Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Было ли пророчество Даниила о грядущем “Помазаннике”, то есть Мессии, точным? Или текст был неправильно истолкован и есть ли Мессия, который приходит
в конце первого набора из семи седмин, то есть в конце 49 лет, и ещё один Мессия, который придет в конце шестидесяти двух седмин, то есть еще через 434 года? Если в этом тексте говорится о двух Мессиях, то текст был искажен, чтобы создать впечатление, что был только один, пришедший в конце шестидесяти девяти седмин, или через 483 года после того, как был издан указ о восстановлении Иерусалима. И в таком случае это не может быть пророчеством об Иисусе.
Первоначально издание Библии 1611 года Версии Короля Иакова (KJV) представляло этот текст таким образом:
«Знай же и внемли, что от идущего повеления восстановить и построить Иерусалим, до Мессии Принца, будет семь седмин; и в шестьдесят две седмины будет вновь построена улица, и стена в смутные времена. И через шестьдесят две седмины Мессия будет истреблён, но не для себя, и народ Принца, который придёт, разрушит город и Святилище, и конец его будет с потопом» (Даниил 9:25-26).
Причина, по которой издание 1611 года поместило “Мессия Принц” (еврейское: maμsûéæah\naμg÷éæd_) в конце “семи седмин”, заключалась в том, что в еврейском тексте есть athnach в конце этого пункта, что иногда указывает на разрыв в мысли. Но ни запятая, ни athnach сами по себе не являются достаточными для того, чтобы сделать вывод о том, что Даниил намеревался прервать размышления в этом месте и радикально отделить семь седмин от шестидесяти двух седмин, сделав таким образом два явления Мессии, одно в конце 49 лет, а другое в конце 434 лет. Конечно, всегда есть вероятность, что еврейские ученые шестого века, Масореты, которые снабжали гласные указаниями на исходный согласный текст, а также акценты, которые иногда служат формой пунктуации, были ошибочны. Но если Масоретский athnach сохранен, он может служить не для указания на принципиальное разделение текста, как это было принято в издании 1611 года KJV (перевод которого был в моде до 1885 года), но для указания на то, что не следует путать или поглощать семь седмин с шестьдесят двумя седминами. Дело в том, что насильственное разделение двух периодов с проекцией двух Мессий не согласуется с контекстом. Поэтому мы утверждаем, что в этом отрывке говорится только об одном Помазаннике.
Но что же всё-таки заставило Даниила заговорить о группах седмин? Даниил был занят размышлениями о последних писаниях Иеремии (Дан. 9:2), когда понял, что
предсказанные Иеремией семьдесят лет плена в Вавилоне почти истекли. Так случилось, что когда он молился, исповедуя свой грех и грех своего народа, Бог ответил на его вопрос о том, что произойдёт в будущем. Будет ещё дополнительные семьдесят седмин для народа Даниила и для святого города, чтобы сделать шесть вещей: (1) «покрыто было преступление», (2) «запечатаны были грехи», (3) «заглажены беззакония», (4) «приведена была правда вечная», (5) «запечатаны были видение и пророк» и (6) «помазан был Святый святых [или святое святых – место?]» (Дан 9:24). Это охватило бы всё, начиная со дня Даниила и до введения вечного состояния. Какой всеобъемлющий план!
Но сначала должны состояться семьдесят седмин. Еврейский народ привык считать время по седминам (семёркам), так как весь творческий цикл был составлен таким образом; соответственно, приравнивать “седмины” к годам не было большой проблемой для еврейских слушателей. Но эти семьдесят седмин были разделены на три части: (1) первые семь седмин предназначались для восстановления Иерусалима, которое было завершено через сорок девять лет после объявления указа о восстановлении города; (2)
шестьдесят две дополнительные седмины приводят нас ко времени, когда придёт Мессия Принц; и (3) оставшиеся семь завершают полные семьдесят седмин, как они были даны
Даниилу.
В то время как первые два отрезка кажутся непрерывными, составляя первые шестьдесят девять (7 + 62 = 69), Даниил 9:26 описывает промежуток после первых шестидесяти девяти седмин. В этом промежутке Мессия будет "предан смерти" - отсылка к смерти Мессии около 30 года н. э., и город и святилище Иерусалима будут разрушены - предсказание разрушения римлянами Иерусалима в 70 году н. э.. Учитывая сорокалетний разрыв между этими двумя событиями, достаточно указать, что последние семь из седмин не придут последовательно с остальными шестьюдесятью девятью.
Когда же было издано это «повеление» или «слово» о восстановлении Иерусалима? Это и составляло terminus a quo, или начальную точку для этого пророчества. Одна из трёх точек была по-разному принята толкователями для этого terminus a quo, с небольшой кромкой, идущим к третьей. Во-первых, этот указ был издан Киром в 538/37 году до н. э. (Ездра 1:2-4; 6:3-5). Во-вторых, этот указ был объявлен Артаксерксом в 458 году до н. э., когда Ездра вернулся в Иерусалим (Ездра 7:11-26). В-третьих, это был указ, который тот же Артаксеркс провозгласил в 445 году до н. э., когда Неемия вернулся. Поскольку именно Неемия восстановил стены, в то время как указ Кира был сосредоточен на восстановлении храма, а Ездра сосредоточился на восстановлении надлежащего богослужения в храме, 445 год до н. э. и считается terminus a quo.
Terminus ad quem (конечная точка) первых шестидесяти девяти седмин обычно ставится при жизни Мессии; одни предпочитают Его рождение (5/4 г. до н. э.), другие - начало Его служения при крещении (26/27 г. н. э.), а некоторые - Его триумфальное вступление в Иерусалим (30 г. н. э.).
Так точно ли это пророчество о грядущем Мессии, данное Даниилу в шестом веке до нашей эры? Да, так оно и есть. Там правильно сказано, что Мессия Принц придёт и что Он умрёт. Некоторые утверждают, что точную дату провозглашения царства Мессии можно определить, предположив, что «пророческий год» состоит из 360 дней (вместо 365 дней солнечного года). Это основано на том, что во время Ноева потопа 150 дней равнялись пяти месяцам. Однако нет необходимости делать такую экстраполяцию. Достаточно знать, что существует около 483 лет (69 х 7 = 483 года) от 445 года до н. э. до 30-33 года, когда Христос был распят.