мы читаем, изучаем и обсуждаем трудные отрывки, мы не только начинаем понимать их, но и извлекаем из них пользу, открывая неожиданные истины о Боге и Его характере. В качестве примера, отрывок, который мы не будем здесь игнорировать, - это 4 Царств 2:23-25, где пророк Елисей проклинает группу мальчиков, которые насмехаются над ним, и Бог посылает двух медведиц, чтобы напасть на них.
ПОДТВЕРДИТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
Часто, сталкиваясь с проблемным отрывком, мы испытываем искушение преуменьшить напряженность. Нам некомфортно с Богом, которого мы не понимаем, поэтому мы пытаемся "исправить" текст поверхностным ответом. Если мы сделаем это во время разговора с другом-искателем, он может почувствовать себя оскорблённым, как будто мы думаем, что он глуп даже за то, что задал такой глупый вопрос. Будьте уверены, слово Божье выдержит трудные вопросы честных искателей и скептиков.
Вместо того чтобы принижать людей за то, что они задают трудные вопросы о Библии, нам нужно подтвердить их и их опасения. Если друг задаст вам сложный вопрос о Библии — возможно, об Елисеи, мальчиках и медведях, — попробуйте что-нибудь вроде этого: “Это отличный вопрос, который был у меня самого. Я бы с удовольствием обсудил это с тобой”. Если мы подтвердим, что люди задают подобные вопросы, у них будет больше шансов остаться с нами и нашими церквями и встретиться с Богом в процессе.
УГЛУБИТЕСЬ В ПРОБЛЕМУ
После уточнения нам нужно проблематизировать отрывок. Для многих людей, которые любят Бога, этот процесс может быть трудным, но необходимо полностью понять глубину проблемы. Я часто ставлю проблемы в гиперболической манере, от которой позже могу отказаться. Но этот решающий шаг гарантирует, что мы серьёзно отнеслись к проблеме, прежде чем приступить к её "решению". У меня были беседы с атеистами, которые, услышав мою проблематизированную версию отрывка, отвечают: “Ну, на самом деле это не так уж плохо”. Возвращаясь к Елисею, это звучит: “Почему Бог убивает кучу невинных детей только за то, что они дразнят старика?” Это проблематично.
ИЗУЧИТЕ ЯЗЫК
Теперь мы можем приступить к рассмотрению отрывка, начиная с проблемного языка. Это часто требует усилий, но оно того стоит. Хотя большинство из нас не могут читать Ветхий Завет на иврите или Новый Завет на греческом, мы можем обратиться к отличным ресурсам, таким как изучение Библии, комментарии или друзья, которые знают о Библии больше, чем мы. Поскольку мы понимаем, что проблемные термины имеют широкий спектр значений, это помогает нам понять проблематичное поведение Бога. В случае с Елисеем еврейские термины, используемые здесь для мальчиков (неарим, кетаним, еладим), имеют широкий диапазон значений - от младенцев до юношей. Когда мы смотрим на контекст, мы понимаем, что мальчики, вероятно, не были группой дошкольников, заблудившихся в лесу без присмотра, а больше походили на банду подростков, угрожающих старику.
ПОНИМАТЬ КОНТЕКСТ
Контекст проблемного отрывка часто помогает нам понять, почему всё произошло так, как произошло. Легко привнести наши собственные взгляды в текст таким образом, чтобы не принимать всерьёз библейский или древний контекст, что приведёт к неправильному толкованию. Мы можем осуждать мать, которая кричит на своего маленького ребёнка, оплачивая покупки у нас на глазах, но если бы мы узнали, что она мать-одиночка, только что потерявшая работу и переболевшая COVID, мы, надеюсь, проявили бы больше сострадания. Контекст имеет значение.
Из контекста книги Царств мы узнаем, что Елисей был человеком, который сверхъестественным образом накормил голодных, очистил отравленную воду, помолился о том, чтобы бесплодная женщина родила сына, воскресил мёртвых и предотвратил войну. Послав медведей, Бог сохранил жизнь пророку, который стал версией Матери Терезы девятого века до нашей эры. Тот факт, что Бог спас верного человека, который отдал свою жизнь, чтобы помочь нуждающимся, должен изменить наше восприятие Бога и Его действий. Проблема тревожащего поведения Бога, возможно, не исчезнет, но, изучив язык и поняв контекст, она обретёт больше смысла. И в ходе этого процесса мы обретём глубокое новое понимание характера Бога.
David T. Lamb (доктор философии Оксфорда) - профессор Ветхого Завета имени Аллана А. Макрея и декан факультета Миссионерской семинарии в Филадельфии, штат Пенсильвания. Ранее он работал в кампусном служении с межвузовским христианским братством и активно преподавал в различных межкультурных контекстах. Дэвид прожил в Оксфорде шесть лет и посещал церковь Святого Олдейтса во время своего пребывания в Англии.