На консультационном сеансе моя клиентка оплакивала смерть своей матери, которая внезапно скончалась после обычной операции. Смерть её матери последовала за серией трагедий. Клиентка сказала то, что поразило меня: “Я чувствую, что моя личность изменилась; я увидела в себе вещи, которых никогда раньше не видел. Что-то из этого хорошое, что-то мне не нравится”.
Как ни странно, это пробудило во мне детские воспоминания. Это был мой восьмой день рождения, и мои родители купили пиньяту. Они рассказали об игре, в которой участникам завязывают глаза и бьют по пиньяте битой, чтобы получить конфеты внутри. Часть меня хотела спасти маленького разноцветного ослика. Но праздник начался, и волнение затмило мои сомнения. Началось махание битой, и, наконец, конфеты упали на пол. На вкус конфеты были такими, как будто пиньята пролежала на складе последние 50 лет. Это событие стало метафорой жизни. Люди говорят вам, что жизненные невзгоды и испытания подсластят ваш характер и сделают вас жестче. Но обычно это ощущается как конфеты 50-летней дряхлости.
Апостол Пётр сказал нечто подобное в своём первом послании, но с большей надеждой для христианина:
“дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа” (1 Петра 1:7).
Испытания подобны огню, раскрывающему новые качества характера точно так же, как металлы расширяются от жара и отделяют красоту золота от уродливых примесей. Страдание сжимает вас изнутри и раскрывает в вас то, чего вы не знали: страхи, ревность, зависть, гордость, неадекватность. Испытания дают возможность оценить то, что вылазит из пресловутой "пиньяты". Это процесс самооценки, который придаёт вере глубину и характер, позволяя вам направлять свои шаги в праведности и видеть Бога таким, каким Он хочет, чтобы Его знали.
Псалмопевец писал: “Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим” (Псалом 118:71). Бог хочет, чтобы мы увидели рваные кусочки нашей личности, которые могут раскрыться только от ударов биты о "пиньянту" или золота в огне. Он хочет, чтобы мы увидели, что побои, которые мы вызываем и получаем — ненависть, ревность, эгоизм, самомнение, воровство, убийства, пагубные привычки, безнравственность — находятся в нас самих. “Общество” не испорчено; испорчены мы с вами. Проблема не в политиках; это грех и человеческое сердце. И если вы не можете услышать своё собственное сердце, дайте ему время; побои и огонь в конце концов проявятся. Как К.С. Льюис писал: “Бог шепчет нам в наших удовольствиях, говорит с нами в нашей совести, но кричит нам в нашей боли”.
Испытания “доказывают вашу веру”, как писал Пётр. Он не имел в виду, что испытания, такие как сдача или провал теста по математике, доказывают вашу веру. Скорее, жизненные испытания укрепляют, трансформируют и изменяют характер и индивидуальность вашей веры. Если вера была частью Иисуса, то участие в страданиях Христа является важной частью этого. Страдание во Христе меняет ландшафт и картину вашей веры. Вы - новое творение во Христе и видите Иисуса с большей ясностью. Вы познаёте Христа в своём исповедании и послушании, но видите Его, когда разделяете Его страдания.
Страдания Иова показывают пример этого процесса. Его история начинается с того, что Бог расхваливает Иова: “ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла" (Иов 1:8). Знания и характер Иова ограничивали его веру. Это придало его вере форму, направленность. Именно так Иов познал Бога и это было основой его личности.
После потери своих детей, дома и здоровья характер Иова и его вера изменились. Выдержав испытания, Иов пришел к выводу: “Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя” (Иов 42:5). Одно дело познавать Бога через слушание, изучение и наставления в праведности, но только через испытания вы “видите Бога”.
Вы видите Бога в испытаниях, потому что именно там вы чувствуете это в первую очередь. Именно там всё начинается. Осуждается тьма внутри нас. Иисус сказал: “на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы” (Иоанна 9:39). Суд Христа - это оценка души. Внутренней же самооценке помогает свет Христа.
Это честное самоосуждение нашей внутренней бедности и сокрушенности. Только в искреннем плаче вы найдёте утешение для своей души (Матфея 5:4). Вы можете познать Христа, но только разделив Его страдания, вы увидите Его.
Доктор David Zuccolotto - бывший пастор и клинический психолог. В течение 35 лет он работал в больницах, центрах лечения наркомании, амбулаторных клиниках и занимался частной практикой. Он автор книги "Любовь к Богу: 70-дневный путь прощения".
|