Наше беспокойство по поводу церковных фракций должно привести нас к зависимости от Христа
Когда я училась в семинарии 12 лет назад, большинство моих одногруппников и я сама решали, к какой конфессии присоединиться. Поскольку многие из нас в нашей неденоминационной семинарии чувствовали призвание к руководству церковью, это было важное решение. Одно дело где-то молиться, но совсем другое - принимать обеты посвящения в сан.
Быть пастором - это всё равно, что состоять в браке: мы даём обет верности Богу в определённой семье, состоящей из людей. Ставки были высоки, когда мы взвешивали, какой конфессиональной семье нам следует посвятить себя, включая теологические взгляды, особенности межличностного общения и структурные проблемы. Преподаватели нашей семинарии показали, что даже самые экуменически настроенные церковные лидеры остаются под глубоким влиянием своего конфессионального контекста.
В этом нет ничего плохого. Принадлежность к определённой организации побуждает нас вкладывать средства в здоровье и целостность не только наших отдельных общин, но и наших объединений в сети. Мы должны быть готовы вступать в сложные дискуссии о структурах руководства, богословских убеждениях и основных ценностях, которые характеризуют наши соответствующие традиции.
Этим летом христиане из различных конфессий (включая Южную баптистскую конвенцию, пресвитерианскую церковь в Америке, англиканскую церковь в Северной Америке и христианскую реформатскую церковь) провели национальные собрания, чтобы обсудить эти убеждения и ценности.
Собрания конфессий не всегда проходят в комфортных условиях. В этом году баптисты спорили о том, могут ли женщины-служительницы называться пасторами; пресвитериане расходились во мнениях о том, как бороться с политической поляризацией, происходящей в их церквях; а англикане обсуждали, как реагировать на неправомерные действия духовенства и сообщать о них. Эти разговоры стоят наших вложений и усилий.
Но они также могут вызывать беспокойство, особенно когда ускоряют перемены. В моей собственной деноминации, Англиканской церкви в Северной Америке, временами возникало сильное беспокойство перед нашим национальным собранием, поскольку мы ожидали избрания нового конфессионального лидера.
Тревога - это естественная реакция на беспокойство. Это признак того, что мы верим в будущее. Но если мы действуем, исходя из тревоги, мы, скорее всего, усугубим проблемы, которые надеемся решить. Мы становимся всё более поляризованными и всё больше замыкаемся в своих идеологических группировках; мы карикатурно изображаем тех, с кем не согласны, или выражаем своё мнение нелицеприятными способами. Этим летом, когда проходили одно собрание за другим, моя лента в социальных сетях напомнила мне, что это искушение не знает теологических границ.
Но наше общее беспокойство может также привести нас к общему смирению. Это может напомнить нам о том, что у каждой конфессии есть свои проблемы и неопределенности. Все мы сталкиваемся с трудными вопросами, касающимися таких важных вопросов, как безопасность детей, прозрачность и квалификация руководителей, и это лишь некоторые из них.
Печально осознавать, что ни одно церковное устройство, размер или структура не могут полностью исключить конфликты или коррупцию. Даже неденоминационные церкви и объединения сталкиваются с этими реалиями. Ни одна традиция — протестантская или иная — не застрахована от проблем. Если кто-то из моих однокашников по семинарии или я думали, что мы сможем найти идеальную деноминацию для вступления, то мы ошибались.
Но это осознание не должно заставлять нас заменять тревогу апатией. Признание нашей всеобщей потребности в обновлении - это не то же самое, что примирение с нашими проблемами. Это также не повод избегать тяжелой работы по саморефлексии о наших индивидуальных обстоятельствах. Скорее, это приглашение углубить наше доверие к тому, кто один может принести обновление, к которому мы стремимся.
В Матфея, 16, Иисус задаёт Своим ученикам вопрос, вызывающий конфронтацию. Его служение росло, и толпа начала строить теории о личности Иисуса; но, оставшись наедине, Он спросил Своих последователей: “За кого вы Меня принимаете?” (ст. 15).
Смелый ответ Петра и его исповедание веры — “Ты Мессия, Сын Бога живого” — выделяет учеников из толпы, и это приводит к первому упоминанию церкви в Евангелии от Матфея. Иисус отвечает ему: “Благословен ты, Симон, сын Ионы. ...Я говорю тебе, что ты - Пётр, и на этой скале Я построю церковь Мою, и врата Ада не одолеют её” (ст. 16-18).
Что бы мы ни думали о должности Петра и его главенстве в ранней церкви, нас может ободрить тот факт, что обещание Иисуса по-прежнему звучит правдиво: церковь - это Божий проект. Он - тот, кто будет созидать нас, и Его не остановят никакие силы ада. Наша главная задача — проявлять преданность Ему во всём, независимо от того, являемся ли мы баптистами или пресвитерианами, пасторами или прихожанами, гордимся ли мы своим теологическим сообществом или разочаровываемся в нём. Дело в том, что мы не знаем точно, к чему это нас приведёт. Мы не властны над планами Иисуса.
Поскольку мы стремимся быть верными в своих уголках церкви, историческое исповедание Петра служит для нас ещё одним примером: оно напоминает нам о том, что, каким бы влиянием или руководством мы ни обладали, мы основываемся на понимании того, что мы - не Христос. Ни один церковный лидер, с его или её мнениями, не является Христом. Ни одна община, деноминация или система управления не является Христом. Церковь не состоит из людей, которые всё понимают правильно. Она состоит из людей, которые понимают только одно: Иисус есть Христос. Наша сила в том, что мы не являемся её источником.
Церковь принадлежит Иисусу, а не нам. И всё же, точно так же, как Он призвал Петра и первых учеников, Он призывает нас стать Его партнёрами в Его проекте. Этот проект намного масштабнее, чем любая другая конфессия. Но мы можем предложить ему наши небольшие сферы власти и ответственности с уверенностью, что через нас он продолжит строить свою церковь.
Повторение этой истины защищает нас как от цинизма, так и от эмоционального выгорания, когда мы стремимся к здоровью и святости в наших конфессиях. Мы можем и должны продолжать действовать в соответствии со своими убеждениями ради народа Божьего, даже если это приводит к разногласиям. Но мы должны делать это честно, зная, перед кем мы будем отчитываться за наше служение.
Павел описывает это в своём послании к Коринфянам:
Поэтому, поскольку по милости Божьей у нас есть это служение, мы не падаем духом. Напротив, мы отказались от тайных и постыдных путей; мы не прибегаем к обману и не искажаем слово Божье. … Но мы храним это сокровище в глиняных сосудах, чтобы показать, что эта превосходящая все сила исходит от Бога, а не от нас (2 Кор. 4:1-2, 7, NIV).
В каком бы уголке всемирной церкви мы ни были призваны служить, наш труд ограничен, но он не напрасен. Иисус обещал завершить начатое. Наши краткосрочные приобретения и потери являются частью более масштабной работы, которая включает в себя всех Его детей.
Hannah King - писательница и священник англиканской церкви "The Vine" в Уэйнсвилле, Северная Каролина, автор готовящейся к выходу книги о том, как жить с надеждой, несмотря на боль.