Призыв к молитве на Фултон-стрит во время дневного молитвенного собрания (The Christian Herald, Vol. 19, 1896) | christianhistoryinstitute.org
Бизнес как необычное явление
В 1857 году одна из нью-йоркских церквей, испытывавшая трудности, задумала обратиться к людям, работавшим в близлежащих компаниях. Для осуществления этой идеи они наняли бизнесмена Иеремию Ланфира (1809-1898). Он вывесил объявление, в котором говорилось: “Молитвенное собрание с 12 до 13. Зайдите на 5, 10 или 20 минут или на всё время, в зависимости от вашего времени”.
На проведение этого собрания в середине недели ушло несколько недель, но когда разразился финансовый кризис, посещаемость резко возросла — не только в этой церкви, но и по всему городу.
Согласно одному сообщению, когда корабли входили в гавань Нью-Йорка, их окутывало Божье присутствие. На одном судне капитан и 30 членов экипажа обрели веру во Христа ещё до прибытия в порт. В глубине линкора "Северная Каролина", стоявшего на якоре в гавани, четверо моряков преклонили колени в молитве. Пока они пели, некоторые товарищи по кораблю бросились вниз, чтобы поиздеваться над ними, но, побеждённые силой Божьей, эти насмешники упали на колени в покаянии.
В последующие годы пробуждение распространилось по всей стране. По оценкам некоторых историков, во время этого «Делового пробуждения» около 1 миллиона американцев из общей численности населения в 30 миллионов человек исповедовали веру во Христа.
Наэлектризованный
Известный своими эмоциональными проповедями пробужденец Чарльз Г. Финней (1792-1875) так описал свой собственный опыт: “Святой Дух сошёл на меня таким образом, что, казалось, прошёл сквозь меня, тело и душу. Я чувствовал, как это ощущение, похожее на электрическую волну, проходит сквозь меня. Действительно, казалось, что оно исходит волнами жидкой любви, потому что я не мог выразить это никаким другим способом. Это было похоже на само дыхание Бога. Я отчетливо помню, что это, казалось, обмахивало меня, как огромные крылья”.
Новаторские стратегии пробуждения Финнея оказали глубокое влияние на молодого Уильяма Бута (1829-1912), который впоследствии основал «Армию спасения». Другой активист пробуждения, Дуайт Л. Муди (1837-1899), призвал мир “обратить внимание на молящегося Финнея, чьи молитвы, вера, проповеди и труды потрясли всю страну”.
Футбольная лихорадка
Когда в 1904 году началось Уэльское пробуждение, его главному проповеднику Эвану Робертсу (1878-1951) было 26 лет. Робертс молился о пробуждении каждый день в течение 13 лет.
По общему мнению, влияние этого пробуждения распространилось на все слои валлийского общества. Как сообщил Робертс,
Уэльс к тому времени был охвачен футбольной лихорадкой, когда десятки тысяч представителей рабочего класса думали и говорили только об одном. Они также делали ставки на результат игр. Теперь сами знаменитые футболисты обратились в христианство и присоединились к уличным собраниям под открытым небом, чтобы засвидетельствовать, какие славные дела совершил для них Господь. Многие команды были распущены, поскольку игроки обратились в христианство, а стадионы опустели.
Языки в Топеке
Многие вспоминают собрания на Азуза-стрит в 1906 году как начало современного пятидесятнического движения, но некоторые семена Азузы были посеяны в Топеке, штат Канзас, пятью годами ранее. В библейской школе "Вефиль" основатель Чарльз Пархэм (1873-1929) начал преподавать о крещении Святым Духом и даре языков, предлагая студентам самостоятельно провести исследование.
На вечернем богослужении перед Новым 1901 годом одна женщина из класса Пархема — Агнес Озман (1870-1937) — заговорила на языках. Другие ученики и сам Пархем заговорили в последующие дни.
Нужно исповедаться
На заре двадцатого века корейскую церковь окружили конфликты. Япония и Россия боролись за контроль над этой страной, а Соединённые Штаты не всегда принимали интересы Кореи близко к сердцу. По мнению некоторых корейцев, американские миссионеры стремились контролировать церковь, подавляя приход к власти местных лидеров. В 1906 году корейские христиане услышали о пробуждении в Уэллсе и выразили сильное желание получить такое же благословение, но им пришлось пережить много разочарований и обид.
Затем, в январе 1907 года, пресвитерианская семинария в Пхеньяне провела двухнедельную библейскую конференцию, в которой приняли участие около 1500 корейских мужчин. Вдохновлённые проповедями Кил Сун Чжу (1869-1935) и его личным признанием в грехах, сотни слушателей последовали его примеру, совершив публичные акты покаяния. Как выразился один автор, “после такой публичной исповеди и видимого примирения порталы широко открылись”. В течение нескольких дней на этой конференции исповедь и покаяние продолжались всю ночь. Другой наблюдатель отметил, что даже американские миссионеры казались “напуганными присутствием силы, способной творить такие чудеса”.
Дух пробуждения распространился с конференции на Union Christian College, вдохновив новое поколение лидеров корейской церкви.
Борьба с Ганди
В. С. Азария (1874-1945) и Махатма Ганди (1869-1948) яростно спорили друг с другом, несмотря на схожесть их целей. Азария стал первым англиканским епископом Индии в 1912 году, служа в епархии Дорнакал. Его сердце было устремлено к евангелизации, а разум - к пробуждению, и он оказал глубокое влияние на регион. В 1920-х годах церковь быстро росла, особенно среди сельских жителей, принадлежавших к касте далитов, людей, занимавших низшее положение в индуистской социальной структуре, когда-то известных как “неприкасаемые”.
Пробуждение среди далитов привлекло международное внимание руководителей миссий и учёных, занимающихся развитием церкви. Это также привлекло внимание Ганди, который стремился улучшить положение далитов, но рассматривал обращение в христианство как проявление западного колониализма. В 1938 году два лидера — Азария и Ганди — вели публичную словесную войну, оба боролись за угнетённых людей, которых любили.
Пробуждение среди студентов
Пробуждение началось в колледже Уитон в Иллинойсе 8 февраля 1950 года. На церковной службе студенты один за другим вставали, чтобы исповедаться в грехах и попросить о молитве. Собрания продолжались в течение дня, в течение нескольких дней, поскольку занятия были отменены.
Об этом пронюхали чикагские газеты, а затем об этом написали журналы Time и Life. “Пробуждение в колледже превращается в марафон признаний” - таков был заголовок Life.
На протяжении многих лет другие учебные заведения сталкивались с подобными явлениями. В 1962 году в Йельском университете в Коннектикуте произошло пробуждение. В 1970 году, почти ровно через 20 лет после Уитонского пробуждения, колледж Эсбери в Кентукки получил свои собственные. Некоторые студенты из Эсбери перенесли этот опыт в другие колледжи.
В 2023 году в Эсбери началось очередное пробуждение, продолжавшееся 16 дней. Оно привлекло по меньшей мере 50 000 посетителей в маленький городок Уилмор, штат Кентукки, и распространилось на кампусы по всей стране. В какой-то момент хэштег “asburyrevival” собрал на TikTok более 24 миллионов просмотров.