Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Откровение 22:18-19. Защита канона?
Канон Писания - это одновременно и эмоциональная, и теологическая проблема. Это проблема, потому что в Новом Завете не говорится о таком каноне (что естественно, поскольку, когда он писался, он только становился каноном). Это эмоциональный вопрос, потому что, как единственный авторитетный документ христианской веры (в глазах протестантов), всё, что может дополнить или умалить значение Писания, представляет собой серьёзную угрозу. Эти эмоции и богословие сопровождают конец книги Откровение. Эти стихи приводятся непосредственно перед завершением книги. Вопрос, который они поднимают, заключается в том, что имеет в виду Иоанн? Является ли “эта книга” отсылкой к книге Откровения или к Библии в целом? Почему Иоанн написал эти слова? Какую угрозу “книге сей” он мог бы усмотреть?

Новый Завет был написан во времена, когда ещё не было легкодоступных библиотек, средств связи и печатных станков. Практически всё учение того периода передавалось устно, поскольку читать умели немногие. По этой причине Иоанн произносит благословение “тому [единственному числу], кто читает” книгу (вслух перед собранием) и “тем [множественному числу], кто слушает её и принимает близко к сердцу то, что в ней написано” (Откр. 1:3). Этот процесс чтения таких книг вслух в домашней церкви (в которой читатель может быть единственным, кто умеет читать) позволил бы очень легко пропускать части читаемой книги или добавлять к ней то, что хочется. Большинству членов церкви было бы даже трудно обнаружить различия.

Иоанн был не единственным пророком в период Нового Завета, который заботился о надлежащем сохранении своего послания. Павел был обеспокоен тем, что его послание может быть искажено людьми, которые принесут другое Евангелие (Гал. 1:6-9), пророчество или поддельное письмо якобы от него (2 Фес. 2:2). Таким образом, существовала вероятность того, что, помимо искажений, которые могли быть внесены в текст при его чтении, люди могли намеренно добавить в текст своё собственное пророческое видение или отредактировать его в соответствии со своим собственным восприятием того, что должен был сказать автор.

Такого рода проблемы были известны ещё в Ветхом Завете. Во Второзаконии 4:2 и 12:32 подчеркивается, что Закон необходимо соблюдать, ничего не добавляя к нему и ничего не убавляя из него. Позже, согласно традиции, изложенной в Письме Аристея, когда Пятикнижие было переведено на греческий язык, те, кто получил новый перевод, прокляли любого, кто внесёт какие-либо изменения в текст. Эти стихи в Откровении также являются проклятием, и, накладывая это проклятие, Иоанн точно так же защищает целостность своего писания и, возможно, на самом деле рассматривает его наравне с Писанием, хотя, как сообщается, подобное проклятие также было использовано Иринеем в одном из его сочинений.1

Таким образом, Иоанн или, возможно, Иисус, говорящий через Иоанна (поскольку это откровение Иисуса Христа), накладывает проклятие, чтобы защитить документ от преднамеренной или даже зловещей подделки. Само проклятие состоит из двух частей. Одно из них защищает документ от добавления в него из-за угрозы того, что человек, делающий это, подвергнется бедствиям, о которых говорилось ранее в книге. Другой защищает документ от изъятия из-за угрозы того, что человек потеряет своё место на небесах, то есть своё место на древе жизни (источнике вечной жизни) и в святом городе, новом Иерусалиме. Проклятия несколько стилизованы и сильны, как это было принято в языке того времени, поэтому было бы неразумно извлекать из них теологию (например, о том, может ли человек потерять своё место в святом городе). Но автор задумывал их как настоящие проклятия.

В связи с этим возникает вопрос, связаны ли эти проклятия с чем-то большим, чем с этой книгой. Они охватывают весь Новый Завет или Библию целиком? Является ли это нарушением канона? Мы должны ответить на эти вопросы отрицательно.

Во-первых, мы не уверены, что Откровение было последней написанной книгой Нового Завета. Некоторые датируют Откровение 68 годом, в то время как другие писания (например, 2-е Петра, Послание Иуды или Евангелие и послания Иоанна) намного позже. Было бы неразумно основывать свои рассуждения на неопределённой датировке.

Во-вторых, во время написания евангелия от Иоанна евреи, возможно, ещё не закончили обсуждать свои собственные канонические проблемы. В период между 70 и 90 годами н.э. в раввинском центре в Джамнии состоялись некоторые дискуссии о каноне. Хотя нет никаких свидетельств того, что форма канона изменилась в результате этого обсуждения, это показывает, что даже евреи были в некотором замешательстве по этому вопросу и могли обсуждать, следует ли включать определённые книги (такие как "Есфирь").

В-третьих, Иоанн писал до того, как появилось чёткое представление о новозаветном каноне. Нет никаких свидетельств того, что Иоанн когда-либо видел написанное Евангелие или собрание посланий Павла. На самом деле, должно было пройти ещё как минимум два столетия, прежде чем определённый набор произведений был признан христианским каноном. Некоторые из произведений, которые должны были быть рассмотрены всерьёз, а затем отвергнуты, такие как Послание Варнавы и Дидахе, ещё не были написаны.

Наконец, хотя в большинстве современных версий Библии Откровение является последней книгой (даже у Лютера оно было последним, хотя он и некоторые ранние английские переводы помещали послания к Евреям, Иакова и Петровскую литературу непосредственно перед ним), в ранний период этого не было. В первые три столетия произошло много изменений: некоторые люди отвергли Откровение, некоторые поместили такие произведения, как 1-2 главы Климента, после него, а некоторые поместили его раньше в своём списке канонических книг. Нет никаких оснований полагать, что этот стих появился бы почти в конце Библии у большинства христиан вплоть до четвёртого века.

Это не значит, что что-то добавлять к Писанию или что-то убавлять из него — это хорошо. Конечно, даже если бы пресловутое “потерянное послание Павла” было найдено, не говоря уже о каком-то более современном произведении, которое, по мнению людей, могло быть богодухновенным, потребовалось бы всеобщее согласие церкви с тем, что оно было богодухновенным, чтобы добавить его к Писанию, что было бы крайне маловероятным событием и, следовательно, чудом сам по себе.2 Кроме того, не следует легкомысленно относиться и к самим существующим книгам. Мы действительно живём в эпоху, когда некоторые люди хотят переписать Библию с учётом своих собственных идеологических взглядов. Единственным результатом этого процесса является искажение Библии и создание произведения, которое никто не признает каноническим. Было бы лучше написать отдельную работу или комментарий, выборочно критикующий существующее Писание, поскольку любой подход был бы более честным. Даже сами авторы Писаний, когда они хотели переосмыслить друг друга (как, например, Даниил в "Семидесяти седминах" Иеремии), не меняли оригинал, а написали свою собственную книгу.

Поэтому проклятие Иоанна является предупреждением. Его истинный буквальный смысл применим только к его собственной книге Откровение, но, учитывая, что Павел и другие разделяли подобные опасения, разумно предположить, что ни один из авторов Писания не согласился бы на внесение изменений в свои труды. Кроме того, такое вмешательство противоречило бы всей цели Библии. Писание написано как свидетельство откровения, полученного в определённом месте и в определённое время. Его следует прочитать, принять (или, по мнению некоторых, отвергнуть) и истолковать. Однако переписывать его — значит путать свой собственный опыт познания Бога (или, возможно, опыт чего-то иного, кроме Бога) с опытом авторов Писаний. Это значит взять мерную линию из Писания (что и означает канон) и согнуть её так, чтобы она соответствовала стене, которую человек строит в настоящем. В итоге у человека нет ни мерной линии, ни прямой стены. Возможно, человек и не получит проклятия от Иоанна, но возникшая в результате путаница будет достаточным проклятием и на самом деле может привести его к потере места в святом городе, о котором Иоанн так восторженно писал.
- -
[1] Ссылку на это окончание утраченного послания Иринея см. в "Церковной истории" Евсевия, 5.20.2.

[2] Всеобщий консенсус означает именно это. Хотя мы можем спорить о том, следует ли включать в такой консенсус некоторые маргинальные христианские группы (например, определённые христианские группы в Африке или остатки древних еретических групп), он должен, по крайней мере, включать основные протестантские (то есть наиболее распространённые деноминации), римско-католические и православные ветви. Кто бы мог подумать, что эти группы придут к согласию в чём-либо, не говоря уже о том, что данная книга была вдохновлена Богом?

Hard Sayings of the Bible
Категория: Библия | Просмотров: 38 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Канон, откровение
         
     
Книги [2431]
Видео [983]
Аудио [335]
Статьи [2932]
Разное [719]
Библия [373]
Израиль [301]
Новости [601]
История [806]
Картинки [398]
MorningStar [1350]
Популярное [220]
Пророчества [1167]
Пробуждение [400]
Прославление [1279]
Миссионерство [334]
It's Supernatural! [829]
Как часто заходите на сайт?
Всего ответов: 17
500

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2025