У меня есть “друг”, с которым я раньше регулярно общался, и который теперь присылает мне сообщения только два раза в год — один раз на мой день рождения и другой на годовщину моей свадьбы. Ничего особенного, просто “Счастлив...” и всё.
Я абсолютно ненавижу их получать.
Я уверен, вы назовете меня мелочным, спросите, что я такого сделал, что всё испортил, скажете, что я должен быть благодарен, что кто-то — кто угодно — находит время пожелать мне добра, и скажете, что сегодня большинство людей ведут себя так, когда дело касается личных взаимодействий. В конце концов, у нас просто нет времени по-настоящему участвовать в жизни других людей, не так ли?
Кроме того, разве Библия не предупреждает нас, что “кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным” (Притч 18:24)?
Может быть, это просто сигма-самец во мне, который ощетинивается при подобных поверхностных обменах мнениями. Но что-то подсказывает мне, что я далеко не одинок в своем положении, что в дружбе должно быть нечто большее, чем такой тип взаимодействия.
Психолог Кэтлин Смит сообщает нам плохие новости, когда пишет: “Осознаем мы это или нет, многие из наших отношений построены на поверхностной болтовне, взаимном презрении к другим и тревожном сосредоточении на тех, кого мы любим”.
Я сомневаюсь, что это то, чего вы хотите от дружбы; я знаю, что и я этого не хочу. Далее Смит говорит: “Большинство из нас не хотят, чтобы наши отношения застопорились в разговорах на поверхностном уровне. Мы жаждем отношений, в которых мы могли бы говорить о наших убеждениях и опыте, даже если они отличаются. Мы хотим быть честными в том, как у нас дела и чего мы хотим, без того, чтобы другой человек с тревогой пытался исправить нас или отодвинуть в сторону. Но иметь такого рода отношения с нашими друзьями, не говоря уже о нашей семье, кажется пугающим”.
Что ещё хуже, у нас есть не совсем чистая мотивация, которую некоторые люди имеют для того, чтобы быть с нами “друзьями”, о чём говорит пастор Тим Келлер: “Разочаровывает тот факт, что подавляющее большинство людей общаются с нами только потому, что они верят, что мы можем им чем-то помочь”.
Не очень красивая картинка, да?
В Притчах 18:24 затем говорится, что “бывает друг, более привязанный, нежели брат”. Держу пари, это тот тип друзей, которого мы действительно хотим и, надеюсь, желаем стать для других людей.
Еврейское слово, обозначающее “друга” в отрывке из Притчей, - ахаб, или ахеб, и это очень сильное слово, которое буквально означает “возлюбленный”. Оно используется в другом месте для описания дружбы Бога с Авраамом: “Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицом народа Твоего Израиля и отдал её семени Авраама, друга Твоего, навек?” (2 Пар. 20:7) и дружба Ионафана с Давидом: “Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу” (1 Цар. 18:1).
Именно такого друга мы с вами жаждем, но, как сказал доктор Смит, такие отношения становятся все более трудными и редкими, во многом из-за обусловленности нашей нынешней культуры социальными сетями, которые приучают нас быть отчужденными, безразличными и эгоцентричными.
Такое отношение достаточно плохо, когда оно направлено на других людей, но это вечная катастрофа, когда оно направлено на Бога.
Поверхностная “дружба”, которую вы никогда не хотели бы иметь
Проповедь “Бог /Иисус - твой друг”, которая обходится без покаяния, послушания, самоотречения и призыва к личной святости, сегодня необычайно популярна, потому что она пронизана той же поверхностностью, что и наше фальшивое знакомство, вызванное социальными сетями. Бог становится ещё одной личностью, к которой мы слабо привязываемся, и на неё смотрят с точки зрения "как-я-извлекаю-пользу-из-тебя".
Такого рода принадлежность в итоге приводит к тому, что пуританин Мэтью Мид называет “почти христианским”, а конечный результат такого рода отношений трагичен.
Мы видим, как Иисус описывает это так: “Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»" (Мф. 7:21-23).
Не дай Бог, чтобы это случилось с кем-нибудь из нас.
Чтобы избежать этого конца, нам с вами обоим нужно избегать не только ориентированных на безразличие и неаутентичных отношений, которыми пропитан мир, но и поверхностной и не спасающей “дружбы” с Богом, которой сегодня учат с слишком многих кафедр.
Вместо этого мы хотим иметь такие настоящие, спасительные отношения с Иисусом, какие были у Лазаря.
История рассказывает нам, что после того, как Иисус воскресил Лазаря из мёртвых, он отправился к южному побережью Кипра в город под названием Ларнака, где стал епископом тамошней церкви. Когда археологи обнаружили его саркофаг в Ларнаке, над которым сейчас стоит церковь, они нашли надпись, конечная строка которой, как мы надеемся, однажды сможет описать нас:
Лазарь, епископ Ларнаки
Четыре дня мёртв
Друг Иисуса
|