«возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
|
Одна из жалоб, которые религиозные люди предъявляли к Иисусу, возникла из-за Его обращения с наиболее неблагонадежными членами общества. Они могли бы согласиться, что такие люди не должны быть полностью исключены из милости всевластного Бога. Даже для них была надежда, если они показывали практическим покаянием и
несомненным исправлением жизни, что они не были вне искупления. Но только после того, как были даны такие доказательства, их можно было считать друзьями и ближними.
Иисус, однако, принимал их без промедления; Он не стал ждать, чтобы увидеть результат, прежде чем посвятить Себя им. Это было тревожно; ещё больше тревожило то, что Он, казалось, был более высокого мнения о них, чем о тех, кто никогда не запятнал свою публичную жизнь. Он создавал впечатление, что на самом деле предпочитает общество отбросов общества; Он не только позволял им чувствовать себя в Его обществе как дома, так что они чувствовали себя свободными в общении с Ним, чего они никогда бы не подумали сделать с обычным раввином, но даже принимали приглашения разделить с ними трапезу и, казалось, искренне радовались такому случаю. Когда Ему бросили вызов за такое нетрадиционное поведение, Он ответил, что именно так Бог обращается с грешниками; и рассказал несколько притч, чтобы подкрепить этот урок.
Одна из этих притч повествует о человеке, который нанял несколько случайных работников, чтобы собрать виноград в своём винограднике, когда наступило подходящее время года. Это сбивающая с толку притча на многих уровнях, потому что она, кажется, защищает неприемлемый принцип равной оплаты за неравный труд.
Есть определенные сезоны, когда фермер или виноградарь нуждается в большем количестве рабочей силы на короткий период. В условиях экономической депрессии, от которой страдала большая часть Палестины во времена Иисуса, любой, кто хотел иметь такой кратковременный запас рабочей силы, был уверен, что найдёт его. Виноградарю в притче достаточно было пойти на деревенский рынок, и там он находил множество безработных, слонявшихся вокруг в надежде, что кто-нибудь придёт и предложит им работу.
На рассвете этот виноградарь отправился на рынок и нанял нескольких человек, чтобы они работали на него целый день, собирая виноград. Согласованная ставка за такой день работы составляла динарий, которого, очевидно, было достаточно, чтобы содержать работника и семью на прожиточный минимум в течение дня. Очевидно, виноградарь хотел закончить работу в течение одного дня. Обдумав объём работы и скорость, с которой работали люди, он решил, что ему понадобится больше рабочих рук, поэтому через три часа он пошёл и нанял ещё. Он не торговался с ними ни за динарий, ни за часть динария: он обещал дать им то, что положено. Затем, всего за час до заката, чтобы убедиться, что работа не останется незаконченной, он вернулся и нашёл несколько человек всё ещё безработными, поэтому он послал их присоединиться к другим работающим на винограднике.
Через час работа была закончена, и рабочие выстроились в очередь, чтобы получить своё жалованье, причём последние нанятые находились в начале очереди. Они понятия не имели, что получат за час работы; на самом деле каждый из них получил по динарию. Так же поступили и с теми, кто работал три, шесть и девять часов. Наконец пришли те, кого наняли на рассвете и кто отработал двенадцать часов. Что они получат? Каждый из них получил по динарию. Они начали жаловаться: “почему другие должны получать столько, сколько и мы? Почему бы нам не получить больше после тяжелого рабочего дня?” Но виноградарь сказал им, что у них нет причин жаловаться. Они согласились выполнить дневную работу за динарий, и он сдержал своё обещание. Их не касалось, что он давал другим, не заключившим с ним договора на определённую сумму. Он мог бы сказать: “они и их семьи должны жить”. Но он этого не сделал; он просто сказал: “Разве я не могу делать то, что мне нравится, с моими собственными деньгами?”
Послушные закону люди, которых знал Иисус, были склонны считать, что они заключили сделку с Богом: если они будут соблюдать Его заповеди, Он даст им благословения, обещанные тем, кто это сделает. У них не было бы причин жаловаться, ведь Бог обращался с ними справедливо и выполнял Свои обещания. Но как быть с теми, кто нарушил Его заповеди, кто начал исполнять Его волю в конце дня после встречи с Иисусом и пути царства? Они были не в том положении, чтобы заключать сделку с Богом; они ничего не могли сделать, кроме как положиться на Его благодать, подобно сборщику налогов в другой притче, который мог только сказать: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (Лк. 18:13). Чего они могли ожидать? Урок притчи, по-видимому, таков: когда люди заключают сделку с Богом, Он соблюдает Своё обещание и не даёт им повода для жалоб; но нет предела тому, что Его благодать сделает для тех, кто не имеет на это никаких прав, но полностью доверяет Его благости. Если говорят, что это даёт им несправедливое преимущество, пусть считают, что они были ужасно обездолены с самого начала. Если настаивать на том, что их реабилитация должна включать в себя некоторое наказание за их прошлые проступки, то истина может заключаться в том, что они уже заплатили достаточно. Должны ли те, кто обратился к Богу в одиннадцатый час и дал Ему только последнюю двенадцатую часть жизни, получить столько же небес, сколько те, кто дал Ему целую жизнь? Если Богу угодно дать им столько, кто скажет Ему, что Он не в праве? Если бы Бог не любил миловать, это было бы тяжело и для лучших из нас.
«Что если б был без милости закон,
Никто б из нас не спасся».
[Шекспир, "Венецианский купец", акт IV, сцена 1].
Первые прибывшие, возможно, не жаловались бы, если бы последним пришедшим заплатили лишь малую часть того, что они сами получали. На самом деле, как указывает Т. У. Мэнсон в своей трактовке этой притчи, монета, которая стоила одну двенадцатую динария, “называлась пондион. Но нет такой вещи, как двенадцатая часть любви Божьей” [T. W. Manson, The Sayings of Jesus (reprint; Grand Rapids, Mich.: Эрдманс, 1979), с. 220].
Hard Sayings of the Bible
|