Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Уроки Парижской Олимпиады
Как художественный руководитель, я считаю, что Олимпийские игры не учитывали интересы своей аудитории. Но, как христианин, я не удивлён презрением со стороны тех, кто не принадлежит к церкви | www.christianitytoday.com
В преддверии Олимпийских игр 2024 года в Париже Томас Джолли, казалось, был уверен в том, что он придумал для многочасовых церемоний открытия и закрытия. Художественный руководитель не раскрывал подробностей выступлений, которые он планировал в течение двух лет, но за несколько дней до Игр он признался, что ожидает, что спектакль “будет очень значимым для артистов, которые будут выступать".

Теперь, когда церемония открытия осталась позади, Джолли остается отстаивать своё видение.

Один из эпизодов вызвал особую полемику: сцена с участием ЛГБТ-активистов, трансвеститов и непристойных танцоров, которая, по мнению многих зрителей, тонко воспроизводила "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи. “Я не хотел ни подрывать, ни высмеивать, ни шокировать”, - сказал Джолли в ответ на возмущение. “Больше всего я хотел передать послание любви, послание вовлеченности, а вовсе не разделять”. И всё же отношение разделилось, встретив презрение со стороны тех, кто воспринял её как издевательскую пародию на Христа и Его учеников.

Существует огромное несоответствие между тем, что Джолли утверждает о своих художественных намерениях, и тем, как воспринимается его искусство.

Как художник и арт-директор, я постоянно ломаю голову над тем, что же передают визуальные эффекты. Просматривая работы наших авторов, я оцениваю не только техническое исполнение их изображений, но и то, как наши читатели могут интерпретировать их смысл. В своём дневнике я делаю заметки и зарисовываю возможные варианты, пытаясь найти правильный способ передать идею без слов. Должен ли символизм быть явным? Заслуживает ли эта сцена нюансов и двусмысленности? Как использование цвета или формы может предложить новую перспективу?

Во всех моих творческих работах у меня есть намерения относительно того, что будет передано. А затем я заглядываю в будущее, пытаясь предугадать, как эти намерения будут восприняты.

Все создатели зависят от своей аудитории — от того, как читатель романа, слушатель альбома или посетитель музея понимает и переживает их работу. Искусство не существует изолированно, оно всегда является коллективным. Это благословение, а не проклятие. В тот момент, когда мы рассказываем историю, выпускаем песню или ставим пьесу, это уже не принадлежит только нам. Это прекрасный, восхитительный, рискованный способ, которым все искусство представляет собой сотрудничество между художником и остальным миром.

Защищая спорное выступление на Олимпиаде, Джолли объясняет, что его намерения отличались от намерений некоторых зрителей оскорбиться. Другими словами, он утверждал, что это не его вина. Оскорбленная публика не смогла должным образом интерпретировать его искусство. Джолли утверждает, что эта сцена была позаимствована не у Леонардо Да Винчи, а у картины Яна ван Бийлерта "Праздник богов", изображающей банкет на горе Олимп. Бог солнца Аполлон стоит лицом к зрителю; обнаженный Дионис ест виноград на переднем плане. Вполне вероятно, что именно эта работа послужила его истинным вдохновением.

"Праздник смерти" ("Пир богов") - картина голландского художника Яна ван Бийлерта, написанная около 1635-1640 годов | www.christianitytoday.com
Но такая защита — “вы не смогли правильно интерпретировать моё искусство” — не освобождает художника от ответственности. Такой ответ является ленивым и претенциозным. Он исходит из эго, которое считает, что точка зрения художника - это единственное правильное толкование того, что было сообщено.

Обвиняя зрителя в неверной интерпретации, художник утверждает, что его замысел превосходит то, что передано в его работе. Это отрицает объективную реальность того, как его искусство соотносится во времени и пространстве, его исторический и культурный контекст.

Как сказал один историк искусства и почетный профессор в интервью New York Times, “Идея центральной фигуры с нимбом и группой последователей по обе стороны — это настолько типично для иконографии "Тайной вечери", что трактовать её как-либо иначе было бы немного безрассудно".

Наши намерения важны, но они не гарантируют, как отреагируют другие. Когда Павел предупреждает: “Не позволяйте, чтобы о том, что вы считаете добром, говорили как о зле”, он не призывает римлян защищаться (Рим. 14:16, ESV). Он советует им изменить свои действия, “никогда не становиться камнем преткновения или препятствием на пути брата” (ст.13).

Наши намерения не определяют реальность. Мы несём ответственность за тщательное создание наших творений. И мы должны быть достаточно смиренными, чтобы признать, что у нас ничего не получилось.

Художники - очень проницательные люди. Как художественный руководитель, Джолли, должно быть, тщательно продумал каждую деталь этого представления. Неспособность соответствовать представлениям 2 миллиардов христиан по всему миру была, по меньшей мере, небрежностью, а вполне возможно, и намеренным пренебрежением.

Иногда искусство призвано шокировать и провоцировать. Искусство привлекает внимание и разрушает стереотипы по уважительным причинам. Но Джолли говорит, что это не было его целью. Если он и стремился привлечь внимание общественности, то сделал это за счёт исключения христиан и религиозных групп, потрясенных представлением. В конце концов, его послание нашло отклик только у части его аудитории.

Так что христиане не виноваты в том, что их обижают. И ещё — важно то, что мы делаем со своими обидами.

Независимо от того, рисковали ли Джолли и исполнители или не упускали возможности скандалить, вполне понятно, что христиане сочли бы сцену, напоминающую Тайную вечерю, особенно раздражающей. Но, помимо небрежных художественных решений, должна ли церковь удивляться подобному оскорблению, не говоря уже о непристойности остальной части церемонии открытия?

В разгар дискуссии о безнравственности Павел говорит коринфской церкви, что они не могут изолировать себя от греховности светского общества. Им пришлось бы удалиться от самого мира, чтобы получить такую прививку (1 Кор. 5:10). Да, они должны стремиться защищать целостность церкви, как и мы сами. Если внутри церкви есть кто-то, кто отказывается отказаться от своей греховности, Павел призывает коринфян не общаться с ними, чтобы поддерживать моральные стандарты в своей общине.

Но это не тот стандарт, которого Павел ожидает от мира за пределами церкви. Он напоминает коринфянам, что роль Бога - судить “тех, кто снаружи”, а не их самих, в том числе в контексте шокирующего сексуального греха (1 Кор. 5:13). Очевидно, коринфская церковь дистанцировалась от них, избегая любого взаимодействия с неверующими в городе Коринфе. Павел говорит им, что это неправильно.

Это та же самая схема, которая побудила фарисеев задать Иисусу вопрос, когда Он обедал со сборщиками налогов (Мф. 9:10-13). Разделил бы Иисус трапезу с трансвеститами, с людьми, которые могли бы высмеивать церковь и её священные символы? Мы не должны сомневаться в том, что Он поступил бы так же, или в том, что Он призывает нас сделать то же самое.

Мы также не должны сомневаться в том, что Иисус призывает их к покаянию. Его ответом на грех было не избегание или осуждение, а провозглашение Своего прощения и приглашение людей следовать за Ним. Это Его приглашение всем нам.

Мы не должны ожидать, что неверующие поймут или отнесутся с уважением к торжественной важности сцены, подобной "Тайной вечере". Нас не должны удивлять непристойности представлений на протяжении всей церемонии открытия. Но мы также не должны оставаться равнодушными. Нашей реакцией должны быть душевная боль и сострадание. Наш мир падший. Мы тоже падшие, и нам повезло, что мы услышали и приняли искупительную работу Иисуса.

И поэтому, подобно вдумчивому художнику, пытающемуся осмыслить смысл своей работы, мы должны задуматься о том, что передают наши действия. Каково наше предназначение? Когда христиане публично осуждают Олимпийские игры и бойкотируют их в ответ на церемонию открытия, это едва ли отражает нашу веру в то, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.

И когда Барбара Бутч, ди-джей, главная героиня спектакля, получает угрозы расправой и домогательства после выступления, наше молчание о святости её жизни, как человека, который также был создан по образу Божьему, говорит само за себя.

Вместо этого, не могли бы мы поужинать вместе? И, возможно, прогуляться по залам музея, обсуждая, о чём, по-видимому, говорят работы на стенах? В этом драгоценном общем пространстве мы можем выразить, как мы полагаемся на надежду, которая не вызывает у нас стыда. Никакие насмешки не перевесят настоящей любви, которая по милости Божьей излилась в наши сердца (Рим. 5:5).

Jared Boggess - художественный руководитель отдела печати CT.
Категория: Статьи | Просмотров: 223 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: париж, Искусство, христианство, критика, олимпиада
         
     
Книги [2421]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2695]
Разное [695]
Библия [331]
Израиль [301]
Новости [588]
История [750]
Картинки [386]
MorningStar [1280]
Популярное [206]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [998]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [777]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 40
500

Онлайн всего: 82
Гостей: 82
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024