Карикатура на Раав и других женских персонажей в Писаниях часто отвлекает внимание от их вклада | www.christianitytoday.com |
Несколько лет назад меня пригласили написать заметки для новой Библии для изучения женщинами. Этот проект был неожиданным и показался мне необычным, потому что я сама никогда не читала Библию для изучения женщинами и скептически относилась к её необходимости. Почему мы все не можем просто читать одну и ту же Библию? Но, помолившись об этом предложении, я почувствовала побуждение принять его — в надежде, что смогу предложить что-то ценное женщинам, которые возьмут в руки Библию. Но я понятия не имела, насколько преобразующим окажется для меня этот проект!
За четыре десятилетия моей работы в христианских школах, церквях и других служениях — и за то, что я получила три степени в области изучения Библии, — никто никогда не просил меня читать Библию как женщина и для женщин. Я никогда не обращалась к Библии с вопросом: "О чём задумаются женщины, когда прочтут это? Что их будет беспокоить? Что привлечёт их внимание?"
Поскольку все мои пасторы и профессора теологии были мужчинами, а большинство книг о Библии, которые я читал, были написаны мужчинами, я научилась читать Писания в общих чертах, по возможности игнорируя себя, чтобы увидеть мир их глазами. Некоторые из моих преподавателей рассматривали тяжёлое положение женщин или их роль, но ни у кого из них не было личного опыта, который помог бы им разобраться в библейских историях о женщинах. Это не было их виной, и это не делало их преподавание неуместным, но это сделало моё понимание Писания неполным.
Когда я перечитывала Ветхий и Новый Заветы, обращая особое внимание как на женщин в тексте, так и на женщин, которые будут его читать, многие библейские истории оживали для меня совершенно по-новому. Я была вынуждена бороться со сложными отрывками, которые казались трудными для женщин. Но по мере того, как я разбиралась с этими историями с помощью других людей, я пришла к глубокому пониманию благости Бога.
Чтение от имени женщин также привлекло моё внимание к женским персонажам в Писаниях, которых слишком часто отодвигают на второй план или изображают карикатурно, навешивая на них однобокие ярлыки, такие как проститутка, сестра, соблазнительница, вдова. Эти изображения иногда не только неточны, но и часто могут отвлекать внимание от более важных аспектов их характера, таких как мужество, верность, креативность и решительность, а также от их жизненно важного вклада в Божий план искупления, изложенный в библейском повествовании.
Одним из таких персонажей является Раав, к имени которой мы спешим добавить — блудница. История Раав иногда сводится к банальному выводу: Бог готов использовать даже самых отъявленных грешников для достижения Своих целей, даже чужеродных проституток! Но её персонаж придаёт гораздо больше значения истории Израиля.
Раав была жительницей Ханаана, одной из “врагов”, оккупировавших Землю Обетованную, о которых Яхве упоминал в Своём обещании народу Израиля: “Я заставлю всех ваших врагов повернуться и бежать” (Исх. 23:27 - здесь и далее, NLT). Божий замысел заключался в том, чтобы так или иначе уничтожить ханаанское поклонение Ваалу и другим богам. В таком случае нам следует отметить, что первая записанная в книге беседа с хананеянкой заканчивается обещанием Бога защитить её и её домочадцев.
Иисус Навин часто получает дурную славу за то, что изображает жестокого Бога, жаждущего крови хананеев, но история Раав напоминает нам о том, что не стоит читать книгу слишком строго. Чтобы правильно оценить наши ожидания, давайте начнём с конкретных указаний Бога о том, что именно должны были делать израильтяне, когда они вошли в эту землю: “Разрушьте их языческие алтари и разрушьте их священные колонны. Срубите их столбы Ашеры и сожгите их идолов” (Второзаконие 7:5). В этих стихах вы не найдёте крови, поскольку разрушение, о котором говорит Бог, направлено не на людей, а на камни, которым они поклонялись.
Что касается самих хананеев, то израильтянам было запрещено вступать с ними в брак или заключать договоры. Причина этого запрета была не расовой, а религиозной: “Ибо они уведут от Меня ваших детей, чтобы они поклонялись другим богам” (ст. 4). Этот народ был херем, то есть недоступен для израильтян. Божий план А состоял в том, чтобы изгнать хананеев с этой земли (что невозможно, если они мертвы). Да, хананеи погибли, когда израильтяне вторглись на их землю, но смысл был не в их убийстве, а в уничтожении их языческого культа и сохранении верности израильтянам.
В мультфильме "Как приручить дракона" 2010 года деревня викингов тратит огромную энергию на защиту от нападений драконов. Их дети даже учатся убивать драконов в школе. Но когда деревенский мальчик (удачно названный Иккинг) встречает раненого дракона (“ночную фурию”, которую он называет Беззубиком), он не убивает дракона, а дружит с ним и даже изобретает протез хвостового крыла, чтобы помочь ему снова летать. В его деревне поведение Иккинга считают безрассудным и даже предательским. Приручение драконов не входило в их планы, как и “приручение” хананеев.
Почему же тогда Раав избежала разрушения, которое должно было произойти в битве при Иерихоне?
Давайте начнём с начала истории, когда Иисус Навин послал двух разведчиков разведать обстановку в Иерихоне и его окрестностях перед нападением (Иисус Навин 2:1). По иронии судьбы, получив от Бога указание не вступать в сексуальные отношения с хананеями, эти шпионы укрылись в доме проститутки по имени Раав. Возможно, дом с дурной репутацией был единственным заведением в городе, где посетители могли заплатить за комнату, а может быть, это было самое безопасное место, где можно было оставаться незамеченным и избегать ненужного внимания.
В любом случае, царь всё равно обнаружил их и потребовал, чтобы Раав выдала шпионов. Вместо этого она спрятала их и солгала, отправив людей царя в погоню за дикими гусями. В обмен на их безопасность шпионы пообещали Раав, что она и её семья будут спасены в предстоящей битве. Но вопрос в том, действительно ли израильские шпионы грубо пренебрегли Божьими указаниями относительно хананеев? Или Раав - особый случай?
Ключевым фактором, который следует учитывать, является преданность Раав Яхве и Израилю, а не царю Иерихона. Её монолог со шпионами - одно из самых убедительных заявлений о вере, исходящих из уст иностранки во всей еврейской Библии: “Я знаю, что Господь дал вам эту землю”, - сказала она им. “Мы все боимся вас. Все в стране живут в страхе. Ибо мы слышали, что Господь проложил для вас сухой путь через Красное море, когда вы покидали Египет” (стихи 9-10).
Раав рассказала о победах Израиля над Сигоном и Огом, царями Амореев, которые не позволили им мирно пройти мимо по пути в Землю Обетованную. В заключение она сказала: “Неудивительно, что наши сердца растаяли от страха! Услышав такое, ни у кого не хватает смелости сражаться. Ибо Господь, Бог ваш, есть верховный Бог небес вверху и земли внизу” (ст. 11).
Свидетельство Раав недвусмысленно; она признаёт Яхве верховным божеством. Её слова перекликаются с песней Моисея и Мариам в 15-й главе книги Исход, в которой говорилось:
Народы слышат и трепещут;
скорбь охватывает тех, кто живёт в Филистии.
Правители Эдома в ужасе;
знатные люди Моава трепещут.
Все, кто живёт в Ханаане, отступают;
их охватывает ужас. (ст. 14–16а)
По сути, Раав больше не хананеянка. Она заявила о своей верности Богу Израиля. Пощада Раав соответствует Божьему обещанию Аврааму в Бытии 12:3: “Я благословлю тех, кто благословляет тебя”.
Возвращаясь к иллюстрации к нашему мультфильму, Раав - это дракон Беззубик, а шпионы - это препятствие в плане Израиля по изгнанию хананеев. Но автор Книги Иисуса Навина не считает поведение шпионов проблематичным. На самом деле, Раав спасает положение, а израильтяне в ответ спасают ей жизнь. И мы знаем, что история Раав заканчивается счастливо, потому что она выходит замуж за представителя израильской общины. Интересно, что муж Раав Салмон был внуком хананеянки в четвёртом поколении, что, возможно, повлияло на его отношение к так называемым иностранцам.
Позже у Раав и Салмона рождается сын Вооз, который становится прадедом царя Давида после женитьбы на Руфи, вдове-моавитянке — ещё одном “запретной” иностранке, ставшей израильтянкой (см. Руфь 4:18-22; Мф. 1:2-6). Благодаря своей верности Богу Израиля эти женщины становятся не просто второстепенными в истории Израиля, но и центральными в ней. Раав, как и Фамарь, и Мариам, и Сепфора, и многие другие, являются не просто дополнительными элементами, а главными инструментами в Божьем плане искупления, о котором говорится в Писании.
Подобно Фамари Хананеянке (Быт. 38), Иаиль Кенеянинке (Судьи 4) и Руфи Моавитянке (Руфь 1-4), Раав становится образцом веры и союзником народа Божьего. Спасая израильских шпионов, она очеловечивает “других” и участвует в осуществлении божественного плана Яхве. Раав является ярким примером того, что возможно: мир, в котором те, кому суждено погибнуть, могут присоединиться к народу Израиля в поклонении единому истинному Богу.
Возможно, тогда нам не следует удивляться тому, что Раав упоминается в Евангелии от Матфея как предок Иисуса, который также решил спасти и “укротить” тех, кто когда-то был врагами Бога, хотя мы тоже были обречены на уничтожение.
"Библия для каждой женщины" (NLT) доступна в издательстве Tyndale House Publishers.
Carmen Joy Imes - доцент кафедры Ветхого Завета в Университете Биола и автор книг. Она еженедельно публикует видеоролики “Вторник Торы” на YouTube.
|