«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему"».
В пророчестве Исайи, обращенном к царю Вавилона, происходит внезапный переход из этого мира в царство вне его. Он описывает существо с высокомерием, которое не терпит соперника, который хочет бросить вызов самому Богу за положение, власть и власть.
Некоторые из ранних отцов Церкви, такие как Тертуллиан, наряду с Григорием Великим и схоластическими комментаторами, связывали это пророчество в Исаий с Лукой 10:18 и Откровением 12:9. В результате они применили этот отрывок к падению сатаны или Люцифера. Толкователи эпохи Реформации, однако, не имели ничего общего с этой экзегезой, которую они считали популярным извращением. Этот отрывок, по их мнению, обсуждал человеческую гордость, а не ангельскую – даже хотя гордость была монументальной, если быть честными. Так какая же интерпретация верна? Является ли этот отрывок записью того времени, когда сатана, подобно молнии, упал с небес? Или это описание только вавилонского царя?
Ключевым словом для решения этой проблемы является heÆleμl, которое сначала переводится как императив глагола, означающего "вой” ("вой, сын утра, о своём падении"). Затем оно было связано с глаголом «сиять» и образовало производное, обозначающее "яркое“, или точнее ”яркую звезду", предвестницу рассвета. Латинский термин для обозначения этого стал Люцифер.
В Ханаанской мифологии из Угарита бог Аттар, по-видимому, связан с утренней звездой. В какой-то момент боги попытались заменить Ваала Аттаром, но он отказался, так как обнаружил, что не подходит на эту должность. Трон был слишком велик для него. Аттар был сыном угаритского бога Эла и его жены Ашеры. Аттар был главным богом в южноарабском пантеоне, известным там как астральное божество, планета Венера. В угаритском мире он был известен как "ужасный, устрашающий" или как “лев". Некоторые перевели первый эпитет как" вспышка [молнии]". Угаритский текст 49, колонка 1, рассказывает, как его алчность к власти заставила его подняться на вакантный трон Ваала, которому нанёс смертельный удар бог смерти Мот. С помощью матери он попытался заполнить вакуум, оставленный Ваалом, но ему это не удалось. Ноги его не доставали до подножия, а голова не доходила до верха трона. И он сошел с трона Ваала, сойдя так, чтобы “править великой землей". Подобно Люциферу Исайи, он стремился взойти на престол над небесами, но потерпел падение.
Хотя между Угаритским мифом и рассказом Исайи есть ряд сходных черт, следование этому примеру, по-видимому, не дает больших преимуществ для интерпретации. "Гора собрания" параллельна горе Зафон или горе Кассий в Северной Сирии, где собирались боги. Была ли история, рассказанная Исайей, первой или это был угаритский миф - нельзя решить из этого текста. Обычно можно было бы ожидать, что реальное событие было рассказано до того, как мифотворцы занялись сказкой и сделали её второстепенное применение.
Итак, эта история относится к царю Вавилона в гиперболических терминах, или она относится к сатане? Обычно правила целостной интерпретации требуют, чтобы мы назначали только одно толкование к каждому отрывку; в противном случае текст просто приводит к смущению.
В этой ситуации, однако, пророк использует способ, который часто встречается в пророческих текстах: он связывает ближние и дальние пророчества вместе под единым смыслом или значением, поскольку две сущности, хотя и разделены в пространстве и времени, на самом деле являются частью и ссылаются друг друга.
Исаия видел в царе Вавилонском огромное количество отвратительной гордыни и высокомерия. В культивировании стремлений, которые превышали его рост и способности, он проводил параллель между высшим правителем и преувеличенным чувством собственных достижений: сатаной.
Точно так же, как в Ветхом Завете была длинная мессианская линия, и каждый, кто принадлежал к этой линии, был частичным проявлением Грядущего, но всё же не Им, таким же образом была антимессианская линия царей в линии антихриста и сатаны. Царь Вавилона был одним из длинной линии земных царей, которые противостояли Богу и всем, за кем Он стоял.
Это объяснило бы гиперболический язык, который, хотя и был верен в ограниченном смысле в отношении царя Вавилона, в конечном счете, применим к тому, кто достигнет кульминации этой линии зла высокомерных царей. В этом смысле смысл отрывка единичен, не множественен и даже не двойствен. Поскольку части принадлежали к целому и разделяли знаки в целом, они все были одним целым.
Подобно тому, как царь Вавилона хотел равенства с Богом, желание сатаны соответствовать Божьей власти ускорило его падение. Всё это послужило образцом для антихриста, кто будет подражать сатане, и этому самому последнему обману в истории, царю Вавилона, в жажде власти.
Аналогичное связывание ближнего и дальнего встречается в книге пророка Иезекииля 28, где пророчество против царя Тира использует тот же гиперболический язык (Иезекииль 28:11-19). Подобным же образом пророк Даниил предсказал пришествие Антиоха Епифана (Дан. 11:29-35); однако в середине отрывка он перескакивает через века в стихе 35, чтобы связать Антиоха Епифана с антихристом последнего дня, поскольку они разделяли так много, как члены линии антимессии. Таким образом, это пророческое устройство хорошо засвидетельствовано в Ветхом Завете и не должно вызывать у нас особого беспокойства.
См. также комментарий к Иезекиилю 28:11-19.
Hard Sayings of the Bible
|