Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Что это за человек?
У нас мало информации о внешности и характере Иисуса. Но так было задумано Богом
www.christianitytoday.com
Не так давно я наткнулся на несколько портретов Христа, которые кто-то разместил в Интернете. Используя изображение с Туринской плащаницы в качестве основы и используя искусственный интеллект, авторы рисунков предположили, как мог выглядеть Иисус до Своего распятия.

Я с интересом рассматривал изображения, задаваясь вопросом, вызовут ли они у меня чувство узнавания как человека, пребывающего во Христе. Но я не могу сказать, что они каким-то особым образом тронули моё сердце.

Я определённо не чувствовала себя так, как обычно, когда вижу кого-то, кто мне очень дорог. Я не мог сказать: “О, это Иисус! Я узнал бы Его где угодно!”

Ни одна фигура не знакома нам так хорошо, как Иисус Христос. В то же время ни одна фигура не кажется такой незнакомой.

Впервые я начал читать об Иисусе более 50 лет назад, когда работал в ночную смену в ресторане быстрого питания. Недавно окончив среднюю школу, я пытался решить, в каком направлении должна развиваться моя жизнь. Я подумал, что было бы неплохо иметь духовное измерение, и начал изучать восточный мистицизм и оккультизм, хотя и не очень серьёзно.

Однажды меня осенило, что Библия - это духовная книга. Поэтому во время перерывов в ресторане я начал читать Новый Завет.

Прошло совсем немного времени, прежде чем Иисус Христос — не столько Его послание, сколько Его личность — привлёк моё внимание. Или, может быть, мне следует сказать, что меня привлекла загадочность Его личности.

Что это за человек, который настолько неотразим, что кто-то готов бросить карьеру или семью, чтобы последовать за Ним? Я читал в Евангелиях, как Пётр отказался от безопасности своих рыболовных сетей, а Матфей отказался от прибыльных налоговых поступлений. Хотя Иисус, с которым я столкнулся в Евангелиях, не был для меня совершенно новым, Он был странным.

С тех пор я читаю об Иисусе, и Он по-прежнему вызывает у меня недоумение. Хотя я был пастором и преподавателем библейского колледжа, иногда я задаюсь вопросом, знаю ли я Иисуса вообще. Я не имею в виду, что задаюсь вопросом, действительно ли я христианин или Он мой Спаситель.

Но часто, когда я читаю Евангелия, Иисус, которого я нахожу, оказывается не таким, как я ожидал. Он говорит или поступает так, что это меня беспокоит. Иногда, как и ученики, я испытываю раздражение и хочу спросить Иисуса: “О чём Ты думал?” Иногда я поражаюсь и хочу спросить: “Что же это за человек?”

В обычных отношениях мы склонны внимательно относиться к тем деталям, которые Писание утаивает об Иисусе. Мы обращаем внимание не только на черты лица и фигуру, но и на все мелкие детали, которые определяют индивидуальность человека: блеск в глазах, кривую улыбку, шутки, которые заставляют человека смеяться.

Личность - это слово, которое мы чаще всего используем, когда говорим о таких качествах. Это не просто синоним индивидуальности, а описание отличительных способов, которыми человек выражает свою индивидуальность. Личность - это совокупность характеристик, которые идентифицируют человека как личность.

Библия мало что может сказать о таких деталях, касающихся Христа. Информация, которую она содержит, относительно скудна; она разбросана по четырём Евангелиям по частям или о ней можно только догадываться. Апостол Иоанн мог говорить о том, что он слышал собственными ушами, видел собственными глазами и к чему прикасался, но мы не можем (1 Иоанна 1:1). Мы полагаемся на то, что написано.

Следовательно, если мы хотим познать Христа на личном уровне, эта близость должна быть такой, которая отличается от большинства других наших отношений. В то же время Иисус обещал особое благословение тем, кто не видел Его, но уверовал (Иоанна 20:29).

Бог дал нам два основных средства для передачи этого знания о Христе.

Первое - это то, что записано о Нём в Писаниях. Второе - это внутреннее свидетельство Святого Духа, которого также называют “Духом Христовым” (Рим. 8:9).

В 2 Коринфянам 4:6 апостол Павел отмечает: “потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа". Это любопытная вещь для тех, кто никогда не видел лица Иисуса.

Очевидно, что, несмотря на отсутствие в Библии какого-либо подробного описания внешности или личности Иисуса, мы знаем больше, чем думаем.

В наших сердцах сияет свет, который открывает невидимый лик Христа. Не в буквальном смысле. Но благодаря Духу мы познаём Иисуса лично и близко. Он, в свою очередь, являет нам славу невидимого Бога через Свою человечность.

Теологам есть что сказать о личности Бога, особенно в связи с учением церкви о Троице. О личности Бога они говорят гораздо меньше. Одной из причин такого нежелания может быть стремление не очеловечивать Бога. В Писаниях неоднократно утверждается, что Бог - это не человек (Числа 23:19; Иов. 9:32; Ос. 11:9).

Теолог Хельмут Тилике в книге "Евангельская вера" предупреждает, что делать человеческую личность образцом Бога - ошибка:
Таким образом, с самого начала исключается любое отождествление Бога и личности или любая попытка сделать человеческую личность образцом для представления о Боге. … Уравнения такого рода снова превратили бы Бога в образ творения в смысле человеческой религии или идолопоклонства.
И всё же, какой аналог может быть более антропоморфным, чем тот, который Бог избрал для Себя? Согласно Бытию 1:26-27,
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Трудно представить, как можно было бы установить личные отношения с Богом, каким Он предстаёт в этих стихах, без некоторого соответствия между природой Бога и тем, что мы считаем личностью. Даже если можно доказать, что понятие личности не имеет отношения к данному контексту, оно не может быть бессмысленным, когда речь идёт об Иисусе Христе. В Евреям 2:17 говорится, что во время воплощения Иисус стал таким же, как мы, “во всём уподобившись братьям”.

Иисус не был пустой оболочкой, в которую была вложена божественная природа. Он не просто носил плотское тело. Хотя Он существовал как божественная личность до воплощения, когда Он стал плотью, Логос приобрёл новое измерение (Иоанна 1:1, 14). Иисус не перестал быть тем, кем Он был раньше, но добавил к Своей личности человеческую природу. При этом обе природы сохранили свою полноту.

Иисус - это не две личности, одна человеческая, а другая божественная, которые сосуществуют в одной плоти. Он - единственная личность Христа, которая одновременно является истинно человеческой и истинно божественной во всех смыслах. Как таковой, Он обладает индивидуальностью. Одна из причин, по которой Иисус стал человеком, заключалась в том, что Он хотел дать “точное представление” о сущности Бога (Евр. 1:3). Человечность Иисуса говорит нам о том, каков Бог.

Личность, - писал Фрэнсис Роджерс в 1921 году, - это ”воплощение индивидуальности“. Когда мы говорим о личности человека, мы обычно имеем в виду то впечатление, которое он у нас производит. Дружелюбен он или недружелюбен? Есть ли у него чувство юмора или он серьёзен? Он застенчив или общителен? Личностные характеристики, как правило, описывают эти черты в противоположных аспектах. Интроверсия противоположна экстраверсии. Человек сосредотачивается либо на задачах, либо на отношениях. Он может быть как лидером, так и последователем. На самом деле, эти качества взаимосвязаны.

Личность - это описание наших способов поведения и взаимоотношений с другими людьми. Это включает темперамент, привычки поведения, ценности и предпочтения. Характер также выражается через личность, но не обязательно идентичен ей.

Благодать, подобная плодам Святого Духа (Гал. 5:22-23), которые формируют характер христианина, может быть одинаковой для всех верующих, но не все мы проявляем эти качества одинаково.

Евангелия раскрывают относительно мало из того, что обычно интересует нас в людях, когда они говорят о личности Иисуса.

Мы ничего точно не знаем о внешности Спасителя и почти ничего о звуке Его голоса. Мы знаем, что Он был строителем, но не знаем, чем Он занимался в свободное время, кроме как молился, ходил на обеды, свадьбы и хотя бы раз вздремнул. Как Он вёл себя, когда был среди друзей? Мы знаем, что Иисус плакал, но не знаем, что заставляло Его смеяться.

Однако в Евангелиях иногда встречаются моменты, когда тучи молчания рассеиваются и сквозь них проглядывают лучи личности Иисуса.

Религиозные лидеры заманили Иисуса в ловушку, ожидая, что Он исцелит в субботу, а Он сердито смотрит на них, “скорбя об ожесточении сердец их” (Марка 3:5).

Заблудший юноша верит, что он уже достаточно хорош, чтобы унаследовать вечную жизнь, и спрашивает, что ещё он должен сделать, и Иисус смотрит на него с любовью (Марка 10:21).

Иисус прикасается к прокажённому и нежно говорит с застенчивой женщиной (Луки 5:13; 8:48). Иисус плачет, утешает, упрекает и угрожает. Бог, явленный нам через человечность Христа, - это тот, кто не только гремит, но и рыдает и вздыхает.

Личность - это наша точка соприкосновения с другими людьми. Мы узнаем их как индивидуумов благодаря их характерам. Мы сближаемся с людьми, чьи характеры похожи на наши. Так же часто мы обращаем внимание на наши различия. Идентичность - это не только вопрос осознания того, кто мы есть; это также функция осознания того, кем мы не являемся.

Учитывая скудость сведений, содержащихся в Евангелиях о личности Иисуса, у нас может возникнуть соблазн сделать Его похожим на себя.

В статье, опубликованной в журнале “Христианство сегодня” в 2010 году и посвящённой неудачам историков в воссоздании "исторического Иисуса", Скотт Макнайт описал, как он предложил студентам стандартный психологический тест, разделённый на две части. В первой части студенты описывали личность Иисуса. Во втором они описали и сравнили свои собственные ответы. “Суть теста не в правильных или неправильных ответах, и он не предназначен для того, чтобы помочь студентам понять Иисуса”, - объяснил Макнайт.

Напротив, тест показал, что люди склонны думать, что Иисус похож на них. Например, интроверты считают Иисуса замкнутым. Экстраверты думают наоборот.

“Если бы тест проводился среди случайной выборки взрослых, - писал Макнайт, - результаты были бы примерно одинаковыми. В той или иной степени, все мы создаём Иисуса по своему образу и подобию”.

Наш ментальный образ Иисуса часто формируется как под влиянием культурных традиций и личного опыта, так и под влиянием Писаний. Вот почему Иисус в нашем воображении часто кажется таким знакомым и комфортным. Мы верим, что Он похож на нас. Что Он разделяет наши вкусы и отражает наши ожидания. Что истины, которые Он проповедует, - это те, в которых мы уже убеждены. Что христианская жизнь, которой требует Иисус, похожа на ту, которой мы уже живём. Республиканский Иисус, суровый мужественный Иисус, нежный Иисус, мифический архетип Иисуса — все они в той или иной степени являются самостоятельными версиями библейского Иисуса.

В лучшем случае они могут подчёркивать определённые черты, которые мы видим в Его изображении в Евангелиях. Но в основном это образы, которые перекликаются с ценностями, которых мы уже придерживаемся. В худшем случае это идолы, которых мы создали по своему образу и подобию.

Нам не нужна фотография, чтобы увидеть Божью славу в лице Христа, но нам нужны Слово и Дух. Откровение Христа об Отце становится известным каждый раз, когда мы читаем о словах и поступках Иисуса в Писаниях. Дух Божий использует это Слово, чтобы осветить наши сердца и открыть нам как Отца, так и Сына. Когда Иисус открывает нам Отца, Дух открывает нам Христа.

Это понимание, которое обретается через Слово и применяется Духом в сочетании с нашим опытом, даёт нам более ясное представление о том, кто такой Иисус, чем могла бы дать любая картинка, потому что оно даёт личное знание о Христе, которое проявляется изнутри.

Это знание — нечто большее, чем набор черт, из которых мы, несомненно, сделали бы неверные выводы. Наш интерес к личности Иисуса во многом проистекает не из желания лучше понять Иисуса, а из желания показать, что Иисус думает и поступает так же, как мы. Вместо этого понимание, которое даёт Дух, движется в другом направлении.

То знание об Иисусе, которым мы на самом деле обладаем, выходит за рамки списка симпатий и антипатий или осознания тех странностей, которые мы обычно приписываем личности. Для верующего познание Иисуса подразумевает включение самого Христа в наш образ мыслей и действий.

Другими словами, мы узнаём Иисуса лично, не только читая о Нём, но и становясь похожими на Него. У этого переживания есть две важные особенности. Во-первых, оно происходит постепенно. Это преображение не происходит мгновенно, когда мы рождаемся свыше. Она продолжается и только в вечности будет доведена до совершенства.

Во-вторых, этот опыт связан с уникальностью наших отличительных черт. По мере того, как мы становимся всё более и более похожими на Христа, это отличие не исчезает. Напротив, Христос проявляет Себя через различные личностные стили тех, кто принадлежит к Нему.

Если бы личность действительно была воплощением индивидуальности, можно было бы подумать, что мы знаем себя лучше, чем кто-либо другой. В конце концов, это то, кто мы есть. Однако популярность тестов и опросников, которые обещают обобщить наши личностные качества, свидетельствует об обратном. Возможно, нам легче понять, что представляют собой другие, чем мы сами. Или, может быть, мы проходим эти тесты в надежде подтвердить то, что мы уже знаем о себе, чтобы идентифицировать себя с нашим конкретным социальным сообществом.

Однако, хотя личностные характеристики и опросы могут быть ценным способом обобщения данных о людях, они также могут быть слишком упрощёнными, чтобы рассказать всю историю целиком. Вместо того чтобы подчеркнуть уникальные способы, которыми Христос действует через каждого человека, они могут разделить людей на категории, которые часто слишком широки или расплывчаты, чтобы быть полезными.

Более того, они не отдают должного таинственному способу, которым Бог действует через тех, кто вряд ли достигнет своих целей. Бог часто действует как вопреки нашим личностям, так и через них.

В проповеди, посвящённой белому камню и новому имени (Откровение 2:17), Джордж Макдональд описывает каждого человека как человека, имеющего индивидуальные и неповторимые отношения с Богом. “Для Бога человек - особое существо, созданное по Его Собственному образу и подобию, которого нет ни у кого другого”, - сказал он.

Для Макдональда это означало, что каждый человек наделён особым углом зрения, когда дело доходит до понимания Бога:
Следовательно, он может поклоняться Богу так, как никто другой не может поклоняться Ему, может понимать Бога так, как никто другой не может понять Его. Тот или иной человек может понимать Бога больше, может понимать Бога лучше, чем он, но никто другой не может понять Бога так, как он понимает Его.
По мере того как истина вырабатывается в нашем повседневном опыте, мы не только узнаем об Иисусе; мы демонстрируем Его таким же уникальным образом, как и то прозрение, которое описывает Макдональд. По словам Макдональда, каждый из нас - “для Бога особое существо, созданное по Его собственному образу и подобию, ни на кого другого не похожее”. Мы можем иметь общие черты с другими, но никто другой в точности не похож на нас. Это эмпирическое знание о Христе, полученное через наш опыт, также преломляется в наших отличительных чертах, подобно тому, как свет проникает сквозь витражи.

Возможно, студенты, составлявшие психологический портрет Иисуса на уроке Макнайта, всё-таки были на верном пути - не в том смысле, что Иисус был похож на них, а наоборот.

Как говорит поэт Джерард Мэнли Хопкинс в “As Kingfishers Catch Fire”,
Христос играет в десяти тысячах мест,
прекрасный телом и прекрасными глазами, но не Своими
Для Отца через черты человеческих лиц.
Те, кто познал Христа на собственном опыте, служат посредниками, через которых другие видят Иисуса. Их жизни - это сцена, на которой Он играет, и Его красота раскрывается через них. Это не просто красота одного профиля личности, это образ с несказанным разнообразием. И хотя Иисус - человек с реальной личностью, Он также является Богом, который решил явить Себя через тех, кого Он создал и спас.

По мере того как мы “преображаемся в тот же образ от славы в славу” (2 Кор. 3:18), Иисус являет Себя, опираясь на теорию героев Джозефа Кэмпбелла, Спасителем с 1000 лицами. Мы демонстрируем Иисуса так, как бриллиант раскрывает свою славу: в бесчисленных гранях.

John Koessler
писатель, подкастер и почётный преподаватель Библейского института Муди на пенсии.
Категория: Статьи | Просмотров: 138 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Иисус, познание Бога, личность, человек
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 44
500

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024