Дорогой христианин, не позволяй проблемам овладеть твоим характером
DAVID JEREMIAH
Бедный Иов! Когда его друзья смотрели на него, они хотели плакать. Все, что они видели -это его потери, одиночество и жалкое состояние. Когда его имя всплывало в разговорах, оно ассоциировалось с его проблемами. Люди молились за него из-за его бедствий. На улицах люди грустно качали головами из стороны в сторону, щелкали языками и приговаривали: «Как ужасно».
Иов был на волосок от того, чтобы его проблемы наглухо срослись с его натурой.
Но даже в самый отчаянный момент этот человек не собирался позволить этому случиться. Иов никогда не терял веру в Бога, и он никогда не колебался в своей решимости позволить Господу, вседержителю власти пересмотреть его жизнь. Книга Иова преподает нам мощный урок: мы никогда не должны позволять нашим проблемам определять наш характер. Мы должны позволить Богу определить наш характер согласно тому, как мы решаем наши проблемы, и тому, насколько мы позволяем Ему избавить нас от них.
Проблемы не должны определять наш характер
История Иова открывается чередой сатанинских атак. За несколько часов Иов потерял все свое имущество, отары и стада, свои средства к существованию. Его работники были убиты, а дети погибли в результате стихийного бедствия. Затем его здоровье было надломлено, все его тело покрылось нарывами. В зените успешной жизни Иова, солнце ярко светило, но к закату следующего дня, его жизнь была разрушена и темна, она была подобна пещерной темноте без проблесков света.
Без Божьей защиты, мы уязвимы перед сатаной. Дьявол бродит вокруг, пытаясь уничтожить нас. У нас есть Бог, который способен обезопасить нас, ведь сам Иисус Христос молился о нашей защите от лукавого (Иоанна 17:15). И все же мы сталкиваемся с проблемами.
Проблемы Иова были настолько трагичны, потому что его предыдущие дни были настолько же идиллическими. В этой книге есть две захватывающие главы - 29 и 31, в которых Иов задумался и рассказал о том, какой была его жизнь до бедствий. Бог следил за его жизнью (29: 2), и близкое общение с Богом благословило его дом (29: 4). Иов говорил об уважении к нему со стороны городских руководителей, как молодых, так и старых; которые вставали, когда он входил в их присутствие (29: 7-9). Он говорил о помощи бедным и сиротам (29:12). Когда кто-то в его городе умирал, он был у одра того человека, произнося слова утешения и ободрения скорбящим (29:13). Иов нёс бремя помощи слепым и хромым, обеспечения странников и спасения жертв (29: 15-17). Люди искали его совета и следовали его мудрым словам (29: 21-25).
Иов также заслужил репутацию личности с непорочной и честной моралью (31: 1, 9). У него было сильное чувство социальной справедливости (31: 13-14), и он был щедрым в заботе о нуждающихся (31: 16-19). Несмотря на своё богатство и благополучие, он не хотел, чтобы деньги говорили за него. Он сказал, что никогда не доверял золоту и не радовался своему состоянию (31: 24-25).
Иов провел всю свою жизнь в поисках благодати; но теперь, когда люди думали о нем, они уже о том ничего не помнили. Они думали только о его громадных страданиях, и существовала вероятность того, что люди навсегда станут ассоциировать его с его бедами.
Иов мог спасовать перед своими трудностями. Даже его жена побуждала «похулить Бога и умереть» (Иов 2: 9). Но не взирая на степень своего отчаяния, он отказался сделать это, зная, что это приведет к его полному эмоциональному и духовному краху. Иов ответил: «ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10).
Если бы Иов подался чувству разочарования, его наследие было бы проклято этим состоянием большого несчастья, как в шекспировских трагедиях Гамлет, Отелло или Макбет, или как в старом черно-белый фильме-нуар.
Вот что происходит, когда мы впадаем в отчаяние. Для того, чтобы охарактеризовать, победить или разочаровать нас, не нужны проблемы Иова. Каждый сталкивается с испытаниями и несчастьями, иногда в наших судьбах случаются и трагедии. В каждой судьбе бывают тяжелые моменты, но мы не должны позволять этим сложностям определять нашу жизнь, определять наши реакции или предначертывать будущее.
Брайан Андерсон, ветеран войны в Ираке, является одним из немногих трижды ампутированных пациентов, кто смог пережить свои травмы. В октябре 2005 года он был ранен самодельным взрывным устройством, потеряв обе ноги и левую руку. В своей книге «Нет пути назад» он написал: «Я не хотел, чтобы люди ассоциировали меня с моими травмами. Да, этот опыт - есть часть меня, но я не хочу, чтобы люди меня помнили благодаря этим травмам. Предпочитаю, чтобы они знали меня по моим достижениям, по моим делам и, по моим словам».
Только Господь может определять наш характер
Таково было отношение и Иова, поэтому он никогда не отказывался от своей веры в Бога. Он знал, что Богу можно доверять, и в одном из самых грубых утверждений веры в Библии он сказал: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицом Его!» (Иов 13: 15).
Он знал, что Бог вечен, и что наша жизнь на земле- лишь мгновение по сравнению со славой, которая последует за нами. В Иове 19: 25-27 он сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!»
Иов ещё многое понял о власти и вездесущности Бога, что Бог всегда рядом, хотя мы можем не видеть Его и, направляя нас, всегда имеет над нами контроль. Вот его слова: «Но вот, я иду вперед – и нет Его, назад – и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю. Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото» (Иов 23: 8-10).
Иов также знал, что его Бог был Пастырем, который знал его имя, руководил его жизнью и поддерживал сильными словами. «Нога моя твердо держится стези Его», - говорил Иов. «пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила.» (Иов 23: 11-12).
Когда мы сосредотачиваем свою жизнь на Боге и дорожим Его словами больше, чем нашими правилами, проблемы никогда не смогут определять нас, потому что наша жизнь характеризуется через призму Божьей благодати и славы.
Знаете ли вы, что авторы Нового Завета думали об Иове? Автор послания Иакова определил Иова, не исходя из его проблем, но его настойчивости, сказав: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иаков 5: 10-11).
Иов выстоял, и Бог прославился за сострадание и милосердие.
Когда люди вспоминают наши имена, давайте удостоверимся, что они не ассоциируют нас с нашими проблемами, но нашей настойчивостью и Богом, в которого мы верим. Сместите свое внимание с жизненных невзгод на верность Богу.
Пусть "Вера" станет вашим вторым именем.
Доктор Давид Иеремия является одним из самых известных христианских руководителей в мире. Он является старшим пастором Общинной Церкви Шэдоу-Маунтин в Эль-Кахоне, штат Калифорния, и является основателем и ведущим «Поворотного момента» - 30-минутной радиопрограммы, которая выходит в эфир ежедневно на более чем 2200 радиостанциях. Автор бестселлеров New York Times и обладатель Золотого Медальона, он написал более 50 книг.