В первоначальном тексте Евангелий эти слова встречаются один раз — как комментарий к притче Матфея о брачном пире. В процессе передачи текста он также был присоединён к притче о работниках в винограднике (Мф 20:16), где он появляется, например, в версии KJV [King James Version], но там он не имеет реального значения.
По форме это, по-видимому, пословица; другие изречения с такой же конструкцией встречаются в других местах древней литературы. Платон цитирует одну из них со ссылкой на мистические религии: “Многие являются носителями жезлов, но немногие являются посвящёнными” [Платон Федон 69 с.]; то есть многие идут в процессии к культовому центру, неся священные жезлы, но лишь немногие допускаются к знанию сокровенной тайны (которая дарует награду бессмертия). Два Высказывания с такой конструкцией приписываются Иисусу или Его ученикам в «Евангелия от Фомы» второго века. В Высказывании 74 один из учеников говорит Ему: “Господи, вокруг отверстия много людей, а в колодце никого”. (Колодец - это колодец истины; многие приближаются к нему, не входя в него. В этой форме высказывание имеет гностический оттенок; на самом деле Цельс, антихристианский писатель II века, цитирует его из гностического трактата под названием “Небесный диалог") [Ориген Против Цельса 8.16]. Ответ Иисуса ученику дан в Высказывании 75: "Многие стоят снаружи у дверей, но только одни входят в брачную комнату”. (В гностической терминологии брачная комната - это место, где душа воссоединяется со своим собственным элементом, а “единственные” - это те, кто преодолел различия возраста и пола. Поэтому Изречение 49 заставляет Иисуса сказать: “Счастливы одинокие и избранные, ибо вы найдёте Царство”).
Гностические идеи «Евангелия от Фомы» не помогут нам понять это высказывание в том виде, в каком оно появляется в конце притчи о брачном пире. Там “званые” - это те, кого пригласили на свадебный пир; “избранные” - это те, кто принял приглашение. Царь пригласил на пир много гостей, но лишь немногие из тех, кто был приглашён, действительно пришли на него. Праздник - это притча о Евангелии и благословениях, которые оно даёт верующим. Приглашение верить Евангелию и наслаждаться его благословениями обращается ко всем, кто его слышит. Но если все слышат зов, то не все отвечают на него. Те, кто откликаются, показывают тем самым, что они “избранные”. Протестантские богословы проводили различие между “общим призывом”, обращённым ко всем, кто слышит Евангелие, и “действенным призывом”, полученным теми, кто действительно откликается. Во второй части “Путешествия пилигрима” Буньяна Кристиане и её семье преподают этот урок в доме Переводчика с помощью курицы и её цыплят: “У неё был общий зов, и он у неё был весь день. У неё был особый вызов, и он у неё был, но иногда”. Единственный способ отличить действенный зов от обычного - это откликнуться на него тем, кто его слышит. “Действенное призвание” - это работа Духа Божьего, посредством которой, убеждая нас в наших грехах и страданиях, просвещая наши умы в познании Христа и обновляя нашу волю, Он убеждает и даёт нам возможность принять Иисуса Христа, свободно предложенного нам в Евангелии” [Вестминстерский краткий Катехизис, Ответ на вопрос 31].
Павел настаивает на том, что “не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона будут оправданы” (Рим 2:13), и именно те, кто живёт “по Духу”, в том исполняется “справедливое требование закона”. Иаков в том же духе призывает своих читателей “быть исполнителями слова, а не только слушателями” (Иаков 1:22).
Учителям-гностикам, идеи которых отражены в «Евангелии от Фомы», скорее нравилась идея о том, что “одинокие и избранные” составляют незначительное меньшинство, при условии, что они сами входили в это элитное число. Однажды ученики попытались заставить Иисуса посвятить себя относительному числу призванных и избранных, спрашивая: “Господи! неужели мало спасающихся?” (Лк 13:23). Но Он отказался удовлетворить их любопытство; Он просто сказал им убедиться, что они сами вошли через узкие ворота, “ибо многие, говорю вам, попытаются войти и не смогут” (RSV) [Revised Standard Version]).
Часто считалось само собой разумеющимся, что слова Иисуса об относительной малочисленности спасённых относились не только к периоду Его служения, но и ко всем временам. Энох Пауэлл истолковал слова Иисуса “немногие избранны” как утверждение, “что Его спасение не будет для всех, даже для большинства”, и настаивал на том, что “невежество, неспособность, извращённость, явная человеческая склонность к ошибкам достаточны, чтобы обеспечить высокий процент отказов” [J. E. Powell, “Quicunque Vult”, in Sermons from Great St. Mary's, ed. H. W. Montefiore (London: Fontana, 1968), стр. 96.] Их действительно достаточно, чтобы обеспечить 100-процентный процент отказов, но по милости Божьей, когда начинает действовать божественная благодать, ситуация меняется.
Вполне возможно, что Иисус говорил более конкретно о ситуации во время Своего служения, когда Он говорил о немногих и многих. Даже случайный читатель Нового Завета узнаёт, что после Его смерти и воскресения число Его последователей сильно и быстро увеличилось. Через несколько месяцев после Его распятия число Его последователей в Палестине было в десять раз больше, чем во время Его служения. И Павел, величайший богослов первобытного христианства, говорит о тех, кто получает спасительную пользу от дела Иисуса, как о “многих” (Рим 5:15, 19). Никакое разумное толкование не может сделать “многих” меньшинством, ибо, как выразился Жан Кальвин в своём комментарии к этим словам Павла, “если грехопадение Адама привело к гибели многих, то благодать Божья гораздо более действенна для блага многих, поскольку, по общему признанию, Христос более могуществен для спасения, чем Адам для погибели” [Ж. Кальвин «Римлянам и Фессалоникийцам», английский перевод (Edinburgh: St. Andrew's, 1961), стр. 114-115].