3. ОБЩИЙ ОПЫТ ОСП
Семилетнюю Кэти нашли плавающей лицом вниз в бассейне. Врач-педиатр реанимировал ее в отделении неотложной помощи, но она оставалась в глубокой коме — массивный отек мозга, никакого рвотного рефлекса—на аппарате искусственной вентиляции легких. Шансы на выживание врач оценил в 10%. Удивительно, но за три дня она полностью поправилась.
Придя на прием к педиатру, Кэти узнала доктора Морза. Она сказала маме: «Это тот, с бородой. Сначала был высокий доктор без бороды, а потом вошел этот. Сначала я была в большой комнате, а потом меня перевели в комнату поменьше, где сделали рентген». Она объяснила, что видела, как врачи вставляли ей в нос трубку - всё точно, но «видела», в тот момент, когда глаза были закрыты, а мозг в глубокой коме. Морз спросил, что она помнит о том, как чуть не утонула. В конце концов, если это произошло в результате припадка, он может повториться. Кэти ответила: «Ты имеешь в виду, когда я пришла к Небесному Отцу?»
«Неплохое начало», - сказал Морз, скептически, но заинтригованно. - «Расскажи мне о встрече с Небесным Отцом».
«Я встретила Иисуса и Небесного Отца», - сказала она. Возможно, доктор выглядел слишком потрясенным или природная застенчивость Кэти взяла верх. Какова бы ни была причина, но это было всё, что она сказала на той встрече. На следующей неделе Кэти стала более разговорчивой. Она ничего не помнила о том, как утонула, но рассказала, что сначала была темнота, потом туннель, через который пришла Элизабет. Она описала ее как «высокую и красивую», с яркими золотистыми волосами. Элизабет (ее ангел) сопровождала Кэти через туннель, где она встретила нескольких человек, включая её покойного деда, двух мальчиков по имени Марк и Энди и других.
Кэти рассказала о других околосмертных эпизодах. В те дни, пока она была в коме, она следовала за своей семьей домой (находясь вне своего физического тела), и утверждала, что видела, как её братья заталкивают игрушечного солдатика в джип. Она сообщила, что видела, как ее мама готовит жареную курицу и рис. Она даже знала, во что был одет каждый член семьи в тот вечер. Ее родители были шокированы такой точностью. Наконец, Элизабет повела Кэти на встречу с Небесным Отцом и Иисусом. Отец спросил, не хочет ли она вернуться домой. Она хотела остаться. Иисус спросил, хочет ли она увидеть свою мать. Она сказала «да» и проснулась. Рассказ Кэти открыл доктору Морзу глаза.1
Д-р Морз провел первое систематическое исследование ОСП у детей в детской больнице Сиэтла. Он опросил 121 ребенка, которые были близки к смерти, и нашел отчеты похожие на рассказ Кэти. Он также опросил контрольную группу из «тридцати семи детей, которых лечили почти всеми видами изменяющих сознание психотропными препаратами, известными фармакологии». Он обнаружил, что ни у одного из них нет ничего похожего на ОСП.2
Когда отчеты об исследованиях проведенных с сотнями детей, сообщают об одних и тех же основных элементах ОСП, вам следует остановиться и задуматься, как такое большое количество детей, в обычных обстоятельствах совершенно не обращающих внимания на рассказы об ОСП, могут подтверждать те же общие элементы, что и взрослые со всего мира.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОСП
Хотя нет двух одинаковых переживаний, и некоторые отдельные детали должны быть поставлены под сомнение, есть поразительно схожие элементы ОСП, описанные молодыми и пожилыми людьми в разных культурах, на разных языках. Не смотря на то, что исследователи и частные лица не все согласны с интерпретацией опыта (кто, например, это Существо из Света?), в основной сути они согласны. Д-р Лонг сообщает о процентной доле каждого основного элемента, описанного в его исследовании тысячи трёхсот ОСП со всего мира.
1. Внетелесный опыт: отделение сознания от физического тела (75.4%)
2. Обостренные чувства (74,4% описали их как «более осознанные, чем обычно»)
3. Интенсивные и в целом позитивные эмоции или чувства (76,2% «невероятный покой»)
4. Попадание в туннель или прохождние через него (33.8%)
5. Встреча с таинственным или ярким светом (64.6%)
6. Встреча с другими существами, а также с таинственными сущностями или умершими родственниками и друзьями (57.3%)
7. Ощущение изменения времени или пространства (60.5%)
8. Обзор жизни (22.2%)
9. Знакомство с неземной («небесной») реальностью (52.2%)
10. Знакомство с особым знанием или изучение его (56%)
11. Встреча с границей или барьером (31%)
12. Возвращение в тело (58,5% были уведомлены о возможности вернуться)3
После тридцати лет исследований в качестве практикующего онколога, скептически рассматривая все альтернативные объяснения, Лонг пришел к выводу: «Используя низкоамплитудную электроэнцефалограмму [когда нет зарегистрированной активности мозга]…нет ни малейшего шанса, что электрическая активность в нижних отделах мозга может объяснить столь яркий и упорядоченный опыт, описанный пережившими ОСП. Подобная ясность в сочетании с предсказуемым порядком [основных] элементов определила, что ОСП не являются сновидениями или галлюцинациями, и они не обусловлены никакими другими причинами нарушения функционирования мозга».4
«Поначалу я скептически относился к взрослым, рассказывающим такие истории, особенно когда они заинтересованы в прибыли от продажи своих книг». Коллекция доктора Лонга из более чем 3000 свидетельств на его сайте важна по двум причинам. Во-первых, ни одному из них не заплатили - они не имели ничего от продажи книги - и на заполнение его обширного вопросника уходит около тридцати минут. Личная выгода сомнительна, плюс временные затраты. Во-вторых, доклады, подтверждающие сходство основных элементов, поступают со всего мира.
ГЛОБАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
В Голландии, в 1969 году кардиолог Пим ван Ломмель реанимировал пациента, чей рассказ потряс его. Врач вспоминает: «[Пациент] был успешно реанимирован, но, к всеобщему удивлению, он был крайне разочарован. Он говорил о туннеле, цветах, свете, прекрасном пейзаже и музыке. Он был очень эмоционален. Термин «околосмертные переживания» еще не существовал, и я никогда не слышал, чтобы люди помнили период остановки сердца… Меня учили, что всему есть редукционистское и материалистическое объяснение. И до этого момента я всегда принимал это как неоспоримую истину».5
Он прочитал книгу доктора Ричи в 1986 году и начал расспрашивать своих пациентов, которые были реанимированы, об их опыте. Он обнаружил, что люди ничего не рассказывают, если их об этом не попросят. Они не хотят, чтобы на них навешивали ярлык «сумасшедших».
Один из голландских пациентов доктора ван Ломмеля поведал о своем ОСП, пережитом в детстве:
Когда мне было пять лет, я заболел менингитом, впал в кому и умер…Я не чувствовал ни страха, ни боли, ощущая себя здесь как дома… Я видел маленькую девочку лет десяти. У меня возникло ощущение, что она узнала меня. Мы обнялись и затем она сказала: «Я твоя сестра. Меня назвали в честь твоей бабушки. Наши родители для краткости называли меня Ритье». Она поцеловала меня, я почувствовал ее тепло и любовь. «Теперь ты должен идти» - сказала она… В мгновение ока я вернулся в свое тело и, открыв глаза, увидел на лицах родителей радость и облегчение. Я рассказал им о своем опыте…обрисовал портрет моей сестры, которая приветствовала меня, и повторил всё, что она мне сказала. Мои родители были так шокированы, что запаниковали. Они встали и вышли из комнаты. Через некоторое время они вернулись и подтвердили, что действительно потеряли дочь по имени Ритье. Она умерла от отравления… Они решили ничего не говорить мне и моему брату, пока мы не станем достаточно взрослыми, чтобы понять смысл жизни и смерти.6
Изучив детские отчеты, доктор Ван Ломмель отмечает: «Если бы в основе ОСП лежало только принятие желаемого за действительное, можно было бы ожидать, что дети встретятся с живыми членами семьи, такими как их отец и мать. Дети встречаются с умершими домашними питомцами намного чаще, чем взрослые. В юном возрасте дети редко проходят через «обзор жизни». Этот элемент начинается с шестилетнего возраста. И, наконец, как и взрослым, детям чрезвычайно трудно говорить о своем опыте.7
НЕ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ
Но не каждое ОСП является положительным. Доктор Морис Роулингс не верил ни в Бога, ни в загробную жизнь, когда однажды вечером в 1977 году пережил нечто ужасное. Во время нагрузочных испытаний у сорокалетнего мужчины случился сердечный приступ, и он упал замертво в его кабинете. В кабинет вбежали три медсестры и начали делать искусственное дыхание, а доктор Роулингс начал наружный массаж сердца, но сердцебиение не восстанавливалось. Доктор Роулингс вспоминает:
Мне пришлось вставить кардиостимулятор в большую вену. Пациент начал приходить в себя. Но всякий раз, когда я тянулся за инструментами или иным образом прерывал давление на грудь, пациент снова терял сознание…переставал дышать и снова умирал. Каждый раз, когда сердцебиение и дыхание восстанавливалось, пациент кричал: “Я в аду!” Он был в ужасе и умолял меня помочь ему. Я был напуган до смерти! После нескольких подобных попыток реанимирования мужчина взмолился: Я в аду. Каждый раз, когда вы прерываетесь, я возвращаюсь в ад! Не дайте мне вернуться в ад!» Я отклонил его жалобу и сказал ему «оставить его ад при себе…пока я не закончу устанавливать кардиостимулятор». Но мужчина был серьезен.
«Как мне не попасть в ад? Молитесь за меня!» - умолял он.
Молиться за него? Какая наглость!
Я сказал ему, что я врач, а не проповедник.
«Молитесь за меня!» - повторил он.
Это была просьба умирающего, и доктор Роулингс воспользовался тем немногим, что помнил из воскресной школы. Сам он в это не верил, но велел мужчине повторять за ним, продолжая работать: «Господь Иисус, Я прошу тебя огради меня от ада. Прости мои грехи. Я отдаю жизнь тебе. Если я умру, я хочу попасть на Небеса. Если я выживу, то буду Твоим навечно». Состояние пациента наконец стабилизировалось. Пару дней спустя доктор Роулингс попросил своего пациента объяснить, что он видел в аду. Больной не мог припомнить ни одного неприятного события —только приятные, когда его сердце начало биться снова после молитвы! Роулингс размышляет:
Очевидно, переживания были настолько пугающими…что впоследствии они были глубоко подавлены в подсознании. Он помнит, как стоял в глубине комнаты и смотрел, как мы обрабатываем его тело на полу. Он также вспоминает о встрече с его [умершей] матерью и мачехой во время одного из последующих смертельных эпизодов. Этот опыт был очень приятным. Все происходило в неширокой долине с очень пышной растительностью и было ярко освещено огромным лучом света. Он впервые увидел свою мать. Она умерла в возрасте 21 года, когда ему было 15 месяцев.8
Это событие изменило убеждения доктора Роулингса, и, проведя собственное исследование, он пишет в книге «За дверью смерти»: «Не все переживания смерти хороши… Неприятные переживания в моем исследовании оказались не менее частыми, чем приятные».9 В последующих главах мы рассмотрим, что это означает, а также рассмотрим теорию «заблокированных воспоминаний» Ролингса.
Интерпретация
Изучая Священные Писания и читая все больше и больше об ОСП, я пришел к убеждению, что основные элементы, о которых рассказывают люди, добавляют цвета к наброску, уже нарисованному еврейскими пророками и Иисусом. И все же многие христиане негативно реагировали на ОСП, считая их либо сказками от «Нью Эйдж», либо сатанинским обманом. Отчасти, я думаю, это объясняется тем, что некоторые ранние исследователи (не имевшие подобного опыта, а просто изучавшие его) пропагандировали оккультные практики, такие как контакт с умершими или трансцендентальные эксперименты вне тела. Но я надеюсь показать, что эти интерпретации не соответствуют ни Библии ни основным элементам ОСП, поэтому мы не должны выбрасывать возможный дар от Бога из-за неправильного толкования данных.
Теолог Р.С. Спраул говорит: «Христианина не должно шокировать, когда люди, пережившие клиническую смерть и реанимированные, возвращаются с определенными воспоминаниями. Я старался быть непредвзятым и надеюсь, что это интересное явление получит выгоду от дальнейших исследований, анализа и оценки. Слишком многие из этих переживаний были описаны нам, чтобы просто отбросить их как воображаемые или мистифицированные. 10 Мы исследуем, что означают эти переживания, узнаем, как они согласуются с Библией, и увидим, какое удивительное будущее Бог запланировал для всех людей, которых Он создал.
Но нужно предупредить. Эти истории - интерпретации опыта. Основные элементы остаются удивительно верными Писанию, но мы должны скептически относиться к более значительным деталям. После того как я прочитал около тысячи историй ОСП, самое распространенное, что я слышал, - это то, как невозможно выразить это словами. Послушайте, как описывается эта борьба:
«Нет человеческих слов, чтобы описать это хотя бы приблизительно». - Кристал.11
«Нет слов, чтобы выразить Его Божественное присутствие». - Гари12
«То, что я увидел, было слишком прекрасно, чтобы описать это словами». - голландский пациент.13
«Та любовь, которую я испытал, не может быть выражена словами» . Суреш.14
Один человек хорошо подытожил: «Когда я проходил через это, я продолжал думать: «Ну, когда я учил геометрию, мне всегда говорили, что есть только три измерения, и я всегда просто принимал это. Но они ошибались. Их больше… Вот почему об этом так трудно рассказать. Мне придется описывать это вам трехмерными словами. Я передаю это как можно яснее, но все равно не достаточно близко по смыслу».15
Таким образом, все индивидуальные околосмертные переживания на самом деле являются интерпретацией опыта, который находится вне пределов нашего земного языка. Это не означает, что этот опыт полностью чужд; на самом деле, вы будете приятно шокированы, обнаружив, что Небеса намного более «земное», «физическое» и «реальное» место, чем вы когда-либо себе представляли, но оно также и внеземное. Но мы должны быть осторожны, строя теологию (или взгляд на Бога и вечность) вокруг отдельных историй или деталей, которые выходят за рамки Писания или основных элементов, найденных в большинстве случаев ОСП.
Так что же такое Небеса?
Как сказала Кэти, когда её доктор продолжал скептически смотреть на неё: «Не волнуйтесь, доктор Морз, небеса - это весело!»16 Вот что вы обнаружите, когда мы обратимся к попытке представить себе Небо. Я убежден, что Бог приготовил для вас будущее, наполненное большей радостью и волнением, более захватывающей красотой, большей любовью и глубиной отношений с семьей и друзьями, чем вы когда-либо испытывали на этой земле. Самый распространенный общий знаменатель у людей, которые получили это мимолетное впечатление: они не хотели возвращаться!
Итак, начнем наше путешествие. Может быть, через пятьдесят лет, может быть, завтра, оставив земное тело позади, вы получите лучшее тело! Больше никаких проблем с организмом и с болезненными недугами. Невидящий, наконец, услышит, незрячий, наконец, увидит. Представьте, каким будет это тело…
1. Миллер «Околосмертные переживания как доказательство». 46–47
2. Ван Ломмель, «Сознание после жизни» 72
3. Лонг и Перри, Свидетельство загробной жизни, 6–7
4. Там же 57–58
5. Ван Ломмель, «Сознание после жизни» 164
6. Там же 71-72
7. Там же 74
8. Морис Роллинг, «За дверью смерти»(Nashville: Thomas Nelson, 1978), 2–5
9. Там же 8
10. Р.С. Спраул, «Сейчас, хороший вопрос!» (Wheaton: Tyndale House, 1996), 300.
11. Кристал МакВи и Алекс Тресниовски, «Очнувшисьна Небесах: Истинная история о разбитости, рае и жизни снова» (New York: Howard Books, 2013), Kindle edition, locations 263
12. Гари Вуд, «Место, называемое Небом» (New Kensington, PA: Whitaker House, 2014), Kindle edition, location 430.
13. Ван Ломмель, Сознание после жизни, 32.
14. Миллер, «Околосмернтые переживания, опыт и свидетельство», 86–87.
15. Райнхард Муди «Жизнь после жизни», 26
16. Миллер, Околосмертные переживания как доказательство», 47.
Перевод Олега Олзоева был оплачен для публикации на сайте outpouring.ru
Глава 2 | Глава 4
|