Плодовитая и слепая автор гимнов
|
Фрэнсис Джейн Кросби написала более 9000 гимнов, некоторые из которых являются одними из самых популярных в каждой христианской конфессии. Она написала так много, что была вынуждена использовать псевдонимы, чтобы сборники гимнов не были заполнены её именем больше всех остальных. И для большинства людей самым замечательным в ней было то, что она сделала это, несмотря на свою слепоту.
"Я думаю, очень жаль, что Учитель не дал вам зрение, когда Он осыпал вас столькими дарованиями», - заметил один благонамеренный проповедник.
Фанни Кросби ответила сразу, так как уже слышала подобные комментарии раньше. "Знаете ли, что если бы при рождении я могла подать одно прошение, то оно было бы о том, что я родилась слепой?" - сказала поэтесса, которая могла видеть только первые шесть недель своей жизни. "Потому что, когда я попаду на небеса, первое лицо, которое когда-либо порадует моё зрение, будет лицо моего Спасителя".
Ослеплённая шарлатаном
Кросби родилась в округе Патнам, штат Нью-Йорк, и заболела в течение двух месяцев. К сожалению, семейный врач был в отъезде, и другой мужчина, притворявшийся дипломированным врачом, лечил её, прописывая горячие горчичные припарки, которые нужно было прикладывать к её глазам. В конце концов её болезнь отступила, но лечение оставило её слепой. Когда выяснилось, что доктор шарлатан, он исчез. Через несколько месяцев отец Кросби умер. Её мать была вынуждена найти работу горничной, чтобы содержать семью, и Фанни в основном воспитывалась своей бабушкой-христианкой.
Её любовь к поэзии началась рано — её первый стих, написанный в возрасте 8 лет, повторял её пожизненный отказ жалеть себя:
О, как же я счастлива,
хотя и не вижу!
Я твёрдо решила, что в этом мире
Я буду довольна.
Сколько благословений я получаю
Что другие люди не имеют,
Плакать и вздыхать, потому что я слепа
Я не могу и не буду!
Наслаждаясь поэзией, она усердно заучивала наизусть Библию. Заучивая по пять глав в неделю, уже в детстве она могла цитировать наизусть Пятикнижие, Евангелия, Притчи, Песнь Песней Соломона и многие главы и стихи Псалмов.
Тяжелый труд её матери окупился. Незадолго до своего пятнадцатилетия Кросби была отправлена в недавно основанный Нью-Йоркский институт для слепых, который будет её домом в течение 23 лет: 12 лет в качестве студента, 11 лет в качестве учителя. Поначалу она предавалась своей собственной поэзии, и её призывали писать стихи для различных случаев. Со временем директор попросил её избегать таких "отвлекающих факторов" в пользу её обучения. "Мы не имеем права быть тщеславными в присутствии Владельца и Создателя всего сущего", - сказал он.
Благодаря работе путешествующего френолога (того, кто изучает форму и неровности черепа для понимания характера и умственных способностей) мнение школы изменилось и снова её страсть зажглась. Хотя его исследование теперь стало предметом насмешек науки, слова френолога оказались пророческими: "Вот поэтесса. Окажите ей всяческое содействие. Читай ей лучшие книги и учи её самому прекрасному, что есть в поэзии. Когда-нибудь вы услышите об этой молодой леди".
Поэзия для президентов
Это не заняло много времени. К 23 годам Кросби уже выступала в Конгрессе и заводила дружбу с президентами. На самом деле она знала всех руководителей высшего звена при своей жизни, особенно Гровера Кливленда, который до своего избрания занимал должность секретаря Института слепых.
Другой член института, бывший ученик Александра ван Олстина, женился на Кросби в 1858 году. Считаясь одним из лучших органистов Нью-Йорка, он написал музыку ко многим гимнам Кросби. Сама Кросби написала музыку лишь к нескольким своим произведениям, хотя играла на арфе, фортепиано, гитаре и других инструментах. Чаще всего музыканты приходили к ней за текстами песен. Например, однажды музыкант Уильям Доун неожиданно зашёл к ней домой с визитом, умоляя её вставить несколько слов в мелодию, которую он недавно написал и которую он должен был исполнить на предстоящем съезде воскресной школы. Единственная проблема заключалась в том, что его поезд на съезд отправлялся через 35 минут. Он сел за пианино и сыграл мелодию.
"Ваша музыка говорит: "Безопасность в объятиях Иисуса", - сказал Кросби, немедленно записывая слова гимна. - Прочти это в поезде и поторопись. Ты же не хочешь опоздать!" Этот гимн стал одним из самых известных в творчестве Кросби.
Хотя по контракту она должна была представлять издателю три гимна в неделю и часто писала по шесть-семь в день (по доллару-два за каждый), многие из них стали невероятно популярными. Когда Дуайт Муди и Айра Сэнки начали использовать их в своих евангелизациях, они получили ещё больше внимания. Среди них "Благословенная уверенность", "Весь путь, которым ведёт Меня Мой Спаситель", "Да будет слава Богу", "Не проходи мимо Меня, о кроткий Спаситель", "Безопасность в объятиях Иисуса", "Спасай погибающих" и "Иисус держит меня рядом с крестом".
Она могла писать очень сложные гимны и сочинять музыку с более классической структурой (она даже могла импровизировать), но она предпочитала писать простые, сентиментальные стихи, которые можно было использовать для евангелизации. Она продолжала писать стихи до самой смерти, за месяц до своего девяностопятилетия. "В один прекрасный день ты достигнешь берега реки, прощай и прощай", - была её последняя строфа.
|