Бреннан Мэннинг
Глава 1. Что-то совсем не так Часть 3
Когда Евангелие благодати захватывает нас, происходит что-то очень правильное. Мы начинаем жить в правде и реальности. Мы становимся такими же честными, как девяносто-двухлетний священник, которого уважали все люди в городе за его святость. Он также был членом Ротари клуба (Ротари клубы — это нерелигиозные и неполитические благотворительные организации, открытые для всех вне зависимости от национальной и расовой принадлежности, вероисповедания и политических взглядов. – Примеч. переводчика). Он присутствовал на каждом заседании клуба, всегда приходил вовремя и как обычно садился на свое любимое место в углу комнаты.
Однажды священник исчез. Казалось, что он сквозь землю провалился. Горожане искали его повсюду, но не могли найти. Через месяц он как обычно сидел на своем месте в углу комнаты на очередном заседании клуба.
"Отче", - воскликнули все, "где Вы были?”
"Я отсидел тридцать дней в тюрьме.”
"В тюрьме?” – воскликнули они. "Отче, но Вы не могли обидеть и мухи. Что произошло?”
"Это - длинная история” - сказал священник, "но вкратце произошло следующее. Я купил меня билет на поезд, чтобы поехать в город. Я стоял на платформе и ждал прибытия поезда. И вдруг увидел потрясающе красивую девушку, которая шла об руку с полицейским. Она посмотрела на меня, затем повернулась к полицейскому и сказала: «Это он. Я уверена, что это сделал он». Знаете, честно говоря, мне это так польстило, что я признал себя виновным».
Даже в самых святых мужчинах и женщинах есть легкое тщеславие. Они не видят причины отрицать его. И они знают, что если не считаться с реальностью, она обязательно напомнит о себе.
Когда я становлюсь честным, я признаю, что я - куча парадоксов. Я верю и сомневаюсь, я надеюсь и отчаиваюсь, я люблю и ненавижу, я плохо себя чувствую, когда мне хорошо, и я испытываю чувство вины, когда не чувствую себя виноватым. Я доверчив и подозрителен. Я честен и я все еще играю в игры. Аристотель сказал, что я – разумное животное, а я говорю, что я – ангел, в которого может поместиться очень много пива.
Жить по благодати - означает признавать всю историю моей жизни, ее светлую и темную стороны. Признавая свою темную сторону, я узнаю, кто я есть и что означает Божья благодать. Как сказал Томас Мертон: «Святой – это не тот, кто хорош, а тот, кто переживает Божью благость».
Евангелие благодати сводит на нет наше преклонение перед телепроповедниками, харизматическими суперзвездами и поместными церковными героями. Оно уничтожает теорию о второсортных людях, которая действует во многих американских церквях. Потому что благодать провозглашает удивительную истину о том, что все является даром от Бога. Все, что является благом - принадлежит нам не по праву, а только по богатству милосердия нашего милостивого Бога. Хотя мы многое заработали сами – ученую степень, зарплату, дом и сад, еду, одежду и хороший сон – все это стало возможным благодаря тому, что нам было так много дано даром: сама жизнь, глаза, чтобы видеть, руки, чтобы прикасаться, разум, чтобы придумывать идеи, и сердце, чтобы оно билось с любовью. Бог дал нам Христа в человеческой плоти. У нас есть сила верить там, где другие отрицают; сила надеяться там, где другие отчаиваются; сила любить там, где другие причиняют боль. Это и многое другое является настоящим даром; это не наша награда за верность, щедрость или нашу героическую молитвенную жизнь. Даже наша верность является даром. «Если мы обращаемся к Богу», - сказал блаженный Августин, «это само по себе является даром Божьим». Более всего я осознаю себя тем, кого сильно любит Иисус Христос, и я не сделал ничего, чтобы заработать или заслужить это.
В своем служении бродячего евангелиста я расхваливал некоторых святых и современных христиан, говоря о том, какой ценой они изо всех сил старались превзойти обычных мужчин и женщин. О, Боже, какое безумие я говорил в своих проповедях! Благая весть Евангелия благодати взывает к нам: все мы одинаково являемся привилегированными, но не наделенными правами нищими у дверей Божьей милости! Кроме того, как пишет Генри Нувен, бОльшая часть Божьей работы в мире может остаться незамеченной. Есть некоторые люди, которые стали известными или знаменитыми благодаря своему служению, но бОльшая часть Божьей спасительной работы в истории человечества могла бы оставаться совершенно неизвестной. Это трудная для понимания истина в нашем веке, который придает так много значения известности. Мы склонны думать, что чем больше людей знает и говорит о чем-то, тем более важным это должно быть.
В 18 главе Евангелия от Луки богатый молодой правитель приходит к Иисусу, спрашивая о том, что он должен делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Он хочет находиться в центре внимания. Нет никакой случайности в том, что Лука размещает отрывок об Иисусе и детях прямо перед историей об этом молодом аристократе.. Дети контрастируют с богатым человеком просто потому, что они несомненно еще ничего не сделали, чтобы что-либо заслужить. Иисус указывает нам на то, что нет ничего, что мы могли бы сделать, чтобы унаследовать Царство. Мы должны просто принять его, как маленькие дети. А маленькие дети еще ничего не сделали.
Мир Нового Завета не испытывал сентиментальных чувств к детям и не питал иллюзий о какой-либо врожденной в них доброте. Иисус не говорит о том, что Небеса – это огромная игровая площадка для младенцев. Дети являются нашим образцом, потому что они не претендуют на Небеса. Если они близки к Богу, то это потому, что они неумелые, а не потому что они невинные. Если они что-то получают, то только как дар.
Павел написал в послании Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (2:8,9).
Перевод Ирины Ефимовой
|