Пастор Николай Новик подвёргся гонениям в своей родной Беларуси из-за своей христианской веры. Его даже оштрафовали за организацию церковных служений. Вот почему он принял трудное решение переехать в Соединенные Штаты 20 лет назад.
В июле 2001 года он приехал в Филадельфию с женой и семью детьми. Он насадил церковь "Слово жизни", преимущественно русскоязычную общину. Сегодня она насчитывает 800 еженедельных посетителей.
"В прошлом славянская церковь могла полагаться только на Иисуса", - говорит пастор Новик "Харизме". "Самым большим нашим сокровищем была свобода во Христе. Это давало нам радость и силы идти дальше. Христос был нашим источником всего. Нам больше некому было доверять или помогать".
Сегодня церковь Новика достигает не только Филадельфии, но и русскоязычного мира. Многие миссионерские команды отправляются из "Слова жизни". А один из его членов, иммигрант из бывшей советской республики, основал десятки христианских радиостанций в Центральной Азии.
36-летний Алекс Новик, старший сын пастора, занимается графическим дизайном в Филадельфии. Ему было 16 лет, когда он приехал в Соединенные Штаты, и он и его жена были лидерами в служении молодежи и молодых взрослых. Младший Новик видит Божью руку в том, чтобы привести в Америку так много славянских христиан.
"Славянские церкви могут молиться часами без музыки и уютной атмосферы", - говорит Алекс. "Я верю, что славянская церковь находится здесь, в Соединенных Штатах, для молитвы и действия. Но славянские христиане также нуждаются в глубокой встрече с Богом, как и все другие христиане в Америке. Здесь легко привыкнуть к комфортной и легкой жизни. Бесконечные возможности могут заставить вас отклониться от истинного призвания и цели, которую Бог имеет для вас".
По всей территории Соединенных Штатов группы славянских христиан строят церкви и распространяют Евангелие со своей новой базы. Большинство из них - пятидесятники или баптисты. Наибольшая концентрация русскоязычных верующих наблюдается в Джексонвилле (штат Флорида), Сакраменто (штат Калифорния), Сиэтле, Бостоне, Филадельфии, Сент-Луисе и Далласе.
Зачем Бог привёл этих иммигрантов в Америку? Возможно, Бог знал, что мы в Америке нуждаемся в некотором ободрении и подкреплении. Я выполнял миссионерскую работу в России, поэтому у меня была возможность наблюдать рост этого славянского движения в Соединенных Штатах. Я верю, что точно так же, как одна часть тела снабжает другую, Господь призывает одну часть Своей церкви укрепить и утешить остальную часть тела Христова на время. И в этом сезоне я обнаружил именно это в некоторых перспективных славяно-американских лидерах.
Мой друг Вик Фоменко, учитель Библии в Ванкувере, штат Вашингтон, недавно сказал мне, что он верит, что славянские лидеры могут помочь церкви в США развить новое видение в это интенсивное время потрясений.
"Сегодня Бог восстанавливает духовное зрение церкви", - говорит Фоменко. "Между COVID и недавними выборами так много людей в церкви застряли, глядя на то, что происходит на земле. Церковь отключается, когда мы видим в естественном, но Господь открывает тех, кто не потрясён тем, что они видят в естественном. Господь посылает лидеров, чтобы поднять видение церкви, чтобы мы увидели Его план с Его точки зрения".
Я считаю, что большая часть следующего этапа для церкви в Америке — это освежение и обновление, которое небольшая, но могущественная группа молодых славяно-американских лидеров приносит к столу. Это молодые лидеры, которые вышли из духовно тёмных мест в бывшем СССР, и чьи родители были в восторге от иммиграции в США.
Во многих отношениях они сохранили то хорошее, что есть в славянской идентичности, из которой они пришли, а также взяли на себя основные аспекты духовного наследия и призвания Америки.
Наверняка будут и другие части тела или типы служений, которые Господь также призовёт, чтобы снабдить Свою семью в Америке тем, в чём она нуждается, но когда я вижу огонь и страсть многих славяно-американских лидеров, я верю, что Господь вложил в них что-то, что может помочь подстегнуть нас как церковь в Америке. Вопрос в том, готовы ли мы принять его?
Страстная вера
Около десяти лет назад один неверующий профессор высказал мысль о русской душе, которая с тех пор не покидает меня. Я год изучал русский язык по светской университетской программе. Во время одного урока пьяный мужчина, споткнувшись возле окна нашего класса, упал лицом в снег. Мы с профессором обсуждали невероятную жертву, которую СССР принёс, чтобы защитить свою землю от Гитлера, когда он указал на пьяного парня, поднимающегося из снега, и сказал: "Если бы этот человек чувствовал, что у него есть цель, он был бы готов пойти на смерть, чтобы выполнить эту цель. Вместо этого он, вероятно, разрушил свою семью и никогда не сделает ничего хорошего в жизни".
Это ужалило меня. Хотя некоторые аспекты этого утверждения могут относиться ко всему человечеству, мой неверующий профессор открыл для меня откровение. Я понял, что это и есть ключ к контрасту между моими верующими и неверующими русскоязычными друзьями.
Когда они решают, что не нуждаются в Боге, они стремятся бежать от Господа как можно быстрее, но когда они горят для Господа, они горят докрасна. Эта заразительная страсть могла бы послужить катализатором для многих в сегодняшней американской церкви.
Миша Фоменко, могущественный евангелист, - молодой славянский лидер, горящий такой страстью. "Я верю, что я призван как пророческий голос к этому поколению, чтобы достичь, поднять и освободить", - говорит он. "Достигните мира с Евангелием, поднимите учеников в их идентичности и освободите влиятельных людей, чтобы преобразовать мир".
Как верующие, было бы легко подождать, пока всё успокоится и не станет таким хаотичным, прежде чем принимать решение о наших следующих шагах в наших отношениях с Господом или о наших планах служения. Вместо этого мы должны взять больше примеров Фоменко. В то время как враг хотел бы, чтобы мы были на обочине, ожидая, пока все станет проще или яснее, министры, подобные Фоменко, не ждут спокойствия, а наносят ответный удар по вратам ада посреди хаоса.
Нам всем нужно время от времени напоминать о наших целях как христианам, особенно с учётом разочарования, которое многие в нашей стране испытывают после выборов 2020 года. Использование страсти этих молодых славянских лидеров может помочь нам восстановить наше внимание и вновь разжечь наш голод.
Влад Савчук, пастор церкви «Голодного поколения» в Паско, штат Вашингтон, является ещё одним лидером, который является примером страсти русскоязычного народа. Он поделился со мной своим взглядом на возрождение страсти в американской церкви, сказав: "Церкви теперь часто растут за счёт трансферного роста, вместо того чтобы грабить врата ада. Мы стали домами проповеди вместо домов молитвы. Я призываю церковь в Америке стать радикальной в молитве, снова гореть сердцем за потерянных и поднимать их надежды на чудесное и на противостояние демонам".
Как бы мы выглядели, если бы только половина церкви в Америке горела от страсти, описанной здесь Савчуком? Давайте возьмем страсть этих лидеров и воспользуемся моментом, чтобы действительно изменить наше видение Господа и Его миссии в нашей жизни, ища Его и Его Царство превыше всего остального.
Поколения, работающие вместе
Еще одна область, которую мы, американские христиане, можем почерпнуть из этих молодых славянских лидеров, — это почтение между поколениями. Многие из этих лидеров боролись за то, чтобы жить в менталитете Царства в своих служениях, и это принесло плоды культуры почтения, особенно между поколениями.
Это не то, что доступно только славянским культурам. На самом деле, как говорит Рассел Корец, славяно-американский пастор в Редмонде, штат Вашингтон, этот тип почтения идёт вразрез с большей частью традиционной славянской культуры.
Если вы посмотрите на тех из нас, кто имеет российское и украинское происхождение, то увидите, что многие из нас с таким происхождением не готовы сказать спасибо своим предкам", - говорит Корец. "Мы стремимся делать все по-новому и часто слишком быстро отказываемся от своего прошлого. Но я думаю, что мы так много приобрели в нашей вере во многом благодаря вере наших предков. Мы должны посмотреть на их жертву, поблагодарить их должным образом, а затем двигаться вперёд. Они вложили в нас нечто очень важное — святость, искание Бога и молитву. И когда вы добавляете к этому служение и страсть к людям, начинает происходить нечто сверхъестественное".
При коммунизме правительство во многих отношениях становится фактическим родителем каждого. Именно поэтому после распада СССР Россия была известна как одна из стран в мире, где больше всего безотцовщины. Она имела одни из самых высоких показателей в мире по алкоголизму, абортам, разводам и домашнему насилию. Когда государство перестало направлять и обеспечивать, многим славянским мужчинам стало слишком тяжело обеспечивать свои семьи, что привело к тому, что они бросили свои семьи из-за алкоголизма и самоубийства. Вы, вероятно, можете представить себе волну разбитых семей, которые вышли из такой сломанной системы.
Однако в церквях этих стран, входивших в состав Советского Союза, семьи смогли остаться более целыми после его падения. Их вера помогала действовать как якорь, даже среди безнадежности и нищеты, которые они видели вокруг.
Перенесёмся в сегодняшний день, когда большинство церквей, которые были посажены семьями, иммигрировавшими в конце 80-х и начале 90-х годов, готовы передать руководство следующему поколению. Эти матери и отцы в Господе сохраняли свой образ жизни в церкви нетронутым во многих отношениях на протяжении десятилетий, вплоть до выбора одежды и песен. Они выстояли под великими гонениями и хотят сохранить те части своей жизни и культуры, которые были областями победы.
Но молодые лидеры горят желанием добраться до своих англоязычных общин. Этот тип перехода между поколениями может привести к ряду проблем для многих церквей, славянских или иных. Однако в случае славянских церквей выходцы из культуры, не славящейся почтением между поколениями, создали дополнительный барьер.
Моя подруга Ирина Краленко - один из директоров школы служения в Орландо, штат Флорида. Я спросил её об этом переходе между поколениями.
"[Старшие верующие] прошли через столько испытаний и столько преследований, и всё же остались верны своему Богу", - говорит Краленко. "На протяжении многих лет они, возможно, приняли традиции, которые могут быть неуместны в наши дни, поэтому молодое поколение освобождается от определенных традиций, вступая в свои личные встречи и культивируя близость с Господом. Моя мечта, однако, состоит в том, чтобы мы стали настоящей семьей, чтобы культура чести установилась в сообществах между поколениями. Моё сердце было бы за то, чтобы молодое поколение и старшее поколение объединились в единстве для большего блага в Господе".
Честь, которую Краленко и другие молодые славянские лидеры культивировали по отношению к старшему поколению, всё ещё продвигаясь вперед в том, к чему призвал их Господь, поистине достойна восхищения. Но это произошло не случайно. Они боролись за обновление своих сердец и умов, чтобы увидеть других лидеров, особенно своих духовных отцов и матерей, с точки зрения небес.
В некоторых случаях переход между лидерами был беспорядочным. Некоторые из молодого поколения преследовали то, к чему, по их мнению, призывал их Господь, и пренебрегали тем, что Он уже делал вокруг них. И некоторые из матерей и отцов настаивали на том, что их путь в церковь - единственно правильный.
В разгар беспорядка, возникшего в результате переходного периода, эти молодые лидеры сохранили свои сердца в хорошем месте по отношению к своим старшим, даже когда эти старшие не понимали их и, в некоторых случаях, отвергали их прямо. Но молодые лидеры также понимают, что обесчещение тех, кто пришел до них, только оборвало бы плоды побед прошлого.
Когда я вижу победу, за которую боролись эти русскоязычные лидеры в области почтения, я вспоминаю о стольких группах и отдельных лидерах, которые могли бы использовать это откровение в своей собственной жизни. Если бы мы могли открыть наши сердца и получить более глубокое откровение о почтении, я верю, что благодарение и благодарность заменили бы ропот и разделение. Удержание наших сердец на этом почетном месте поможет нам сохранить то, что было приобретено в области поклонения, исцеления, молитвы и поиска лица Господа — без необходимости изобретать колесо в будущих поколениях.
Сила в единстве
В своей жизни я получал мощные передачи помазания от отдельных людей, служений и движений. Почитая то, что Господь делает в этих русскоязычных лидерах, мы можем открыть духовное сокровище, принесённое из их духовной культуры. Однако я был удивлен тем, что Господь сделал в моем сердце. Когда я почтил их, мне это напомнило о том, что такого особенного в нашей собственной культуре и наследии как американских верующих.
Даниил Мирониченко - мощный молодой славянский лидер, который знает, что он почерпнул как из американской, так и из славянской церквей. Я спросил его о том, как он будет поощрять своих братьев и сестёр в церкви в Америке.
"Есть много свободы, которой Господь наделил нас", - говорит Мирониченко. "Я верю, что американская церковь может так много предложить, так много дать. Как побочный продукт того и другого, я смог извлечь пользу как из русской, так и из американской церквей. Я учился общине в русскоязычных церквях, когда рос, но я учился свободе в американских церквях. Я хотел бы, чтобы американские церкви вспомнили о свободе, которую я получил от них. Эта свобода даёт нам силы, и она позволяет нам выйти, мечтать и начать достигать потерянного".
Андрей Шаповал - ещё один лидер, который идёт в лучших традициях как русской, так и американской культур. Его мощная ежегодная конференция "Kingdom Domain" стала центром для молодых славяно-американских лидеров, движимых страстью славянского мира в сочетании со свободой и возможностями, которым они научились в своём американском воспитании. Результаты до сих пор были великолепны!
Возможность увидеть страсть и честь, которые эти молодые славянские лидеры объединили с этой свободой и расширением прав и возможностей, стала стимулом для моей собственной веры. Господь ещё не закончил с церковью в Америке, и получение помазания от этих лидеров в этом сезоне напомнило мне об этом.
Я верю, что Его рука находится на этих молодых славянских лидерах, и то, что они приносят, поможет нам изменить наше видение и объединить лучшие свидетельства того, что Бог делал и делает между поколениями. Другими словами, русские идут — и в этом случае я не могу не быть более взволнован!
Автор: Адам Моррис страстно желает открыть любовь Отца и научить верующих слышать Его голос. Он и его жена, Кэтрин, были миссионерами в России и теперь являются странствующими служителями, базирующимися в Джексонвилле, штат Флорида.