Несказанные преимущества того, чтобы стать христианином в древнем мире |
Константин, первый христианин, правивший Римом, правил 31 год и умер в постели от естественных причин в то время, когда среднее имперское правление было коротким и жизнь императоров обычно заканчивалась насильственными действиями.
То, что он дожил до старости, иллюстрирует более общее, если не широко известное, достижение раннего христианства: христиане в древнем мире имели более продолжительную жизнь, чем их соседи-язычники.
Современные демографы считают ожидаемую продолжительность жизни лучшим показателем качества жизни, поэтому, по всей вероятности, христиане просто жили лучше, чем почти все остальные.
На самом деле, многих язычников привлекла христианская вера, потому что церковь приносила ощутимые (а не только "духовные") благословения своим приверженцам.
Почему христиане жили дольше
Главным из этих материальных преимуществ было то, что в мире, полностью лишенном социальных услуг, христиане были хранителями своих братьев. В конце второго века Тертуллиан писал, что в то время как языческие храмы тратили свои пожертвования "на пиры и попойки", христиане тратили свои "на поддержку и погребение бедных людей, на удовлетворение нужд мальчиков и девочек, лишенных средств и родителей, и стариков, прикованных к дому".
Аналогичным образом, в письме епископу Антиохии в 251 году епископ Рима упомянул, что "более 1500 вдов и людей, попавших в беду", находились на попечении его паствы. Эти утверждения о христианском милосердии были подтверждены языческими наблюдателями.
"Нечестивые галилеяне поддерживают не только своих бедных, - жаловался языческий император Юлиан, - но и наших".
Готовность христиан заботиться о других была выставлена на всеобщее обозрение, когда империю охватили две великие эпидемии, одна из которых началась в 165 году, а вторая - в 251 году. Уровень смертности вырос более чем на 30 процентов. Язычники старались избегать любых контактов с больными, часто выбрасывая ещё живых в сточные канавы. Христиане, с другой стороны, ухаживали за больными, даже несмотря на то, что некоторые верующие умирали при этом.
Результаты этих усилий были впечатляющими. Теперь мы знаем, что элементарный уход — простое предоставление жертвам пищи и воды даже без каких-либо лекарств — позволяет снизить смертность во время эпидемий на целых две трети. Следовательно, у христиан было больше шансов выздороветь, чем у язычников, — видимая выгода. Христианские социальные службы также были заметны и ценны во время частых природных и социальных катастроф, обрушившихся на греко-римский мир: землетрясений, голода, наводнений, бунтов, гражданских войн и вторжений.
Привилегии женщин
Женщин среди первых новообращенных было значительно больше, чем мужчин. Однако в империи в целом мужчин значительно больше, чем женщин. По оценкам, на каждые 100 женщин в Риме приходилось 131 мужчина. Неравенство было ещё больше в других местах и ещё больше среди элиты.
Широко распространённое детоубийство среди женщин привело к сокращению числа женщин в обществе. "Если у тебя родится ребёнок, - писал мужчина по имени Илларион своей беременной жене, - если это мальчик, оставь его, если девочка, выбрось". Частые аборты, "сопряженные с большим риском" (по словам Цельса), убили многих женщин и оставили ещё больше бесплодными.
Христианская община, однако, не практиковала ни аборты, ни детоубийство и таким образом привлекала к себе женщин.
Что ещё более важно, в христианской общине женщины пользовались более высоким статусом и безопасностью, чем среди своих соседей-язычников. Языческие женщины обычно выходили замуж в молодом возрасте (часто до наступления половой зрелости) за гораздо более пожилых мужчин. Но христианские женщины были старше, когда выходили замуж, и у них было больше выбора.
Кроме того, мужчины-христиане не могли легко развестись со своими женами, и на оба пола распространялись строгие правила, запрещающие внебрачный секс.
Городам, заполненным бездомными и обнищавшими, христианство предлагало милосердие и надежду. Городам, заполненными новичками и незнакомцами, христианство предлагало немедленное общение. В городах, наполненных сиротами и вдовами, христианство дало новое и расширенное ощущение семьи. Женщины-христианки ещё больше выиграли от своего значительного статуса в церкви. У апостола Павла мы знаем, что женщины занимали руководящие посты, что было подтверждено Плинием Младшим, который сообщил императору Траяну, что он замучил двух молодых христианок, "которые назывались диакониссами".
Городское святилище
И всё же ранняя церковь привлекала и удерживала членов обоих полов, и не только потому, что она предлагала более долгую жизнь и повышала социальный статус. Христианство также предлагало сильную общину в неорганизованном, хаотичном мире.
Греко-римские города были ужасно перенаселены. Например, в Антиохии плотность населения составляла около 117 человек на акр — более чем в три раза больше, чем в современном Нью-Йорке.
Жилые помещения были прокуренными, темными, часто сырыми и всегда грязными. Запах пота, мочи, фекалий и разложения пропитывал всё вокруг. Снаружи, на улице, повсюду валялась грязь, открытые канализационные стоки и навоз, и даже человеческие трупы были в сточных канавах. Вновь прибывшие и незнакомые люди, разделённые на множество этнических групп, питали ожесточенный антагонизм, который часто выливался в жестокие беспорядки.
Для решения этих проблем христианство предложило объединяющую субкультуру, преодолев эти разногласия и обеспечив сильное чувство общей идентичности.
Короче говоря, христианство предлагало более долгую, безопасную и счастливую жизнь.
Эмоциональные преимущества мученичества
Кажется очевидным, что в периоды гонений число членов церкви резко уменьшалось. На самом деле преследования происходили редко, и лишь незначительное число христиан когда-либо принимало мученическую смерть - только "сотни, а не тысячи", по словам историка Уильяма Х.К. Френда. Обычно для мученической смерти выбирались только епископы и другие видные деятели. Реальная угроза для рядовых христиан была довольно незначительной.
Однако мученичество сыграло решающую роль в укреплении веры ранних верующих. Преследования устранили проблему "безбилетника", общую для многих новых религий. Те, кто оставался в церкви, твёрдо верили в догматы веры, потому что это было "дорого".
Любой, кто участвовал в деле, требующем больших жертв, поймёт, что богослужения, проводимые в тех ранних домашних церквях, должно быть, приносили сильное общее эмоциональное удовлетворение. Общий риск обычно объединяет людей мощными способами.
Уравнение сострадания
Христиан мотивировало не просто обещание спасения, но и тот факт, что они были щедро вознаграждены здесь и сейчас за принадлежность. Таким образом, хотя членство было "дорогим", на самом деле это была "выгодная сделка". Поскольку церковь многого требовала от своих членов, из этого следовало, что она многое давала.
Например, поскольку от христиан ожидалось, что они будут помогать менее удачливым, они могли рассчитывать на получение такой помощи, и все могли чувствовать себя более защищенными от плохих времен. Поскольку их просили ухаживать за больными и умирающими, они тоже получали такой уход. Поскольку их просили любить других, они, в свою очередь, были любимы.
Аналогичным образом христианство смягчило отношения между социальными классами, причём в то самое время, когда разрыв между богатыми и бедными увеличивался. Оно не проповедовало, что все могут или должны быть социально или политически равны, но оно проповедовало, что все равны в глазах Бога и что более удачливые несут ответственность за помощь нуждающимся.
Хорошие богословские новости
Новообращённые должны были не только научиться вести себя как христиане, но и понять, почему христиане поступали так, как они поступали. Они должны были усвоить, что Бог повелел им любить друг друга, быть милосердными, быть хранителями своего брата. Действительно, им пришлось совершенно по-новому понять идею "божественности".
Простая фраза "Ибо так возлюбил Бог мир..." озадачивала образованных язычников, которые верили, как учил Аристотель, что боги не могут испытывать любви к простым людям. Более того, бог милосердия был немыслим, поскольку классические философы учили, что милосердие - это патологическая эмоция, дефект характера, который необходимо перерасти и преодолеть.
Представление о том, что богам небезразлично, как мы относимся друг к другу, также было бы отвергнуто всеми искушенными язычниками как явно абсурдное.
Когда мы исследуем богов, признаваемых теми же самыми искушенными, они кажутся тривиальными по сравнению с "Богом Отцом" и злыми некомпетентными по сравнению с "Его Сыном". Однако для многих язычников это новое учение было более чем абсурдным. Это тоже была хорошая новость.
За всеми этими материальными, социологическими и интеллектуальными мотивами, конечно, стоят христиане, которые верят, что Святой Дух подталкивал и убеждал язычников верить. В конце концов, обращение в христианство - это, в конечном счете, духовное дело. Но не слишком ли много воображать, что Бог, возможно, использовал материальное, чтобы влиять на духовное?
Rodney Stark - профессор социологии и сравнительного религиоведения в Вашингтонском университете и автор книги "Расцвет христианства: социолог пересматривает историю".
|