“Одна смерть - это трагедия, миллион смертей - это статистика”. Эта цитата, которую часто приписывают Иосифу Сталину, описывает жизнь при тоталитарном режиме советского диктатора, во время которого, по оценкам, от массовых казней, трудовых лагерей, тюремного заключения и голода погибло от 6 до 20 миллионов человек.
Среди них были десятки епископов Русской православной церкви и тысячи священников, которые часто были расстреляны. Многие другие православные христиане были арестованы и отправлены в трудовые лагеря. Христианская интеллигенция была изгнана из Советского Союза; многие погибли в тюрьмах и концентрационных лагерях, первый из которых был создан в бывшем православном монастыре на Соловецких островах в 1923 году. Религиозные лидеры и миряне всех мастей страдали при Сталине, который когда-то сам был студентом Тбилисской духовной семинарии.
Для безжалостного диктатора эти смерти не были личностями, которых следовало оплакивать. Это были цифры в столбцах, неудобные препятствия на пути достижения политической цели. Статистика, а не трагедии.
Мы знаем, что “статистика, а не трагедии” - это бесчеловечная парадигма. В то же время, нам может быть легко рассматривать массовое мученичество просто как статистический показатель, а не как судьбу отдельных людей.
“Всемирная христианская база данных” определяет мучеников как “верующих во Христа, которые преждевременно расстались с жизнью, при свидетелях, в результате человеческой враждебности”. Согласно этому определению, более 70 миллионов христиан приняли мученическую смерть за последние два тысячелетия — более половины в 20-м веке при сталинском, коммунистическом, фашистском и нацистском режимах, а многие в 21-м веке - при воинствующем исламе по всей Северной Африке и Западной Азии. С 2020 года случаи мученичества также были зарегистрированы в Мьянме, Уганде, Мозамбике, Судане, Демократической Республике Конго, Индии, Буркина-Фасо и Мали, а также в других странах.
"21", новый короткометражный фильм, в котором рассказывается об ужасающем обезглавливании 21 христианина боевиками ИГИЛ на пляже в Ливии в 2015 году, противодействует тенденции отрешаться от этой реальности. (Christianity Today является исполнительным продюсером фильма). Созданный компанией More Productions и анимированный командой из почти 100 художников со всего мира, фильм демонстрирует духовность и самопожертвование своих героев — 20 христиан из Египта и 1 христианина из Ганы, все они были рабочими-мигрантами, попавшими в плен только за то, что были христианами. Заключенные в тюрьму, подвергнутые пыткам и деморализованные, они столкнулись с давлением, заставлявшим их отречься от своей веры, но отказались это сделать.
Более широким контекстом этого эпизода является преследование христиан на контролируемой ИГИЛ территории в Ираке и Сирии, где тысячи христиан были казнены, женщины и девочки обращены в сексуальное рабство, а священнослужители похищены и убиты в безжалостной попытке стереть религию с лица земли в регионе. Политика ИГИЛ предельно ясна в фильме: "отрекись или умри". Оказавшись перед лицом смертельного решения, пленники предпочли умереть.
Анимированные в неокоптском стиле, напоминающем о долгой истории ортодоксального искусства, "21" сочетает земную реальность с духовной. Боец ИГИЛ замечает Иисуса в ореоле, сидящего рядом со связанными и с завязанными глазами заключенными на заднем сиденье грохочущего фургона. Дрожа ночью на мокром тюремном полу, мужчины поют "Kyrie eleison"; небо прорезают раскаты грома и молнии, а над горизонтом порхает голубь. “Чем больше их пытали, - говорит рассказчик, - тем больше, казалось, крепла их вера”. Снова появляется Иисус, Его глаза сверкают в полумраке камеры. Из земли торчат камни. “Затем внезапно земля затряслась, как при землетрясении, - говорит рассказчик, - и ИГИЛ испугались”. Когда мужчины наконец идут навстречу своей смерти, их сопровождают потусторонние фигуры, их отражения поблескивают в соленой воде.
В фильме также представлены кадры из оригинального пропагандистского видеоролика ИГИЛ о казнях. Это смелый, но важный выбор создателей фильма, выбор, который не даёт зрителям упустить из виду тот отрезвляющий факт, что эти люди были реальными людьми, испытывавшими реальные страдания. Сопоставление поражает: зрители внезапно оказываются лицом к лицу не с художественными изображениями и иконографией, а с самими мучениками - сначала марширующими по песку в оранжевых комбинезонах, а затем окрашивающими волны в красный цвет своей кровью.
"21" рассказывает всего лишь одну историю мученичества менее чем за десять минут, оживляя в красивых анимированных деталях менее двух десятков мужей, братьев, сыновей и отцов. Но эти десять минут имеют значение. Эти люди являются свидетельством христианской веры в трудные времена. Их жизнь и смерть стоят бок о бок с другими христианами, которые продолжают делать смелый выбор перед лицом насилия и преследований.
С 2009 года более 50 000 христиан стали мучениками в Нигерии от рук боевиков "Боко Харам", ИГИЛ (Западная Африка) и Фулани. Ещё многие миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома, что привело к серьёзному гуманитарному кризису. Христианство в Сирии было практически искоренено: численность христианского населения страны сократилась с 10 процентов (1975 год) до 2 процентов (2025 год). Аналогичная ситуация сложилась в Ираке, куда христиане бежали и погибали после вторжений Соединенных Штатов (2003) и ИГИЛ (2014-2017). Под контролем ИГИЛ у христиан было три варианта: принять ислам, заплатить налог джизья или умереть. Христианская община в Мосуле, Ирак, насчитывавшая когда-то 50 000 человек, сократилась примерно до 20 христианских семей.
У каждого мученика в истории христианства было имя, семья и вера. Пусть “21” будет напоминанием не только о потерянных жизнях, но и о цене, которую приходится платить за то, чтобы быть последователем Христа в самых экстремальных обстоятельствах.
Gina A. Zurlo - приглашенный лектор по мировому христианству в Гарвардской школе богословия и редактор "Всемирной христианской базы данных".