В социальных сетях советуют избегать общения с “токсичными” людьми. Но Иисус повелевает нам стремиться к общению и примирению |
Токсичный. Оскорбительный. Угнетающий. Нездоровый.
Я никогда не слышал, чтобы эти слова употреблялись так часто, как за последние четыре года. Временами мне казалось, что все, кого я знаю, решают уладить конфликты с друзьями, коллегами и церквями, просто решив уйти.
Возможно, отчасти это связано со сменой поколений, поскольку молодые поколения принимают идею “разорвать порочный круг”, или, возможно, отчасти это связано с тем, что пандемия COVID-19 заставила многих из нас пересмотреть свою жизнь. И нигде эта закономерность не проявляется так ярко, как в социальных сетях, где люди снимают на видео, как они уходят с работы, пишут посты о поджогах церквей, из которых они выходят, и делятся видеодневниками, в которых объясняют, как разрыв отношений поможет им исцелиться.
Для многих уход стал золотым стандартом психического здоровья, а оставаться стало подозрительным, возможно, даже бредовым.
Однако уход и пребывание - это нейтральные понятия. Уход по своей сути не является чем-то хорошим, а пребывание по своей сути не является чем-то плохим. Нам нужно лучше изучить способы, с помощью которых мы делаем и то, и другое. Вместо того, чтобы уходить (или оставаться) по умолчанию, нам нужно научиться стремиться к исцелению, ответственности, покаянию, прощению и выдержке.
Позвольте мне начать с необходимого предостережения: если вы состоите в церкви, организации или отношениях, которые причиняют вам боль, уход из них вполне может быть правильным решением. Здесь невозможно дать универсальный совет, но я не утверждаю, что кто-то живёт в условиях жестокого обращения. В крупной организации, если властный руководитель даже не готов поговорить, не говоря уже о том, чтобы покаяться в случае необходимости, скорее всего, имеет смысл сразу уйти.
Здесь меня беспокоят более двусмысленные ситуации, ситуации, в которых мы слишком часто принимаем решения, основываясь на нашем воображении и предположениях, а не на любви, правде и разговоре, который стремится к ясности.
В целом, как верующие, мы призваны быть проводниками примирения (2 Кор. 5:18), которые, благодаря Божьему Духу, стремятся развивать здоровое и ясное общение и взаимоотношения. Именно к этому призывает Иисус, когда Он дважды повелевает нам (Мф. 5:23-24; 18:15-20) разговаривать и примиряться с людьми, которых мы обидели или которые обидели нас.
Иногда бывает трудно говорить о своих чувствах и замешательстве, но важно, чтобы мы следовали этой заповеди, проявляя открытость. Мы должны быть готовы задавать сложные вопросы и бороться с ними. Например, если вам предстоит разговор, в котором требуется внести ясность, задумывались ли вы о том, что, возможно, узнаете что-то новое о другом человеке или даже о себе? Вы можете обнаружить, что другой человек или организация были не единственной “токсичной” частью ситуации.
Беседа не может привести нас к ясности или примирению, если мы придерживаемся презумпции собственной вечной невиновности. “Как написано: "Нет праведника, ни одного"” (Рим. 3:10).
Мы также не сможем достичь ясности или примирения, если разговор так и не состоится. Жизнь в состоянии неразрешённого напряжения может нанести ущерб нашему психическому, эмоциональному и духовному здоровью. Мы можем начать жить с хором противников в наших головах или потерять способность эмоционально взаимодействовать с другими людьми. Иисус велел нам примириться, прежде чем мы придём на богослужение (Мф. 5:23-24), и даже предупредил, что “если вы не будете прощать другим их грехи, то и Отец ваш не простит вам грехов” (Мф. 6:15).
С другой стороны, когда мы уходим от людей и оставляем их в неведении или растерянности по поводу наших проблем, мы взваливаем на них тяжёлое бремя. Они могут чувствовать себя просто ресурсом, который можно использовать и от которого можно быстро избавиться. (Не буду врать, я до сих пор не могу смириться с тем фактом, что люди, у которых я был на быстром наборе в экстренных случаях в прошлом году, потеряли мой номер на следующий раз).
“Если возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми” (Рим. 12:18) и “в смирении цените других выше себя, заботясь не о своих интересах, но каждый из вас - об интересах других” (Фил. 2:3–4). Это может потребовать проведения трудных бесед о сложных истинах ради другого человека.
Эти беседы не обязательно закончатся согласием. Примирение и согласие - это не одно и то же. Много лет назад в церкви, пастором которой я был, у одного из ключевых членов церкви были иные цели перед прихожанами, чем у меня. Он сказал: “Пастор, у тебя есть видение, и у меня есть видение, а два видения создают разделение”. Мы разошлись во мнениях, но для меня было таким облегчением услышать от него, что он идёт в другом духовном направлении, не демонизируя меня или других руководителей.
Разногласия такого рода могут привести к примирению и уходу. Но если вы решите остаться, это тоже может принести хорошие плоды. Я видел, как люди оставались и успешно продолжали общение. Они боролись за перемены в любви, стремились к ясности и со временем смогли создать более здоровую обстановку благодаря молитве и налаженным отношениям. И независимо от того, уезжаем мы или остаёмся, мы обязаны проявлять благодарность и благословлять других, как наш Небесный Отец милостиво благословил нас.
Наконец, когда мы стремимся к ясности, мы укрепляем стойкость в наших душах. Мы можем “радоваться своим страданиям”, - говорится в Римлянам 5:3-4, - “потому что мы знаем, что страдание порождает упорство; упорство - характер, а характер - надежду”.
Переход начинается со страданий, но заканчивается надеждой — и это плод стойкости. Вы можете увидеть другую сторону страдания, пройдя через испытания и напряжённость жизни вместе с другими людьми. Вы увидите плоды спустя годы, терпеливо обсуждая с другими свои душевные раны. Когда мы приносим Иисусу свои страдания, боль и испытания в отношениях и организациях, Он даёт нам Свою силу выстоять (2 Фес. 2:16-17). Мы можем научиться отвергать ложную надежду на то, что сломленные люди когда-либо смогут обеспечить нам абсолютный покой, и вместо этого обрести истинную надежду на Иисуса.
James Roberson поступил на служение в колледж в 1999 году, позже получив степень в Юго-Восточной семинарии. Стремясь к социальной справедливости, он занимался такими проблемами, как расширение прав и возможностей молодежи, СПИД, злоупотребление психоактивными веществами и насилие в семье, и сыграл ключевую роль в создании церквей во многих штатах. Он основал и является пастором церкви "Мост" в Бруклине, где проживает со своей женой Натаршей и тремя дочерями.
|