Как одарённый христианский служитель стал атеистом?
Сет Волкер прошёл путь от вершин евангельской страсти и безоговорочного упования на Бога до полной утраты веры и попытки самоубийства. Встретившись с ним, Крис Госвами обнаружил, что в жизни Сета есть уроки, которые Церковь должна усвоить
«По своей невежественной наивности я думал, что смогу принести в эту деревню надежду, надежду на Иисуса»
Это реальная история одарённого молодого евангелиста по имени Сет.
Сет переезжает в один из самых неблагополучных жилых комплексов Англии, чтобы работать в местной церкви, и оказывается в хаотичном и неспокойном мире: вспышки насилия в нескольких семьях, живущих в одном доме, причудливые случаи одержимости духами, и Сет даже обнаруживает, что ему приходится физически защищать себя. Все случаи психических заболеваний и домашнего насилия оказываются на его пороге: от молодого человека с ножом, глотающего таблетки от эпилепсии и глотающего винты, до душераздирающих случаев избиения женщин и детей.
Как гласит подзаголовок его книги (рецензируемой здесь), «это не обычный приход и не обычный священник».
Несмотря на эту цепь травм, пастырское сердце Сета ярко сияет, и в конце концов он становится неотъемлемой частью этого неблагополучного, но очень человеческого сообщества и даже завоёвывает их уважение.
Увлекательная сцена разворачивается однажды, когда Сета вызывают в дом, где находится подозреваемый в жестоком обращении с детьми. Хотя мужчина, скорее всего, невиновен, для избиения собралась вооруженная толпа. В момент, поразительно напоминающий женщину, пойманную в прелюбодеянии (лучше назвать «мужчина, пойманный в лицемерии»), Сет присоединяется к обвиняемому. Он рассеивает толпу, но с немалым риском для себя. Со временем Сет платит высокую цену стрессом, бессонницей и постоянным беспокойством.
В конечном счёте он выглядит как «молодец, добрый и верный слуга» и как прелюдия к пожизненному служению, чтобы вдохновить всех нас.
Но это не то, что происходит.
Благодаря этому жизненному опыту молодой евангелист обнаружил, что его вера подвергается сомнению и, в конечном счёте, теряется. В книге подробно описывается «обращение» Сета с высоты евангельского рвения в атеизм.
ПОЧЕМУ СЕТ ПОТЕРЯЛ ВЕРУ?
Несколько недель назад я встретился с Сетом.
Мне пришлось, потому что его история казалась такой экстремальной. Я ожидал грубого, закалённого персонажа, но нашёл вдумчивого, мягкого и непритязательного мужчину лет пятидесяти. Мы рассмотрели причины его утраты веры. Нет простых ответов, но есть уроки:
1. Насилие и непоследовательность в Ветхом Завете
«Возьмите такой отрывок, как «…убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа 31), — говорит Сет.
Для Сета, как и для многих евангеликов, Библия была чрезвычайно важна. «Но это либо вдохновлённое Богом слово, либо нет, — говорит он, — нельзя просто сказать, что некоторые части вдохновлены, но другие должны рассматриваться через культуру». Он продолжает: «Почему Бог просто не сказал: «Давайте не будем использовать рабство»? Если он Бог, который никогда не меняется, тогда немного любви могло бы стать мощным посланием».
Многие христиане не изучают Ветхий Завет, и большинство церквей старательно избегают тревожных отрывков воскресным утром. На эти сложные вопросы есть ответы — ссылки в конце статьи могут помочь — но когда люди поднимают эти и другие волнующие темы, как мы с ними справляемся? Есть ли у нас открытая культура, которая провоцирует сложные вопросы, или мы делаем вид, что их нет?
2. Христианское богословие пошло не так
Сет говорит, что его евангелическое воспитание научило его брать на себя вину за всё, что шло не так в его жизни, и возлагать всю ответственность за свои успехи на Бога. Он говорит: «Это был двойной удар по моему самолюбию… либеральное применение кнута в сочетании с отказом от пряника».
Это мнение звучит свято, но нам нужно подвергнуть его сомнению. Мы не всегда несём ответственность за то, что в жизни идёт не так. Точно так же хорошо воздавать славу Богу, но если мы сделали что-то хорошо, то хорошо признать, что это сделали мы. Мы не марионетки, которых Бог контролирует для совершения добрых дел. Конечно, наши добрые дела вдохновлены нашим желанием следовать за Иисусом, но вполне нормально признать, не хвастаясь, что мы их совершали. Плохая теология вредит людям.
3. Узкие догматические убеждения
В простой вере нет ничего плохого. Иисус просит нас, в конце концов, прийти, как дети. Но простой отличается от упрощенного.
<…>
По его собственному описанию, евангельская вера Сета была узкой и догматичной. Например, его целью в сообществе всегда было «перевести людей через черту… заставить их произнести молитву грешника». Затем, что бы ни случилось, по словам Сета, «…есть насечки на обложке моей Библии!».
Конечно, людям нужно прийти ко Христу — и это может включать в себя такую молитву, — но заставить людей стать христианами может быть легко; помочь им бороться по жизни трудно. Это особенно верно в отношении маргинализированных сообществ, о которых многие церкви среднего класса не имеют представления. В итоге мы побуждаем людей произнести четырехстрочную молитву фигуре Деда Мороза, который может оставить нас сокрушительно разочарованными.
Есть материалы по «деконструкции» убеждений, которыми нас накормили, и они могут быть полезны, пока мы что-то реконструируем в конце. Возможна работа над обоснованными сомнениями, чтобы прийти к уверенности, но обычно это требует от нас отказа от некоторых давних узких верований.
4. Отсутствие поддержки и заботы
Сет ясно даёт понять, что не винит церковь в отсутствии поддержки. Он чувствует, что должен был попросить о помощи, но он этого не сделал.
Тем не менее, мы должны осознавать стрессы, с которыми сталкиваются особенно молодые служители и церковные работники, и их влияние на веру. Кажется, что у них всё отлично… у них всегда есть нужные слова, они «переводят людей через черту», и они молятся и читают Библию (мы думаем)… но их личная вера может быть другим вопросом. . В конце концов, они тоже люди, у них тоже есть сомнения. Им тоже нужны люди, которым можно разгрузиться.
Помню, когда я закончил теологическую подготовку, мой колледж подарил мне простую картину в рамке, которую я держу над своим столом. Она имеет форму сердца и цитирует слова из Притчей 4:23: «Больше всего хранимого храни сердце твоё».
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ХРИСТИАНЕ ТЕРЯЮТ ВЕРУ?
Сегодня Сет чувствует, что у него есть смысл и цель без Бога. «Если я хочу быть связанным с чем-то большим, чем я сам, — говорит он, — я хожу по болотам, я слушаю ручей, который течёт уже тысячи лет и будет течь ещё тысячи. Если я хочу почувствовать себя частью чего-то вечного, во мне есть атомы, образовавшиеся внутри звезды миллионы лет назад. Я смотрю на своих детей, на всё их хорошее и плохое, и знаю, что буду жить благодаря им».
Три года назад я разместил статью под названием: «Почему христиане теряют веру?». Она была прочитана многими и до сих пор привлекает комментарии и электронные письма. Читая Сета, я вижу совпадения с собственной потерей веры: разочарование в Боге, отсутствие по-настоящему открытого обсуждения, отсутствие поддержки внутри церквей. Но во многих случаях люди перестают верить не в Бога, а в карикатуру на Бога, которую им продали, а иногда и в церковь, в которую они перестали верить.
В книге Сета огромный опыт, поиски и душевная боль. Это работа многих трудных месяцев, и мы должны серьёзно отнестись к тому, как окружающие могут бороться с верой во всё, чему учат наши церкви. Хорошо находить места, где люди могут быть абсолютно честными. Крайне важно убедить людей, что они всё ещё могут принадлежать к любящему сообществу, даже если они не верят.