"Душа Христова, сделай меня святым". Так гласит первая строка молитвы, которую Игнатий Лойола рекомендует тем, кто занимается его Духовными Упражнениями, одной из самых влиятельных молитвенных книг в истории церкви — она всё ещё публикуется и ей следуют примерно через 460 лет после того, как он впервые задумал её.
На самом деле, всё, к чему прикасался Игнатий, казалось, выделялось как нечто особенное: орден, который он основал, Общество Иисуса, стал одним из самых влиятельных католических орденов.
И всё же короткая молитва Игнатия подводит итог не только его наследию, но и его личности.
Предаваясь тщеславию
Он родился как Иньиго Лопес де Лойола в знатной и богатой баскской семье и был послан к испанскому двору, чтобы стать пажом. Он с энтузиазмом воспринял придворную жизнь, изучал оружие, азартные игры и придворную любовь — он был "человеком, преданным суете мира", - писал он позже в своей автобиографии, "чьё главное наслаждение состояло в боевых упражнениях, с большим и тщетным желанием завоевать славу".
В битве с французами за испанский город Памплона в него попало пушечное ядро размером с кулак. Сто восьмидесяти сантиметровому Иньиго помогли вернуться в Лойолу французские солдаты (которые восхищались его храбростью). Он перенёс операцию по восстановлению правого колена и удалению выступающей кости. Семь недель он лежал в постели, восстанавливая силы.
В это время он начал читать духовные книги и рассказы о подвигах Доминика и Франциска. В одной книге цистерцианского монаха духовная жизнь была задумана как жизнь святого рыцарства; эта идея очаровала Иньиго. Во время своего выздоровления он получил духовные видения, так что к тому времени, когда он выздоровел, он решил вести аскетическую жизнь, чтобы покаяться за свои грехи.
В феврале 1522 года Иньиго попрощался со своей семьей и отправился на Монтсеррат, место паломничества на северо-востоке Испании. Он провёл три дня, исповедуясь в своих жизненных грехах, а затем повесил свой меч и кинжал рядом со статуей Девы Марии, чтобы символизировать свой разрыв с прежней жизнью. Он надел мешковину и отправился в Манресу, город в 30 милях от Барселоны, чтобы провести решающие месяцы своей карьеры (с марта 1522 года по середину февраля 1523 года). Он жил как нищий, ел и пил скупо, бичевал себя и некоторое время не подстригал свои спутанные волосы и не стриг ногти. Он ежедневно посещал мессу и проводил семь часов в день в молитве, часто в пещере за пределами Манресы.
Однажды, сидя у реки Кардонер, "глаза его понимания начали открываться, - писал он позже, обращаясь к себе в третьем лице, - и, не видя никакого видения, он понимал и знал много вещей, как духовных, так и религиозных". В Манресе он набросал основы своей маленькой книги "Духовные упражнения".
После паломничества в Святую Землю он отправился обратно в Европу: "После того, как пилигрим узнал, что на то была воля Бога, чтобы он не оставался в Иерусалиме, - писал он, - он задумался в своём сердце, что ему следует делать, и, наконец, решил некоторое время учиться, чтобы иметь возможность помогать душам".
Он решил отложить священство, которое заняло бы всего несколько лет обучения, для более интенсивного и продолжительного 12 - летнего образования. Иньиго учился в Барселоне, затем в Алькале, где приобрёл последователей. Но вскоре Иньиго попал под подозрение в ереси (как не рукоположенный человек, поощряющий других размышлять о своём духовном опыте, он не доверял церковной иерархии), был заключён в тюрьму и предан суду испанской инквизиции — первая из многих подобных встреч с инквизицией. Его признали невиновным, отправили в Саламанку, где он снова был заключён в тюрьму (и оправдан). С этими словами он и его спутники покинули Испанию, чтобы учиться в Париже.
За время своего долгого пребывания во французской столице, где он сменил имя на Игнатий, он получил желанную степень магистра искусств, собрал больше товарищей (среди них Франциск Ксавье, ставший одним из величайших миссионеров ордена). В 1534 году он и его небольшая группа связали себя обетами бедности, целомудрия и послушания, хотя они ещё не решили основать религиозный орден.
1453 |
Падение Константинополя; конец Восточной Римской империи |
1456 |
Гутенберг выпускает первую печатную Библию |
1479 |
Учреждение испанской инквизиции |
1491 |
Игнатий Лойола родился |
1556 |
Игнатий Лойола умирает |
1565 |
Тереза Авильская пишет "Путь совершенства" |
Иисус инкорпорейтед
Затем они отправились в Венецию, и там в 1537 году Игнатий и большинство его спутников были рукоположены. В течение следующих 18 месяцев они вместе служили и молились. Один из товарищей позже вспоминал об Игнатии: "Когда он не плакал три раза во время мессы, он считал себя лишенным утешения".
В это время у Игнатия было одно из самых решающих видений. Однажды во время молитвы он увидел Христа с крестом на плече, а рядом с ним был Бог Отец, который сказал: "Я хочу, чтобы ты взял этого человека [имеется в виду Игнатий] в качестве Своего слуги".
Иисус сказал Игнатию: "Моя воля в том, чтобы ты служил Нам".
Игнатию также сказали, что его группа должна называться "обществом Иисуса", что они должны быть похожи на компанию торговцев мехами, но при этом сосредоточены на выполнении Божьей воли.
В 1540 году небольшая группа получила одобрение папы и была названа Обществом Иисуса: они определили метод принятия решений, поклялись повиноваться папе как голосу Христа и избрали Игнатия верховным главнокомандующим. Так для Игнатия начались 15 лет административной жизни в Риме.
Виденье и дисциплина "иезуитов", как их стали называть, захватили воображение Европы. Вскоре иезуиты появились в крупных городах Европы, а также в новом свете: Гао, Мехико, Квебеке, Буэнос-Айресе и Боготе. Они открывали хосписы для умирающих, искали финансовую поддержку для бедных, основывали детские дома и открывали школы.
“Конституция Общества Иисуса” была, вероятно, самой важной работой последних лет Игнатия. Его последователи отказались от некоторых традиционных форм религиозной жизни (таких как духовные воспевания, физические наказания и покаянная одежда) в пользу большей приспособляемости и мобильности. Общество должно было прежде всего быть орденом апостолов, "готовым жить в любой части мира, где есть надежда на большую славу Божью и благо душ".
Его величайшее наследие — это его Духовные упражнения, которые постоянно используются в течение 460 лет. Упражнения проводят человека через четыре "недели" (гибкий термин) размышлений и молитв под руководством духовного наставника, как правило, во время уединения (хотя есть положения о направлении, не связанном с уединением).
Очищение души - цель первой недели; большее знание и любовь Христа - вторая; освобождение воли следовать за Христом - третья; и освобождение сердца от мирских привязанностей - четвертая. Совершенство души, подражание Христу и привязанность души к Богу - вот цели упражнений, которые отражают святые амбиции Игнатия после его обращения.
Игнатий был канонизирован папой Григорием XV в 1622 году. В 1922 году папа Пий XI объявил его покровителем всех духовных уединений.