Основательница проекта Jude 3 Лиза Филдс рассказывает о том, как справляться с разочарованиями в Боге и единоверцах |
Почему люди оставляют церковь или свою веру? Некоторые ответы сводятся к банальностям, например, к предполагаемому желанию вести греховный образ жизни. Но апологет Лиза Филдс считает, что причины гораздо сложнее.
Филдс, основатель проекта "Jude 3", которая помогает чернокожим христианам узнать, во что они верят и почему, общалась со многими людьми, покидающими церковь. Во время этих “прощальных интервью” она обнаружила, что почти в каждой истории таится тень личного разочарования в Боге или христианстве. Она обращается к этому сложному вопросу в своей новой книге "Когда вера разочаровывает: Разрыв между тем, во что мы верим, и тем, что мы испытываем".
Корреспондент по национальной политики CT Харвест Прюд поговорила с Филдс о хождении с Богом посреди разрушенного мира и наших собственных разочарованиях.
Что меня по-настоящему поразило в Вашей книге, так это то, что Вы говорите о молитвах, остающихся без ответа. Как мы ориентируемся в своей вере, когда обращаемся к Богу за чем-то и чувствуем, что нас не замечают, потому что Он, кажется, не отвечает?
Что касается меня, то, когда Бог не отвечает на мои молитвы, я должна по-настоящему поговорить с Ним о том, на что Он не ответил. Мои отношения с Богом очень открытые. Бывают моменты, когда я злюсь, и мне приходится выплескивать эти чувства из своего рта и из своего сердца, потому что, когда я не высказываю вслух своё разочарование, меня переполняют горечь и обида.
Есть цитата Тима Келлера, где он говорит — и я её перефразирую, — что если бы мы знали то, что знает Бог, мы бы хотели, чтобы на наши молитвы ответили так, как Он отвечает на них. У меня был такой опыт в моей собственной жизни. Я помню время, когда я хотела связаться с одним конкретным человеком, крупным донором, который мог бы помочь моему служению. Но у меня не было достаточного дополнительного дохода, чтобы добраться до Нью-Йорка, где он жил. Я помню, как была расстроена, чувствуя, что все эти препятствия мешают налаживанию связей и продвижению вперёд. Только позже я узнала, что этого человека арестовали за растрату.
Иногда, испытывая разочарование, вы понимаете, что Бог позволяет вам видеть то, чего вы иначе не увидели бы, или защищает вас от опасностей, о которых вы не подозревали. В этой книге я рассказываю о мужчине, с которым встречалась почти четыре года. В разгар наших отношений он женился на женщине, с которой большую часть времени встречался негласно. Эта другая женщина сама была замужем в течение большей части нашего романа.
Всё это время я молилась, чтобы Бог сделал этого человека моим мужем. Но я не понимала, что на самом деле он защищал меня от человека с плохим характером, несмотря на то, что Он был проповедником. В разгар своего разочарования я высказала своё недовольство. Затем я дала себе время спросить, от чего Бог, возможно, пытается защитить меня. В каком другом направлении Он пытался меня подтолкнуть?
В книге вы рассказываете о том, как проводите выездные интервью с людьми, которые покидают церковь. Как репортёр, я освещаю вопросы, связанные с верой и политикой. Как, по-Вашему, политические дискуссии повлияли на отношение людей к вере?
Я думаю, что политический климат в Америке действительно повлиял на то, как люди там относятся к вере. Христиане часто прибегают к риторическим и идеологическим крайностям во имя веры. Недавно я заметила, что группа религиозных лидеров в социальных сетях говорит, что если вы голосуете за Камалу Харрис, вы не можете быть христианином. Я думаю, подобная риторика приводит многих в замешательство в нашей культуре, и они не понимают, о чём мы говорим. Потому что Библия не говорит вам, за каких политических кандидатов голосовать. На самом деле, здесь даже не говорится о голосовании каким-либо традиционным способом, потому что мир библейских авторов был миром, которым правили цари и императоры.
Когда по политическим причинам возникает разрыв между тем, что говорится в Библии, и тем, что утверждают некоторые верующие, многие люди не хотят иметь ничего общего с церковью, особенно когда политические лидеры захватывают церковь ради собственной выгоды. И это выставляет верующих лицемерами, что создаёт проблему для тех, кто хочет быть частью чего-то подлинного.
Как часто в своих беседах Вы обнаруживаете, что люди, покидающие церковь, борются с её неудачами и изъянами? И как часто, напротив, кажется, что их больше мотивирует желание жить без моральных ограничений и чувства вины?
Я думаю, что оба ответа могут быть правильными, иногда одновременно. Разочарование в церкви может быть очень многослойным. Возможно, мы разочарованы в Боге. Или мы разочарованы в Божьем народе, или в людях вообще. И, кроме того, есть определенные вещи, которых мы просто желаем и которые хотим делать в своей плоти.
Всегда есть множество факторов. Когда я проводила выездные собеседования с людьми, покидающими церковь, я видела, что это никогда не ограничивается чем-то одним. Их потрясает множество факторов.
Если бы Вы могли разработать набор практик для того, чтобы быть верным свидетелем для тех, кто сомневается в церкви или в своей вере, что бы Вы в него включили?
Первое, что я бы посоветовала, - это жить в соответствии с тем, во что вы верите, как можно лучше. И это не означает совершенства, но это означает прогресс. Если я придерживаюсь того, что Библия - это Слово Божье, то я повинуюсь этому Слову изо всех сил.
Однако, поскольку все мы терпим неудачу, мы должны быть честны с собой, когда это происходит. Если я изображаю себя живущей безгрешной жизнью, я на самом деле подрываю авторитет Писания, потому что Писание говорит нам, что мы рождаемся и формируемся в беззаконии. Жить по своей вере означает признать свои грехи и каяться в них.
Ещё одна важная привычка - искренне любить людей. В пересказе библейского послания к Филиппийцам есть отрывок, который я публикую каждый день Святого Валентина, где Павел говорит, что нужно не просто “любить”, но и “познавая лучшее” (1:9-11). Это по-настоящему поразило меня, когда я прочитала это много лет назад, потому что есть разница между любовью к кому-то и хорошей любовью к кому-то. Я хочу быть тем, кто старается хорошо любить людей. Это значит внимательно слушать и оставлять место для их сомнений и разочарований.
В-третьих, я думаю, нам нужно практиковаться в милосердии. Как говорит Иуда: “будьте милостивы, с рассмотрением” (ст. 22). Помните, каково это - испытывать собственные сомнения, и соответственно относитесь к другим, которые сомневаются.
И, наконец, не забывайте молиться вместе с людьми. Я и мои друзья наслаждались прекрасным временем, когда мы молились вместе. Я не могу дать никаких рекомендаций, как делать это правильно. Не то чтобы мы делали что-то грандиозное. Мы просто делимся своими разочарованиями; я молюсь, они молятся, и исцеление происходит. И не то чтобы мои друзья были известными духовными лидерами. Но это всего лишь напоминание о том, что вам не нужно, чтобы кто-то был духовным лидером, чтобы его молитвы изменили вашу жизнь к лучшему.
Вы пишете о важности прощения для любого процесса исцеления от разочарования в вере. Как нам правильно реагировать, когда единоверец причиняет нам боль или не оправдывает нашего доверия?
В моей собственной жизни мне было трудно доверять кому-то, кто согрешил против меня и утверждал, что раскаялся. Мой психотерапевт сказал: “Я не прошу Вас доверять им. Я прошу Вас доверять Богу”. И это мне очень помогло.
Я вступаю в отношения, которые были разрушены, зная, что человек, будучи человеком, может снова разрушить это доверие. Но я осознаю, что, вероятно, сама причинила себе боль и могу сделать это снова. И поскольку я хочу благодати, я знаю, что мне также нужно дарить её.
Это не значит, что это легко. Ранее я рассказывала о мужчине, который изменял мне во время наших отношений. Мне потребовались годы, чтобы прийти к этому выводу, но к настоящему времени я видела его много раз с тех пор, как он женился. К тому времени, когда он извинился, я уже была в состоянии принять его извинения. Я была в состоянии поверить, что они были искренними, потому что я проделала работу в своём сердце, чтобы простить его.
Иногда нужно дать себе время. Много лет назад я прочитала книгу о прощении. В ней говорилось, что бывают случаи, когда мы слишком резко говорим людям, что простили их, потому что не знаем всех последствий их поступков. Если мы объявляем о прощении слишком рано, мы прощаем только первоначальные последствия, когда ещё не знаем всех аспектов. Как эти действия повлияют на меня через год? Возможно, мне придётся прощать снова, но, по крайней мере, я выбираю прощение. Я предпочитаю не относиться к тебе так, будто ты мне что-то должен, потому что ты причинил мне боль.
Вы утверждаете, что, когда христиане сталкиваются с разочарованием, может возникнуть своего рода синкретизм. Они могут обратиться к практикам Нью-Эйдж, например, если чувствуют, что Бог подвёл их. Как нам следует подходить к апологетике в культуре, отличающейся повышенным интересом к альтернативным формам духовности?
Прежде чем критиковать "что" в этих альтернативных подходах, попробуйте выяснить "почему". Возможно, вы знаете кого-то, кто пользуется кристаллами или консультируется с гороскопами. Что же за этим стоит? Выяснение "почему" поможет вам добраться до сути проблемы.
Возможно, этот человек переживал трудные времена и услышал от друга о чём-то, что могло бы помочь справиться со стрессом. Итак, хорошо, вот как вы к этому пришли. Возможно, этот человек пробовал молиться и исповедовать христианскую веру, но по какой-то причине не счёл это подходящими. Вы можете помочь кому-то разобраться в этих более глубоких проблемах. Для меня это гораздо лучший подход, чем просто сказать: “Не используйте кристаллы — они демонические”.
Любовь привлекает больше, чем страх. Как ребёнок пастора, я часто ездила на молодёжные конференции по всей стране, и в том, как нас призывали посвятить свою жизнь Христу, всегда присутствовал элемент страха. И поэтому все отдавали свою жизнь Христу на каждом мероприятии — одни и те же люди каждый год. Я “становилась” христианкой, наверное, миллион раз, когда была подростком, потому что мне было страшно.
Но когда жизнь разочаровала меня, меня удерживал не страх. Это была Божья любовь. Я верю в настоящий ад и в то, что Иисус - единственный путь к вечной жизни, но мы можем объяснить это с помощью любви, а не страха, как движущей силы. Потому что страх всегда проходит. Страх никогда не будет вашим хранителем.
|