Быт. 43; 44,1—12; Еф. 2:11—13,17—18; Мф. 26,39а
Возлюбленные, у меня на сердце есть мысли по поводу только что прочитанных вами стихов. Речь идет о причинах, удерживающих нас на расстоянии от Господа, когда Он хотел бы, чтобы мы были ближе к Нему.
Вопросу близости к Нему Слово Божье уделяет особое внимание. Опыт подсказывает, что преданность, соединяющая христианина со своим Господом, имеет различные формы, существенно отличающиеся у отдельных детей Божьих.
Достаточно открыть Новый Завет и бросить краткий взгляд на различные группы учеников, окружающих Господа Иисуса, чтобы понять: внешнее выражение этой преданности имеет свое моральное и духовное значение. Одни находятся очень близко к Нему, в то время как другие, более многочисленные, держатся на определенном расстоянии, а некоторые вообще стоят поодаль.
Возьмем, например, отрывок из Евангелия от Матфея 26,39а, который показывает нам Господа «отошедшим немного» от Своих учеников. Мы находимся в центре огромного круга верных друзей, которые, в большей или меньшей степени, интересуются Его личностью. Это Божественное одиночество, в котором Он находился в данный момент, представляет нечто абсолютное в повиновении Сына. В этом небольшом расстоянии, отделявшем Христа от Петра, Иакова и Иоанна, представлен духовный путь, по которому никто не мог пойти за Ним. В исполнении воли Божьей эти несколько шагов обозначали, что между Ним и людьми лежит пропасть, которую никто никогда не мог преодолеть. Это — абсолютное одиночество Бога, Который стал Человеком.
Вокруг этого центра на разных расстояниях стоят ученики. Если вы прочтете предыдущие стихи, то увидите, что Иисус приблизил к Себе трех учеников более, нежели остальных. Они подошли к Господу немного
ближе, чем другие. И хотя они не занимают то же место, что Он, они находятся ближе к Нему, чем остальные члены маленькой группы, последовавшей за Ним в Гефсиманский сад.
Мы могли бы подумать, что настал час совместной молитвы. Если бы речь шла о нас, мы, наверное, сказали бы примерно такие слова: «А теперь давайте остановимся здесь и помолимся. Грядущее сражение будет тяжелым. Мы не можем безрассудно ввязываться в него в одиночку. Давайте помолимся».
Но не так было с Иисусом. В этих обстоятельствах было нечто, требующее от Него особого уединения и вынуждающее отказаться от общения со Своими учениками. Хотя, конечно же, в тот момент Его сердце жаждало этого общения. Но вместо того, чтобы уступить этому законному желанию, вместо того, чтобы объединиться со Своими учениками и выступить единым фронтом или, скорее, вместо того, чтобы приобщить их к Себе, подняв на высоту Своей цели, Он делает несколько шагов вперед. Они же не могут последовать за Ним. Он оставляет их позади Себя.
Если мы прочитаем еще один предыдущий стих, то узнаем, что другие восемь учеников оставлены еще раньше.
В центре Иисус, один. Потом трое. Еще дальше — восемь.
Если мы обратимся к книге Деяний Апостолов, то в первой главе увидим собрание ста двадцати человек. Без сомнения, эти сто двадцать человек следовали за Иисусом еще до Голгофы. Они не стали учениками уже после Его смерти. Но все же они принадлежат к более отдаленной группе. Они не были в саду. Что-то удержало их в стороне. Они не были так близко к Иисусу, как те восемь или трое учеников.
В другом отрывке, 1 Коринфянам 15,6, мы обнаруживаем, что было еще пятьсот других. «Потом явился более, нежели пятистам братии в одно время»,— пишет Павел. А где же были триста восемьдесят, когда сто двадцать собрались в горнице? Триста восемьдесят отсутствуют в то время, когда сто двадцать молятся и ожидают исполнения обетования Отца! Пятьсот человек разделилось. Присутствовало только сто двадцать. Триста восемьдесят в стороне... Эту пирамиду можно было бы продолжить...
Таким образом, мы видим следующую картину: вначале Господь, потом маленькая группка возле Него, потом в некотором отдалении — большая группа. Далее — довольно внушительное собрание, а еще дальше — целая толпа. И кто скажет о всей той благости и милости, которая изливается и на крайние пределы этой огромной пирамиды?
Однако какой контраст между удаленностью одних и близостью других! Вы, конечно, понимаете, что дает эта близость духовного общения с Господом тем, кто хочет жить рядом с Ним, идти Его путем до самого конца, дальше, чем большинство, даже дальше, чем небольшая группа последователей! И если мы сейчас излагаем эти мысли, возлюбленные, то лишь потому, что убеждены: и в наше время Господь ищет таких людей, которые никогда не покинут Его, потому что очень нуждаются в личном общении с Ним.
Для многих, к сожалению, эта близость имеет свои пределы. Одни, доходя до определенной точки останавливаются, считая, что этого достаточно. Другие идут немного дальше. Но в определенный момент и они останавливаются. И кажется, что лишь очень малое количество, незначительное меньшинство смело преодолевает весь путь, доходя до такого уровня общения, когда во всем чувствует, думает, желает, как Он. Он же стремится тех, кто Его так возлюбил, приблизить к Себе до такой степени, чтобы сделать их едиными с Собой в Духе. Его очи устремлены на тех, которые расположены сделать еще несколько шагов к Нему, приблизиться немного ближе, чем другие, ближе даже, чем Его самые близкие, чтобы дать им увидеть Свое сердце таким, каким оно есть — наполненным страданием, красотой и сокрытой любовью.
Очевидно, в каждом случае разница в приближенности открывает соответствующее духовное состояние. С рассмотренной только что практической точки зрения двигаться дальше, может быть, было невозможно, но с точки зрения духовной, именно это и нужно было сделать. Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты. Скажи мне, до каких пределов ты идешь за Господом, и я скажу тебе, чего стоит твоя духовная жизнь.
В сущности, сила нашей преданности зависит от познания Его личности. За словами и поступками каждого человека есть фон, который отражает основу личности. Что же касается Господа Иисуса, мы к Нему приблизимся в той мере, в какой сможем видеть глубже, чем это может сделать поверхностный взгляд, Его сокровенные мысли, обнаружить глубинные желания Его сердца, понять Его заботы, узнать Его намерения, приоткрыть, так сказать, великую тайну Его жизни.
Как представляется, некоторые ученики более точно понимали происходящее, лучше других познали Сына Божьего в образе Сына Человеческого. Именно поэтому они последовали за Ним дальше, чем остальные.
Не был ли этот недостаток понимания со стороны некоторых учеников, эта духовная неспособность понять, кто Он есть, и соответственно этому вести себя,— не было ли это источником наибольших страданий Господа? Сколько раз Ему приходилось видеть, как из-за недостатка понимания извращаются Его мысли и намерения! Как все это терзало Его сердце!
«Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить».
Каждый раз они доказывали то, что прекрасно всё поняли, за исключением самого главного. Они легко схватывали все внешнее и конкретное, но самая главная мысль, глубинные мотивы, сокровенные побуждения, которые вдохновляли поступки их Господа, почти регулярно ускользали от них. «Господи, хочешь, чтобы мы свели на них огонь с неба?» И тут же Господь воскликнул: «Вы не знаете, какого вы Духа!»
Вот типичный пример их врожденной неспособности почувствовать Его Дух, понять Его чувства, мотивы, побуждающие Его действовать.
И если мы не следуем за Ним, если в нас ничего не трепещет при мысли о более близких отношениях, то не значит ли это, что и мы понимаем Его лишь наполовину и что Его сердце, Его мысли, Его истинные намерения по-прежнему нам неизвестны?
Но тогда возникает вопрос: чего стоит наша преданность? Не можем ли мы еще более полно отдать себя Господу? Следовать за Господом до конца — значит жертвовать, причем эта жертвенность не имеет ничего общего с тем, что люди называют «жертвой». Тогда не торгуются о цели, не подсчитывают убытки и приобретения: это абсолютная потеря, настоящая смерть, в присутствии которой, под воздействием обстоятельств, проявляются все сомнения. Чтобы остаться с Ним, нужно все обдумать и осуществить переход через горнило испытаний, которые нас ожидают.
Вот мы и подошли к той части книги Бытия, которую недавно прочитали и которая так прекрасна и поучительна — к истории об Иосифе и его братьях.
Вы, может быть, спрашиваете: а какое отношение она имеет к нашей теме?
Но если вы сопоставите ее с несколькими указанными стихами из Послания к Ефесянам, то обнаружите! между этими частями Писания глубокую духовную аналогию.
Как мы знаем, Иосиф представляет Господа Иисуса, верховного Победителя. По откровению, данному Богом, Он предназначен быть предметом всеобщей любви. Все «снопы» земли поклонятся Ему и воздадут честь. Даже солнце, луна и звезды небесные падут ниц пред Ним и признают Его своим Господом и Царем. Отверженный Своими братьями, проданный за несколько сребреников, закованный, как злодей, добровольный узник — в случае с Господом Иисусом — Он должен был пройти через неслыханное унижение, видеть, как вокруг Него так сгущается тьма, что все обетования, все видения, казалось, прекратились и исчезли навсегда. Все это Он должен был пройти, прежде чем вознестись на Престол! Через такие скорби пришлось пройти нашему великому Победителю, прежде чем Он достиг славы небес! Так как Он был послушен даже до смерти, Бог возвысил Его выше всех. Так как Он принял
смерть, Бог дал Ему всю славу небес. Все это произошло с Иосифом. Или, если вы хотите, Иосиф — это прообраз. А человек, который ближе всех был к Иосифу,— это, без сомнения, Вениамин.
Вениамин также представляет победителя, но от лица верующих. Это прообраз победителей из Откровения. Исследуйте немного Вениамина, и вы извлечете из этого исследования много полезного. Его индивидуальность резко отличает его от братьев. Вениамин представляет победителей в среде народа Божьего. С самого начала Иаков отличал Иосифа от других сыновей и оказывал ему особое почтение, а позже, в старости, он перенес всю любовь, которую проявлял к Иосифу, на Вениамина, на которого теперь полагался. И однажды наступил такой момент — если не считать Иосифа,— когда судьба братьев зависела только от Вениамина.
Во свете всех Писаний Вениамин представляет победителя в среде своих братьев. По отношению к Иосифу десять других братьев находятся на определенном расстоянии. Между ними и престолом довольно большое расстояние. Отдаете ли вы себе отчет в том, в какой степени это расстояние было моральным и духовным, а также материальным и физическим? Между ним и братьями большая удаленность. Нет истинного общения. О, как желает Иосиф такого общения! Он томится, но этого общения пока нет: Вениамин отсутствует, а так как Вениамина нет, братья остаются отделенными и на расстоянии. «Вы никогда не увидите моего лица,— говорит им решительно Иосиф,— вы никогда не приобщитесь ко мне, если не приведете ко мне Вениамина».
Потом, вернувшись домой, они спорят с отцом о младшем брате. Неужели Иаков не отпустит его? Во всяком случае, их нога не ступит на землю Египта, если с ними не будет Вениамина; они знают, что их ожидает — они не будут приняты. И вот они снова в пути. И снова, несмотря на то, что с ними в Египте Вениамин, расстояние остается: опять что-то мешает истинному общению. Но даже на расстоянии Иосиф узнал Вениамина, посадил его на особое место за столом и оказал особое почтение. А братья снова в стороне. Присутствуют египтяне, и по-прежнему общение невозможно. Египет, как вы знаете, является символом наших естественных способностей, плотских усилий.
Что же преодолеет это расстояние, уничтожит последнее препятствие, которое их разделяет, и поможет установить столь долгожданное общение?
Чаша. Иосиф положил чашу в мешок Вениамина.
Караван отправляется в путь, а в мешке Вениамина лежит серебряная чаша правителя страны. Иосиф посылает вдогонку своих слуг, и караван возвращают. Остальное вы знаете. Эта хитрость, если так можно сказать, эта уловка стала средством, растопившим лед отчужденности и преодолевшим расстояние. Именно таким образом было восстановлено, или установлено совершенное общение между всеми ними.
Но почему именно так? Почему чаша? Серебряная чаша? Чаша Иосифа?..
Разве вы не знаете, что представляет чаша в жизни нашего Спасителя?
«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты».
Победителям также уготована чаша. Иисус обращался к Своим ученикам:
— Можете ли вы пить чашу, которую Я пью?
— Можем.
— Будете пить!
Серебряная чаша — это совершенное общение, до конца, без остатка, на всем пути, по которому должен пройти Господь. Такое же испытание ожидает и нас, если мы принадлежим Ему. Самая непосредственная близость — всегда, везде, невзирая на цену, которую нужно заплатить, какую бы чашу не пришлось разделить.
Вы понимаете? Есть ли необходимость еще что-либо добавить? (...)
Вот такая история. То, что в глазах мира сего могло показаться хитрой уловкой, на самом деле было проявлением великой премудрости, поступком, вдохновленным единственным мотивом — любовью. Это было сделано для того, чтобы они стали одним при помощи чаши. То, что написано под водительством Духа, превосходит по глубине все, что может постигнуть человеческая мудрость; и то, что проходит незамеченным для плотского ока, на самом деле выражает самое прекрасное в Божьей любви и премудрости, которые Он проявляет. В этой главе предвосхищена история Голгофы, ибо Гефсиманская чаша, Крест, является именно тем орудием, при помощи которого был проложен путь к совершенному общению между Господом и святыми.
Но это еще не все. Самый маленький, самый невзрачный — Вениамин — стал для всех незаменимым соединительным звеном. По плоти гораздо более представительными были его братья, но духовно они находятся на заднем плане. Господь использует самых немощных и делает их причастниками Своей чаши. Это победители из Откровения. В посланиях семи церквам, с одной стороны, мы видим большое число братьев, которые, в духовном смысле, держатся на расстоянии и, с другой стороны,— небольшой отряд победителей, сердца которых пламенеют любовью к Господу и которые разделяют с Ним бремя мучений.
Такова сущность трех первых глав Откровения: приглашение войти через страдания в самое тесное общение с Господом, стать теми представителями, которые спасут свидетельство, приходящее в негодность от всеобщей холодности.
Если вы прочитаете завершающие страницы Библии, вы обязательно обнаружите этот маленький отряд. Это они приходят первыми. Остальные приходят позже. Победители шествуют впереди как представители всех остальных. Эти прочие никогда не пришли бы, если бы вначале там не появился этот первый отряд.
Итак, благодаря чаше, благодаря приобщению к Его страданиям победители оказались там. Что касается других, они также должны приобщиться к этой чаще.
«Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» (Откр. 7,14).
Но сейчас меня интересует не столько вопрос времени, сколько духовные плоды и законы, в результате которых они появились.
Итак, на протяжении всей Библии, от Бытия до Откровения, мы обнаруживаем закон: Богу нужен человек или небольшое число верных, остаток, отряд победителей, которые путем Креста, или же жертвенника, входят в совершенное общение с Ним ради блага всех остальных.
Мы часто замечаем, что, говоря о жителях Израиля, Писание использует выражение «весь Израиль», чтобы обозначить всего лишь два колена. Ибо лишь остаток вернулся из плена и восстановил на развалинах жертвенник и храм. Однако же они названы «весь Израиль». Это является доказательством того, что этот остаток имеет чисто относительный и представительный характер.
* * *
Итак, возлюбленные, Господь ищет этот небольшой отряд, который последует за Ним до конца, это малое воинство, которое находится так близко к Нему, что сливается с Ним в Его страдании; отряд, чье сердце сжимается от нынешнего состояния народа Божьего; небольшое число верных, которые несут с Ним бремя этой скорби и которые совершенно соответствуют Его замыслу.
Оставив других учеников позади, Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна. Сам же Он сделал еще несколько шагов вперед. Следовательно, существуют степени нашего участия в «этом служении». И эти степени непосредственно связаны с той ценой, которую мы готовы заплатить, с той частью страданий нашего Господа, которую мы готовы взять на себя.
В этот Лаодикийский период духовная слабость огромного числа верующих является незаживающей раной на сердце нашего Господа. Ни холоден, ни горяч.
В этой атмосфере раздается Его голос: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я побелил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3,21). Этот Престол предлагается и нам: «Если мы страдаем с Ним, то и царствовать будем с Ним».
Вот какую весть Бог желает передать нам сегодня. И я ничуть не сомневаюсь, что в грядущие дни мы почувствуем на себе Его пламенный призыв, который потребует от нас быстрой оценки и твердого решения.
А вы готовы сделать шаг вперед? Готовы ли вы идти до конца? Если да — вас ожидает Престол. Но вы достигнете его только идя по пути Креста, приобщаясь к Христовой чаше. Чаша находилась в мешке Вениамина, одного из наименьших, одного из тех, кому не придавали большого значения. Но именно благодаря Вениамину сердце Иосифа расположилось к братьям и между ними, между одними и другими, установилось совершенное общение. Больше нет раздельных столов; египтяне ушли. Тот, кто был возвеличен, привлек к Нему всех Его братьев и отныне у них один Дух, одна Семья. Пусть устроит Бог это и для нас.