«Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем».
Этот странный стих можно найти в одном из двух отрывков Ветхого Завета, где говорится о "новых небесах и новой земле” (Исаия 65:17-25). (Другой отрывок - это 66:22-24.) Пётр (2 Пётр 3:13) и Иоанн (Откр. 21:1), должно быть, имели в виду первый отрывок из книги Исайи, поскольку заимствовали его формулировку.
Проблема возникает, когда мы рассматриваем Исаию 65:20-25 в свете того, что Иоанн должен был сказать в Апокалипсисе о новых небесах и новой земле. В Исаии 65:20 смерть возможна, но в Откровении 21:4 смерть больше не является особенностью этого нового состояния. Иоанн уверяет нас, что "отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло".
Иоанн изображает новый порядок вещей на новых небесах и новой земле как условия, в которых достигнуто абсолютное совершенство и где больше нет греха, смерти и печали. Иисус сказал, что в то время не будет никакого зачатия детей (Лк. 20:36). Почему же тогда Исайя изображает то, что кажется тем же самым периодом времени, в котором присутствуют смерть, рождение детей (Ис. 65:23) и “грешники”? Правда, сила смерти может быть ограничена, но сам факт того, что она есть в этом тексте, - смущающая проблема.
Единственное предложение, которое, по-видимому, имеет смысл, рассматривает Исаию 65:20-25 как отдельный подпункт в рамках темы новых небес и новой земли. Стихи 17-19 можно перефразировать следующим образом: "я сотворю новые небеса и новую землю, на которых прежние беды будут забыты, но Иерусалим не будет забыт. Иерусалим будет полностью свободен от любого порока. Грех может быть забыт, но народ Божий и город Иерусалим не будут забыты”.
В этой форме Иерусалим из Исаии 65:17-19 относится к Новому Иерусалиму новых небес и новой земли. Иерусалим Исаии 65:20-25, однако это Иерусалим тысячелетнего царства Христова. Такая интерпретация признает, что авторы Священного Писания часто располагали свои материалы в тематическом, а не хронологическом порядке.
В вечном состоянии, когда придут новые небеса и новая земля, не будет греха, скорби и смерти. Но когда Христос воцарится на земле, непосредственно перед этим вечным состоянием, некоторые из этих тягот останутся, даже если только в ограниченных формах. Смерть будет настолько неожиданной, что если люди умрут, прожив всего сто лет, их будут считать умершими младенцами. Исаия 65:20-25 нарушает хронологический порядок, ожидаемый в этой главе, и вставляет соответствующую заметку об Иерусалиме в течение тысячелетия.
Почти повсеместно ранняя церковь верила, что Откровение 20:1-6 представляет собой период времени, приблизительно соответствующий тысяче лет, который начнется и закончится с двумя воскресениями (первое из праведных умерших во Христе и второе из всех мёртвых) и будет время, когда в конце этого периода сатана будет освобождён для последнего броска в противостояние Богу, прежде чем быть окончательно и навсегда побеждённым. Таким образом, именно к этому периоду времени мы относим странный набор фактов, изложенных в книге Исайи 65:20-25.
Поскольку тысячелетнее царство является частью вечного состояния, которое оно вводит, можно ожидать, что “этот век” будет пересекаться с “грядущим веком". Тридцать раз Новый Завет использует двойные выражения "этот век" и "грядущий век". "Этот век" - это текущий исторический процесс. Но в изгнании бесов нашим Господом (Лк. 11:20), и особенно с воскресением Христа из мертвых, “силы грядущего века” (Евр. 6:5) уже начались и перекрывали исторический процесс этого нынешнего века. Таким образом, в ”сейчас“ верующие уже испытывали некоторые свидетельства и силы, которые должны были быть испытаны в ”ещё не" входе Христа в историю при Его Втором Пришествии.
В Исаии 65:25 пророк повторяет слово из Исаии 11:6-9. Описание грядущей эпохи завершается описанием покоя в мире природы. В новом веке патриархальная мера жизни вернётся, смерть станет аномалией и больше не будет, а вражда между человеком и дикими животными будет заменена миром.
Некоторые могут возразить, что пророк не смог бы провести столь резкого различия между двумя периодами в грядущем веке. Я допускаю, что пророк мог и не выделить и разделить их на два отдельных периода. В ракурсе горизонтов, столь характерном для пророчества, это действительно могло произойти. Но решение, намеченное здесь, было бы необходимо, поскольку смерть не могла быть отменена и продолжала существовать в одно и то же время. Одного этого было бы достаточно, чтобы предположить, что подзаголовок развивался в рамках главной темы грядущего Божьего нового века.
Hard Sayings of the Bible
|