Любой, кто изучал теологию, понимает, насколько серьёзным испытанием это может стать для вашей веры. Я поступила в университет много лет назад, выросшая в консервативном евангелизме, и у меня было мало причин – или возможностей – подвергать сомнению его теологические учения. Поэтому, когда я начала своё обучение, наивная и ясноглазая, я сразу же обнаружила свою веру в свободном падении. Это было похоже на то, что всё, что я когда-либо знала о Библии и Иисусе, было перевёрнуто с ног на голову.
После нескольких месяцев потрясений я примирилась с мыслью, что Бог достаточно велик, чтобы решать вопросы, связанные с космологией и проблемой зла. И что ответы на эти вопросы не были аккуратными. Действительно, мы не можем прийти к удовлетворительным выводам, пока не встретимся с нашим Создателем.
Но была одна область неопределенности, которая преследовала меня в течение многих лет после окончания учёбы. Я была очарована психологией религии. Один из модулей, которые я изучала, касался неврологии и психологии харизматического поклонения. По сути, в нём исследовались психологические причины того, что многие из нас описали бы как те сверхъестественные религиозные переживания, которые мы испытываем во время богослужения, объясняя такие вещи, как глоссолалия (говорение на языках), как психологическую реакцию, а не как свидетельство действия Бога. Мы изучили способы, с помощью которых харизматическое поклонение было разработано, чтобы манипулировать людьми, заставляя их думать, что у них был подлинный религиозный опыт, используя "уловки", такие как приглушенное освещение или фоновая музыка во время призывов к алтарю.
Как человеку, который провёл свои подростковые годы с поднятыми руками на христианских фестивалях, таких как Soul Survivor, было странно – а иногда и больно – исследовать, что могло происходить в моём мозгу в те моменты, когда я чувствовала себя ближе всего к Богу. В последующие годы я обнаружила, что не могу полностью участвовать в богослужении, и постоянно задавался вопросом, не манипулируют ли мной. И всё же я осознала, что если Бог должен был действовать в нас, как бы Он мог это сделать, не задействовав умственные и эмоциональные способности, с которыми Он создал нас?
Многие из нас, выросшие евангелистами, потратили годы на то, чтобы разобрать нашу веру, задаваясь вопросом, является ли наш опыт общения с Богом подлинным. Мы разочаровались в Церкви и часто оказывались в условиях цинизма. Но тогда я также нахожусь в моменты неоспоримого удивления и благоговения; неизбежное, потустороннее чувство близости к Богу, которое трудно объяснить. Несмотря на мои годы сомнений и деконструкции, я не могу остановить мурашки по коже, когда пою строки: “Удивительная любовь! Как это может быть? Чтобы Ты, мой Бог, умер за меня”. Я не могу не чувствовать присутствия Бога, когда пою "Какое прекрасное имя".
В эту Пасху, несмотря на все мои годы сомнений, я не могу отделаться от глубокой красоты истории смерти и воскресения Иисуса. Это история, которая, с одной стороны, так знакома, и в то же время, с другой стороны, так странна и прекрасна, что у меня перехватывает дыхание.
Это пасхальная история, которая удерживает меня от того, чтобы уйти. Именно личность Иисуса успокаивает мои вопросы. Потому что Его история - это история безграничной любви, глубокой надежды и захватывающей дух красоты.
Chine McDonald - писательница, оратор и телеведущая. Она является директором Theos, аналитического центра по вопросам религии и общества, а ранее возглавляла отдел по взаимодействию с общественностью Christian Aid. Она бывший директор по коммуникациям Евангельского альянса. Её последняя книга - "Бог - не белый человек". Она изучала теологию и религиоведение в Кембриджском университете и является попечителем фестиваля Greenbelt и христиан в средствах массовой информации.
|