Как каждый христианин может получить больше от чтения Библии
ФИЛИП ЯНСИ
Как человек, который пишет уже полвека, я читаю Библию иначе, чем большинство людей. Принимая её в качестве нашего основного источника того, что Бог хочет, чтобы мы знали о реальности, я также не могу не заглянуть за слова её человеческих авторов. Я читаю Исайю и восхищаюсь его возвышенной прозой и сияющими образами восстановленного творения. Я читаю Иеремию и отождествляю себя с неврозами пророка поневоле. Я читаю Амоса и Иакова и улыбаюсь их домотканым, земным аналогиям.
Христиане верят, что авторы Библии писали по Божественному вдохновению. Хотя мы не знаем точно, как это сработало, ясно, что Дух использовал образование, опыт и личности отдельных авторов. Я отмечаю, как Матфей, Марк и Лука, начиная с аналогичных источников, выбирают материал, соответствующий их аудитории. Затем я поворачиваюсь к Иоанну и представляю, как он строит своё Евангелие во многом так же, как я излагаю свои книги, выбирая ключевые темы – в его случае “знамения” Иисуса – и сплетая их в тематическое единство. (Я уверен, что он сделал то же самое для Откровения, хотя я не могу начать расшифровывать эту загадочную книгу!)
Павел, самый плодовитый из авторов Нового Завета, похоже, использует новый стиль в каждом из своих писем. Он стреляет из ружья против назревающих ересей Галатской церкви, расслабляется в тёплых похвалах, обращаясь к Ефесянам и Филиппийцам, и создает шедевр логики в своём письме к искушенным Римлянам. Я знаю этот почерк. Я могу поспешить с горячей публикацией в блоге против какой-либо политической или экологической несправедливости, но когда я пишу для журнала или газеты, я не тороплюсь, тщательно исследую тему, редактирую и полирую.
В течение последних трёх лет я писал мемуары, «Where the Light Fell». Когда я взялся за этот новый жанр, мне пришлось воздержаться от комментариев и интерпретаций и просто представить историю своей жизни. “Вам нужно больше эмоций – расскажите мне, как вы себя чувствовали!” - продолжал настаивать мой редактор. Павел никогда не писал автобиографию, но в некоторых отрывках он обнажал свою внутреннюю душу. 2-е Коринфянам 1:8-9 рассказывает о психическом состоянии апостола, которое, казалось, приближалось к нервному срыву: “Мы были раздавлены и подавлены сверх нашей способности выносить, и мы думали, что никогда не переживём этого. На самом деле, мы ожидали, что умрём” (NLT).
МАКНАГГЕТСЫ
Во время написания своих мемуаров я был поражён тем, как уменьшились библейские знания за мою жизнь. Англоамериканская культура когда-то была насыщена Библией. Теперь даже агностики признают культурную утрату. Кристофер Хитченс, которого трудно назвать знатоком Библии, писал в “Ярмарке тщеславия": "Когда я был ребёнком, я говорил как ребёнок"; "Ешь, пей и веселись"; "Соль земли"; "Отче наш, сущий на небесах". Культура, которая не обладает этим общим запасом образов и аллегорий, будет опасно тонкой”.
Размышляя над удивительным комментарием Хитченса, я осознал скрытую опасность рассмотрения Библии как набора благочестивых фраз, а не как единого целого. Будучи убеждённым атеистом, Хитченс восхищался этими словами, но отвергал лежащую в их основе историю, которая придавала им смысл. Мы могли бы сказать, что он обладал библейской грамотностью, но не беглостью библейского языка.
Хотя я вырос в религиозной среде, противоположной среде Хитченса, я тоже изучал Библию как бессвязный набор фраз. Я помню, как в детстве стоял на сцене, чтобы прочитать серию несвязанных библейских стихов, чтобы выиграть бесплатную поездку в лагерь. Я также участвовал в “упражнениях с мечом”, своего рода библейских Олимпийских играх, в которых первый участник, который найдёт непонятный стих и прочитает его, получит очки в качестве приза.
Мне понравилось соревнование, и, безусловно, есть польза в изучении отдельных стихов и их ссылок. Однако, как писатель, я теперь съёживаюсь при мысли о том, что кто-то откроет одну из моих книг на странице 125 и выберет одно предложение, вырванное из контекста. Но мы часто поступаем именно так с Библией. Непреднамеренно мы создали целую субкультуру вокруг того, что я называю “Библейскими Макнаггетсами”.
Рассмотрим Римлянам 8:28: “Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. Некоторые неосторожные читатели (и проповедники «Евангелия процветания») делают вывод, что это означает, что только хорошее придёт к тем, кто любит Бога. Однако несколькими абзацами позже Павел упоминает о некоторых вещах, которые он пережил: беды, голод, бедствия, преследования, нищета, угрозы смерти. Он приходит к выводу, что ни одна из этих вещей, какой бы нежелательной она ни была, “не может отлучить нас от любви Божией” (стих 38). Контекст имеет значение.
ПЬЕСА В ТРЁХ ДЕЙСТВИЯХ
В начале своей карьеры я провёл три года, работая над «The Student Bible», которая включала изучение каждой главы, стиха и слова Библии, чтобы разработать своего рода учебную Библию для начинающих. Это погружение определило всё, что я буду писать об Иисусе, молитве, благодати и других темах. И всё же настоящий поворотный момент наступил с моим следующим проектом, когда я прочитал всю Библию за две недели, а не за три года.
Я размышлял над вопросами, которые в конечном итоге стали предметом «Разочарования в Боге». Почему Бог иногда вмешивается в человеческие дела, а иногда нет? Десять казней Египетских освободили израильтян от рабства, но как насчёт столетий рабства, которые ему предшествовали? Чудеса изобилуют в Евангелиях и Деяниях, но почему мы не видим их чаще сегодня?
Я отправился из своего тогдашнего дома в Чикаго в Брекенридж, штат Колорадо, где отсиживался в хижине друга. Я захватил с собой чемодан, набитый книгами, а также сумку с лыжным снаряжением, надеясь, что у меня будет свободное время для отдыха. Так получилось, что я открыл только одну книгу, Библию, и так и не вышел из дома. Каждый день шёл сильный снег, перекрывая мне дорогу, и, по правде говоря, Библия слишком увлекала меня, чтобы думать о катании на лыжах. Я начал с поиска каждого упоминания слова “Бог” в Библии, в поисках моделей прямого вмешательства. Через пару часов я решил, что будет проще начать с Книги Бытия и прочесть её до конца. За эти две недели я получил общее представление о библейском сюжете и свободно овладел его основным посланием. Я начал воспринимать эту историю как своего рода пьесу в трёх действиях, в центре внимания которой последовательно находились три члена Троицы.
Еврейская Библия, или Ветхий Завет, в основном посвящена Богу-Отцу, Всемогущему Создателю Вселенной и её триллионов галактик. Существование и сила Бога были в полной мере продемонстрированы израильтянам в пустыне, которым достаточно было только взглянуть на облако днём и огненный столп ночью, чтобы вспомнить о существовании Бога. Среди израильтян не было атеистов: ежедневно они ели пищу и пили воду, которую дал Бог. Тем не менее, только один человек, Моисей, осмелился встретиться с Богом лично, и когда он вернулся после этих встреч, его лицо сияло так ярко, что ему пришлось надеть вуаль.
Мне был преподан важный урок: разочарованной стороной был Бог, а не Его народ. Бог заключил контракт, или завет, который гарантировал, что израильтяне выиграют свои войны, никогда не будут страдать от голода и останутся свободными от болезней и бесплодия – до тех пор, пока они выполнят свою часть контракта. В ошеломляющих подробностях пророки рассказывали об их неспособности сделать это, и, в конце концов, ряд империй пронесся по стране, сокрушив их мечты.
После 400 лет мрачного молчания второе лицо Троицы вошло, но не как ожидаемый Мессия-победитель, а как маленький беспомощный младенец, сосущий грудь еврейской девушки-подростка. В Своей жизни и учении Иисус – человеческое лицо Бога – показал нам, каков Бог и какими мы должны быть. Мир отверг Его, а религиозные и политические силы сговорились убить человека, который угрожал их укоренившимся системам.
В ещё одном повороте сюжета Бог превратил это кажущееся поражение в победу. Ближайшие ученики Иисуса предали или покинули Его, и всё же Его появление после воскресения убедило их всех в том, что произошла эвкатастрофа (слово Толкиена): Сын Божий победил смерть. Возродились надежды на то, что Иисус теперь восстановит народ Израиля. Вместо этого Он расчистил сцену для Третьего акта, эры Духа. Как Иисус сказал озадаченным ученикам: “Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ” (Иоанна 16:7).
Прочитав весь сюжет сразу, я увидел в Библии историю о Боге, стремящемся восстановить отношения с людьми, отчужденными от Него со времен Эдема. В Своей притче о блудном сыне Иисус сравнил эту историю с убитым любовью отцом, возвращающим свою семью. Оказывается, лучший способ передать Божью любовь - это общение человека с человеком. Иисус сделал это лично, любя Своих учеников “до крайности”, по словам Иоанна (NKJV). Затем Иисус передал миссию этим ученикам, повелев им нести послание Божьей любви и примирения до краев земли.
В типично ироничном стиле Бог избрал Савла, человека, который пытал последователей Иисуса, в качестве одного из первых миссионеров. Переименованный апостол Павел быстро понял новую роль Духа, который соединит воедино “тело Христово” (Римлянам 7:4), реальное присутствие Бога в мире. Иисус во плоти затронул всего несколько тысяч человек в крошечном уголке Римской империи. Тем не менее, несмотря на все свои недостатки и неудачи, Церковь, руководимая Духом, которую Он оставил, установит аванпосты Его Царства по всему миру.
Действие первое: израильтянин на Синае воспринимал Бога как нечто вроде дыма и грома – скорее внушающего страх, чем близость. Действие второе: невидимый Бог принял видимую форму; как сказал Иисус: “Всякий, кто видел Меня, видел Отца” (Иоанна 14:9). Действие третье: согласно Павлу, “Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Ефесянам 1:4). Мы - Иисус, оставленный позади. Божья семья, наконец, восстановлена.
Хорошая пьеса имеет смысл только после того, как вы посмотрели финальную сцену. Мы всё еще ожидаем Четвертого акта, когда Бог снова проявит силу, чтобы вернуть творение к его первоначальному замыслу. У нас есть только намеки на это в возвышенных образах пророков и книге Откровения. Вера означает заранее верить в то, что будет иметь смысл только в обратном порядке.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД
Я вернулся из своего двухнедельного пребывания в хижине, осознавая, что рассматривал Библию как набор концепций, а не как разворачивающуюся (и незаконченную) историю. К счастью, в последнее время появился новый вид Библии, который помогает в этом. Читательская Библия удаляет разделы на главы и стихи, добавленные в середине 16 века. Юджин Петерсон опубликовал свою The Message в форме абзаца, и с тех пор другие последовали его примеру. «The Reading Bible» - это последняя версия, которая вышла на рынок. Тысячи читателей сочли освежающим и революционным чтение Библии в форме, более близкой к тому, как она была написана. (Полное раскрытие информации: Я являюсь членом консультативного совета the Institute for Bible Reading, который публикует издательство "Immerse").
Когда Иисус открыл свиток для своей первой публичной проповеди, Он не сказал: “Сегодня утром я буду читать из Исайи 61”. Он осторожно развернул длинный кожаный свиток, и все присутствующие знали, что он выбрал только одну часть из многослойной пророческой коллекции. (Свиток Исайи, найденный в Кумране у Мёртвого моря, имеет длину 7 с половиной метра и состоит из 17 листов овчины, сшитых вместе льняной нитью.)
Однажды я присутствовал на церковном ретрите, на котором приглашенный оратор процитировал по памяти книгу 1 Коринфянам – всю. Чтение заняло больше часа, и я признаю, что временами моя концентрация сбивалась. Но в другое время я выпрямлялся и думал про себя: "Я никогда раньше не замечал этого отрывка".
Даже такая сложная книга, как "Римляне", была прочитана вслух её первоначальным получателям. Как рассказывает Том Райт в своей книге “Павел: Биография"(SPCK): "Чтение [Послания к Римлянам] прямо за столом, возможно, зачастую - это то, что пытаются сделать немногие современные читатели, хотя, конечно, это было бы впервые услышано, когда Фиби из Кенхреи, которой Павел доверил это, прочитала это вслух в собраниях в Риме. Она, вероятно, тоже изложила это, отвечая на вопросы, которые, естественно, возникнут. Затем это было скопировано и прочитано снова и снова, обычно прямо до конца”.
Райт отмечает, что в древние времена, когда грамотность была редкостью, люди общались с Библией сообща. Сегодня поддержка и ободрение со стороны других людей могут преодолеть многие препятствия на пути к чтению Библии. Я побывал в местах, где новые верующие собираются вместе и впервые знакомятся с Библией, и я видел, как она может преобразиться. Даже подростков можно поощрять к регулярному изучению Библии с друзьями!
В книге "Vanishing Grace" ("Hodder & Stoughton") я рассказываю о посещении мюзикла в Лондоне. "Тайны" были южноафриканской адаптацией средневековой мистерии. Как и в Библии, пьеса начиналась с того, что Адам и Ева стояли обнаженными на пустой сцене. Затем пришли Ной, Авраам, Иосиф, Моисей, Давид и другие, разыгрывая библейскую историю, вплоть до Иисуса. Актеры пели на пяти разных языках в сопровождении музыкантов, которые били по шинам, бочкам с маслом и крышкам мусорных баков. По их версии, полицейские-африканеры распяли Иисуса, защитника бедных и маргинализованных.
После казни Иисуса театр погрузился в темноту, и мы все сидели молча. Тем временем на сцене собралась вся труппа. Когда зажегся свет, они разразились радостными песнями о воскресении. Эта светская, утонченная лондонская публика – немногие из которых когда-либо посещали церковь – вскочила на ноги. Они внезапно поняли евангельскую весть о Благой вести, вспышку того, что Толкин описал как “радость за стенами мира, пронзительная, как горе”.
Цикл завершен, подумал я, оглядываясь на зрителей, размахивающих носовыми платками и кричащих: “Браво!” Британские миссионеры принесли Евангелие в Южную Африку. Теперь африканцы возвращали его, завернутого в свои собственные культурные термины, людям, которые в основном забыли его.
На Западе, даже по мере того, как наша культура становится всё более библейски неграмотной, у нас в Церкви есть как возможность, так и инструменты для передачи библейской истории. Кризисные времена выводят духовный голод на поверхность, и во время пандемии тысячи невоцерковленных людей в Великобритании подключились к онлайн-сервисам.
Следующий шаг, для которого нам потребуется равное творчество, - это заставить людей действительно читать Библию самостоятельно. Библия мало повлияет на жизнь человека, если оный не будет знать, что в ней говорится. Это большая проблема, но появление Библий для читателей и возвращение к групповому взаимодействию могут стать важными шагами в правильном направлении.