Бреннан Мэннинг
Глава 2. Страсть
(* Для перевода этой книги я выбрала слово "страсть”, хотя автор в оригинале использует слово "ярость” или "яростный”. Эту замену я сделала для благозвучности, т.к. "страстная любовь” на русском языке звучит лучше, чем "яростная любовь”. - Примеч. переводчика)
Существительное «ярость» обычно ассоциируется с сильным гневом. Однако, когда Оксфордский словарь современного английского языка описывает «ярость надвигающейся бури», значение этого слова приобретает оттенок огромной энергии.
Когда один из самых талантливых писателей Англии, Д. Честертон говорил о «яростной любви Бога», он подразумевал огромную энергию и силу Бога, который ищет близости с нами.
Известный христианский музыкант Рич Муллинз стремился описать это желание Бога следующим образом:
«Безрассудная, неистовая ярость, которую они называют Божьей любовью».
Использование таких прилагательных как яростный, страстный, неистовый и жаждущий для того, чтобы описать Божье желание – это мои слабые попытки выразить Невыразимое. Но все же я стараюсь. И богословие, которое можно описать как веру, ищущую разумных объяснений, и духовный опыт, который можно описать как переживание того, что мы понимаем разумом, приоткрывают для нас эту тайну. Сейчас мы видим "как сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Коринфянам 13:12). Но когда-нибудь эти прилагательные уступят место реальности.
Но есть еще одно слово, которое использовал Честертон: слияние. Это одно из самых взрывоопасных слов в моем христианском словарном запасе. Смелое сравнение Иисуса с женихом предполагает, что живой Бог ищет нечто большее, чем просто близкие отношения с нами. Безрассудная, неистовая страсть Яхве достигает апогея, если так можно сказать, в симбиотическом слиянии, т.е. в настолько близком единении, что Павел написал:
"И уже не я живу, но живет во мне Христос” (Галатам 2:20)
В сноске к этому стиху Иерусалимская Библия добавляет: "Действия христианина некоторым образом становятся действиями Христа." (Вот это да!)
Мои критики, а их не так уж и мало, обвиняют меня в том, что я слишком много пишу о Божьей любви и недостаточно о грехе, суде и аде, и о том, как сделать Рождество более христоцентричным. Они говорят, что я неуравновешен, что мое учение – нездраво и что я немного не в себе. И хотя я принимаю их последнее обвинение, я уверен, что Бог поднимет еще многих неуравновешенных писателей, с не очень "здравым” учением, которые будут восклицать вместе со мной слова из французской пасхальной литургии:
L'amour de Dieu est folie! L'amour de Dieu est folie! (Любовь Божья – это глупость!)
В другой книге я писал о том, что Иисус пришел не только для тех, кто иногда пропускает тихое время с Господом по утрам, но и для настоящих грешников: воров, прелюбодеев и террористов. Для тех, кого взяли "тепленьким” и тех, кто утратил свои мечты.
"Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Матфей 9:13)
Этот отрывок Писания нужно часто читать и перечитывать, потому что каждое поколение пыталось скрыть ослепительную яркость значения этого стиха. Все израненные грехом призваны к близости с Ним на небесном пире. Царство Божье – это не место для самоправедных или самодостаточных, утверждающих, что только они имеют доступ к тайнам Божьего царства и спасения. Нет, как пишет Юджин Кеннеди: "оно для более непритязательных и менее самодовольных людей, осознающих себя грешниками, потому что они испытали все превратности борьбы со своей совестью”. Люди, которые действительно наполнены светом – это те, кто пристально и долго вглядывались во тьму своего несовершенного существования”.
В течение двадцати одного года я отчаянно пытался стать Матерью Терезой. Я жил в разных уголках мира в глубокой бедности и обезличивающей нищете. Шесть месяцев я добровольно жил на свалке мусора в Мексике. Высота этой свалки достигает высоты потолков в обычной квартире. Обитателям этой свалки было от четырех до восьмидесяти с лишним лет. Все они ползали по разбитым бутылкам от виски и мертвым животным, чтобы найти какую-нибудь еду или какую-нибудь вещь, которую можно продать разъездным торговцам. Я добровольно был заключенным в швейцарской тюрьме; ее начальник считал, что священники должны быть не капелланами, а настоящими заключенными. И только начальник тюрьмы знал, кем я был на самом деле. Я жил на улицах Нью-Йорка с одиннадцати, двенадцати и тринадцатилетними проститутками, причем обоих полов, и служил им вместе с миссией "Дом Завета”. Я думал, что если я смогу стать точной копией Матери Терезы, то тогда Бог сможет полюбить меня.
Вас ведь впечатлила моя биография? Да уж, конечно!
Это всего лишь часть того, кем я являюсь. Остальная часть Бреннана Мэннинга – это клубок парадоксов и противоречий. Я верю в Бога всем своим сердцем. Но когда я слышу о том, что девятилетнюю девочку изнасиловал и убил сексуальный маньяк, или о том, что четырехлетнего мальчика сбил насмерть пьяный водитель, я начинаю сомневаться, существует ли Бог вообще. Как я уже говорил, я обращаюсь к Нему и иногда я разочаровываюсь.
Я люблю, и я ненавижу. Я чувствую себя лучше, когда мне лучше. Я испытываю вину, если не испытываю вину. Я широко открыт и я заперт. Я доверчив и подозрителен. Я честен и я все еще играю в игры. Аристотель сказал, что я - разумное животное. Но это не так. Это только часть Бреннана.
По иронии, это был первоапрельский день дурака в 1975 году, в 6:30 утра . Я проснулся на улице, на бульваре Коммершиал в Форт-Лодердейл, штат Флорида. У меня было жуткое похмелье, от моего свитера пахло рвотой и я глядел на свои босые ноги. Я не думал, что какой-то пьяница украдет мои ботинки, чтобы купить бутылку вина, но именно так и произошло. К тому времени я жил на улице уже полтора года, напивался каждый день и спал на пляже до тех пор, пока меня оттуда не прогонял полицейский. Меня можно было найти на улице или под мостом, в обнимку с моей драгоценной бутылкой Текилы. И дело было не в том, что этот хороший францисканский священник слишком много выпивал. Я нарушил каждую из Десяти Заповедей: блудил, лгал, шел на жестокость ради того, чтобы материально поддерживать свое пристрастие. Я злостно клеветал на любого, кто осмеливался критиковать меня или возражать мне.
В то утро, когда я проснулся в сильном похмелье, я увидел, что по улице навстречу мне шла женщина лет двадцати пяти, привлекательная блондинка. Она держала за руку сына лет четырех. Мальчик вырвался из руки матери, побежал по улице и уставился на меня. Его мать побежала за ним, закрыла его глаза рукой и сказала: "Не смотри на эту дрянь. Это настоящая дрянь!” Затем я почувствовал удар ее туфли. Этим ударом она сломала мне два ребра.
Той дрянью был Бреннан Мэннинг тридцать два года назад. И Бог, которого я узнал только по благодати, Иисус, которого я встретил в закоулках моей души, страстно любил меня независимо от моего состояния – в благодати ли я жил или в позоре. Почему же? Потому что Его любовь никогда, никогда, никогда не основана на том, как мы поступаем. Она не обусловлена нашим настроением – будь то восторг или депрессия. Страстная Божья любовь не знает ни тени перемены или изменения. Она надежна. И всегда нежна.
"Я горжусь только теми днями, которые мы проводим нераздельной нежности". - Роберт Эли
Мое переживание Его страстной любви часто наполняет меня яростью, когда я слышу как известные проповедники и теле-евангелисты искажают образ Аввы. Иисус говорит: "Живите во Мне. Устройте свой дом во Мне, как Я в вас” (Иоанн 15:4, перевод "Послание”). Дом – это место радушной любви, непредвзятого принятия, сопровождаемого многочисленными знаками привязанности. Его приглашение к близости – потрясающе и противоположно всем надутым разглагольствованиям некоторых религиозных лидеров и чемпионов морали Второзакония. Их непреклонное соблюдение законов удивляет Его страстное сострадание. Так не должно быть.
Удивительная любовь нашего невидимого Бога стала и видимой и слышимой в Иисусе Христе, единородном Сыне Божьем, наполненном неизменной любовью. Апостол Павел молился за всех нас в послании Ефесянам 3:17-19:
"чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».
Вы слышите, что говорит Павел? Любовь Христа превосходит разумение. Нам нужно избавиться от своего убогого, обрезанного, традиционалистского, законнического восприятия Бога и открыть себя для Иисуса Христа. Если мы это сделаем, то обетование гласит, что мы исполнимся всей полнотой Бога! Это действительно благая весть!
Очень многое из того, что мне представляли настоящим в былые дни, я вижу теперь выдуманным. Раздражительный бог с меняющимся настроением. Предвзятый бог, расположенный только к католикам. Раздраженный бог, питающий отвращение к верующим. Воинственный бог "справедливой” войны. Ненадежный бог буквоедской морали, упрекающий нас за наши мелкие недостатки. Педантичный бог духовно умудренных и несметное число других богов, которые заключили меня в темницу страха. Я мог бы продолжать и продолжать.
Исповедание веры Фон Бальтазара отзывается эхом в моем сердце: "Только любовь заслуживает доверия”. Настоящий Бог безграничной любви – это тот Иисус, которого я встретил в своей жизни.
Чем ближе я подхожу к смерти, тем меньше я склонен ограничивать Божью мудрость и бесконечность. Исповедание апостола Иоанна, что Бог есть любовь – это суть святой и дивной Троицы. Попросту говоря, Бог – это настоящий Влюбленный и не было такого времени, когда Бог не был любовью. Основание страстной любви Бога – это Отец, который является инициатором отношений Любви. Сын, который является полным выражением этой Любви, и Дух, который является истинным и неистощимым проявлением этой Любви, привлекая к Себе всю сотворенную вселенную.
"Быть небрежным в присутствии слов... означает нарушить фундаментальную этику". Н. Скотт Момэдей
Важно понимать, что книги могут быть обманчивыми. Самая лирическая проза на тему страстного желания Бога создает иллюзию, что мы уже постигли эту заповедь блаженства. Затем, прочитав абзац или около того, вам нужно возвращаться к полной заурядности вашей жизни, к повседневности, монотонности рутины, или, как говорят буддисты: к "стирке”. Вместо того, чтобы ужасаться непоследовательности между лирическим и интересным и прозаическим и приземленным, будет полезно прилепиться душой к полному восторгу любящего Бога, который глубоко тронут тем, что посреди шумихи вашей беспокойной жизни вы находите хотя бы пять минут для духовного чтения.
Подобная и более опасная ловушка соблазняет и этого автора. После такого искрометного предложения как "Вы принадлежите к избранному кругу лиц, развратившихся и чахнущих в плену иллюзий" или "ослепительная красота живого Бога”, автор с тревогой отмечает для себя, что его проза сделала его фальшивым и неискренним. Рабское внимание к точным и подходящим словам может обольстить автора встать в позу и, как печальное следствие этого, он или она потеряет связь со своей надломленной человечностью. Опасность изящного исполнения своей работы подстерегает каждого творческого человека. Что же делать? Я понял путем проб и ошибок, что нужно быть бдительным и осознавать, что Бог улыбается нашим глупостям.
Перевод Ирины Ефимовой Продолжение следует
|