(1928-2017)
Лидер лютеран
В 1962 году группа из трёх профессионалов прибыла в Сан-Педро, штат Калифорния, чтобы разобраться в том, что именно происходило в лютеранской церкви Троицы. Психиатр, клинический психолог и новозаветный теолог взяли интервью у молодого пастора Ларри Кристенсона и нескольких десятков членов церкви, которые, по слухам, увлеклись чем-то совсем нелютеранским: говорением на языках. Разве сам великий реформатор Мартин Лютер не осуждал швармеров (“энтузиастов”) своего времени, которые утверждали, что получают слова непосредственно от Святого Духа?
Кристенсон, выпускник глубоко ортодоксального колледжа Святого Олафа в своей родной Миннесоте, всего за два года до этого окончил теологическую семинарию Лютера. Но по пути он прочитал книгу Агнес Сэнфорд "Исцеляющий свет", которая вызвала у него достаточно любопытства, чтобы заглянуть на собрание пробуждения в близлежащей церкви Foursquare. Проповедь в тот четверг вечером была посвящена крещению Святым Духом. В конце он услышал молитву евангелиста, но, казалось, ничего не произошло.
Однако, по его словам, в предрассветные часы он резко сел в постели и обнаружил, что незнакомый язык вертится у него на губах. Он произнёс фразу на иных языках... а затем снова заснул. На следующий вечер он вернулся в церковь Foursquare, где “во мне начало нарастать огромное чувство хвалы, и оно излилось на мои губы новым языком”. Он нашёл это чудесным переживанием, “хотя и не особенно ошеломляющим”.
В последующие дни его одолевали сомнения: подходит ли это для лютеранина? Должен ли он оставаться лютеранским священником? Своевременный разговор с харизматом-эмиссаром Дэвидом дю Плесси убедил его остаться на месте. По мере того, как он делился тем, что произошло со своей паствой, мужчины и женщины начинали понимать то, что он описывал.
Когда прибыла группа посетителей, лютеране из Тринити оказались не такими эксцентричными, как того боялись. Доктор Пол Квалбен, психиатр, выступил с докладом на семинарском мероприятии десять лет спустя:
У нас было два предубеждения, когда мы туда отправились. . .. Мы ожидали, что столкнёмся с эмоционально нестабильными людьми, и мы ожидали, что это явление продлится недолго. Мы ошиблись в обоих пунктах. Люди, с которыми мы беседовали, были обычными представителями лютеранской общины, и сегодня, десять лет спустя, это движение всё ещё растёт.
И в самом деле, так оно и было, отчасти благодаря неизменному авторитету Ларри Кристенсона. Он не был выдающимся человеком; он не делал диковинных заявлений; он просто помогал как пастырь растущему числу лютеран по всей стране, которые стремились к новой духовной жизни. Некоторые из его коллег пасторов-харизматов были отлучены от церкви, но многие другие сохранили свой сан в своей церкви и присоединились к Кристенсону в его работе. Когда в 1972 году в Миннеаполисской гражданской аудитории состоялась первая Международная лютеранская конференция о Святом Духе, на неё пришло более девяти тысяч человек.
Вскоре после этого была создана организация под названием "Лютеранские службы харизматического обновления". Когда в 1977 году в Канзас-Сити состоялось большое межконфессиональное собрание, лютеране составляли третью по численности группу зарегистрировавшихся. Это [Духовное крещение] - общий опыт, который открывает путь к единству”, - заметил Кристенсон. “Вместе с этим приходит приверженность Писанию как окончательному авторитету. Я никогда не слышал споров о Непорочном Зачатии или божественности Христа на харизматических конференциях. Мы очень хорошо осознаём теологические разногласия, но не считаем, что это мешает нам прийти к согласию .
Лютеранство, конечно, всегда относилось к своей теологии серьёзно, ещё со времен отстаивания «оправдания верой» в 1500-х годах. Сегодня его харизматическое пробуждение породило множество коллоквиумов, исследовательских групп учёных и докладов комитетов. За книгой Кристенсона "Харизматическое обновление среди лютеран" (1976) в следующем году последовала книга "Добро пожаловать, Святой Дух: исследование о харизматическом обновлении в Церкви", опубликованная лютеранским издательством в Аугсбурге под редакцией Кристенсона. Около сорока учёных внесли свой вклад. Такое сотрудничество, как правило, ослабляло прежний скептицизм, подобный тому, который был высказан ещё в 1972 году одной лютеранской конфессией (Синод Миссури), утверждавшей, что “силу и обновление следует искать в Слове и таинствах, а не в особых знамениях и чудесах”. Параллельная организация, «Лютеранская церковь в Америке», заявила в своём отчёте за 1974 год, что “у лютеранских пасторов или других людей нет причин прямо или косвенно предполагать, что человек не может быть харизматом и оставаться лютеранином с хорошей репутацией”.
Ларри Кристенсон избежал многих теологических баталий, выдвинув то, что он назвал “органическим взглядом” на крещение Святым Духом. Вместо того чтобы повторять стандартные формулировки пятидесятников о том, что языки являются “первоначальным физическим доказательством” полноты Духа, он написал в журнале Trinity, что провёл собственный обзор повествований в книге Деяний и пришёл к выводу:
Означает ли это, что каждый, кто получит Святого Духа, будет говорить на языках — что если вы не говорити на языках, вы на самом деле не получили Святого Духа? Я не верю, что вы можете привести такой пример из Писания. Однако я верю, что книга Деяний предлагает нам полезную схему: 1) Получение Святого Духа — это определённый, ясный, мгновенный опыт . . . 2) Простой и назначенный Богом способ объективно проявить дар Святого Духа — это возвысить свой голос в вере и говорить на новом языке по побуждению Святого Духа.
В 1983 году, после почти четверти века пастырства в Калифорнии, Кристенсон и его жена Нордис вернулись в родные города-побратимы, чтобы он мог стать директором «Международного лютеранского центра обновления» на постоянной основе. Он занимал эту руководящую должность в течение двенадцати лет. Его книги продолжали продаваться, особенно его классическая книга "Христианская семья", получившая золотую медаль (на сегодняшний день продано два миллиона книг), которая занимала лидирующие позиции среди книг о браке и воспитании детей; впервые она появилась в 1970 году, за несколько лет до того, как доктор Джеймс Добсон опубликовал книгу "Focus on the Family" (1977) и другие.
Книга Кристенсона "Говорение на языках", вышедшая в 1968 году, выходит и по сей день. «Институт христианских исследований» назвал её “отличным исследованием этого дара: согласны вы с этим или нет, но эта книга ответит на многие вопросы, которые люди задают сегодня”.
Таким образом, независимо от того, был ли он сосредоточен на духовном пробуждении или семейных отношениях, он был законодателем ритма, источником мудрости, советчиком для многих и сокровищем для многогранного Тела Христова.
Статья взята из книги Dean Merrill "50 Pentecostal and Charismatic Leaders Every Christian Should Know"
|