Речь идёт не только о церковной дисциплине, но о процветающей общине
Пастор узнает, что у женатого мужчины роман с замужней женщиной в той же небольшой группе, изучающей Библию. Последствия только начинаются. Согласно Писанию, как пастор должен реагировать на это?
Или представьте себе следующее: со-пастор церкви становится всё более неустойчивым. Он проявляет признаки классического нарциссизма, оставляя за собой след изувеченных людей, которые столкнулись с его властным руководством. Как другой его со-пастор должен справиться с этим?
Или понизьте уровень: два старшеклассника из молодежной группы начали проявлять романтический интерес друг к другу. Родители мальчика были обеспокоены этой ситуацией, поэтому они приложили все усилия, чтобы прекратить это. В результате родители девочки были обижены и расстроены. Между родителями нарастает напряженность, и с обеих сторон сыплются обвинения в проступках. Пастора приглашают на переговоры. Какие шаги должен предпринять пастор?
Тем, кто был в служении какое-то время, не нужно использовать много воображения, чтобы распознать эти сценарии; большинство пасторов испытали ту или иную версию этих обстоятельств. Разновидности греха бесконечны, но в то же время предсказуемы. Как напоминает нам Иисус, с нами всегда будут не только бедные, но и люди, совершающие плохие поступки, в том числе христиане.
Вопрос дисциплины?
За последние 25 лет мне выпала честь служить и пастором, и профессором, а в настоящее время и тем, и другим одновременно. По моему опыту быть пастором гораздо труднее, чем профессором, во многом из-за сложности межличностных отношений в церкви.
Хотя конфликты в собрании возникают и исчезают, они никогда не исчезают навсегда. Только за последний год я могу вспомнить множество случаев оскорблённых чувств, недопонимания, взрывной тревоги и конфликтов между христианами в нашей церкви, в том числе среди персонала. Меня привлекали, чтобы помочь в некоторых ситуациях, я был осведомлен о других, и я был лично вовлечён в некоторые ситуации и пострадал от них.
Я не должен удивляться. Мы не должны удивляться. Это настоящая, обычная совместная жизнь в церкви Христа. Наша совместная жизнь противоречива, потому что мы ограниченные и сломленные люди, но мы всё равно должны жить в обществе.
На протяжении всей истории церковь использовала ряд подходов для решения подобных ситуаций, начиная от отлучения от церкви и заканчивая восстановительными процессами и разрушительными сокрытиями. Сегодня во многих церквях большое внимание уделяется необходимости “церковной дисциплины” для борьбы с грехом и его последствиями. Чтобы защитить чистоту церкви, устанавливаются дисциплинарные процедуры для устранения вопиющих или продолжающихся грехов.
Центральное место в большинстве учений о церковной дисциплине занимает один ключевой отрывок: Матфея 18:15-20. Эти несколько стихов стали текстом церковной дисциплины. Они используются как «Полярная звезда» и карта, указывающая пасторам на шаги, необходимые для преодоления моральных проблем. Это понятно и не совсем ошибочно.
Но внимательное чтение Матфея 18 даёт нам другое видение того, чему учит Иисус в этих нескольких стихах. Вместо того, чтобы рассматривать этот отрывок строго с точки зрения дисциплины, мы можем рассматривать его как одну из практических и конструктивных инструкций Иисуса для нашей нормальной, конфликтной совместной жизни в христианской общине. В Матфея 18 речь идёт о создании процветающих общин гораздо больше, чем о решении церковных проблем.
Великая книга ученичества
"Контекст - царь, но Иисус - Господь", - любит пошутить мой сын, несколько язвительно цитируя одного из своих профессоров. Старая поговорка о необходимости литературного контекста верна, когда дело доходит до понимания Матфея 18. Эта знаменитая глава не стоит особняком. Она лишь одна часть того, что многие учёные считают самой хорошо структурированной книгой во всей Библии: Евангелия от Матфея.
Одна из многих причин, по которой Матфей долгое время стоял во главе новозаветного канона, заключается в том, что он даёт такую четкую и мощную программу формирования людей в последователей Иисуса. Матфей - великая книга ученичества. Это достигается с помощью сложной литературной структуры, которая явно предназначена для достижения цели создания учеников.
В древнем мире люди писали биографии великих учителей и философов, чтобы восхвалять их учения и образцы их жизни. По сути, это и есть наши Евангелия: повествования, приправленные поучительными речами, приглашающими людей стать учениками Иисуса.
Чтобы достичь своей цели по воспитанию учеников, Матфей группирует основную часть учения Иисуса в пять основных блоков наставлений (главы 5-7, 10, 13, 18 и 23-25). Каждая из этих знаменитых бесед организована вокруг определённой темы, обеспечивая уроки формирования личности, которые легко запоминаются. Цель Иисуса через Его учения состоит в том, чтобы перевоспитать чувства, любовь, привычки, поведение и мысли Его последователей в соответствии с грядущим Царством Божьим, явленным через Него Самого. Вот что значит быть учеником, принимая на себя иго мудрости Иисуса и изучая Его совершенно иной способ существования в мире (11:25-30).
Когда мы осознаём, что 18-я глава Матфея - это лишь одна часть евангельских наставлений по воспитанию учеников и что главной целью книги является формирование учеников, мы можем с большей ясностью прочитать высказывания Иисуса в 18-й главе. Хотя дисциплина заблудших членов церкви может быть применением наставлений Иисуса, это толкование в лучшем случае узко и потенциально ошибочно. Самое важное, что нужно понять в Матфея 18:15-20, - это то, что это в первую очередь не руководство по церковной дисциплине, а скорее небольшая часть более широкой, конструктивной программы, призванной сформировать то, как ученики христиане живут в обществе.
Бытовой кодекс
Мой учёный и очень доброжелательный дядя всегда шутил, что день никогда не пропадает даром, если ты умеешь использовать одно немецкое слово. Вот хороший пример, написанный самим Мартином Лютером, который точно описывает цель Матфея в главах 18-20: haustafel, или “домашний стол или кодекс”. Кодекс домашнего хозяйства содержит инструкции о том, как различные члены большой семейной ячейки должны относиться друг к другу и какие отношения следует ценить и практиковать. Другие библейские примеры домашнего кодекса включают послание к Ефесянам 5:22-6:9 и Колоссянам 3:18-4:1.
Матфея 18-20 служит той же цели для “домашнего хозяйства” или “семьи” церкви — для новообразованного народа Божьего в Иисусе Христе. В нём исследуются различные межличностные ситуации, чтобы проинструктировать народ Христа о том, кого и что они должны почитать. В этом разделе мы видим ценность детей и уязвимых (18:1-14; 19:13-15), важность того, чтобы христианские братья и сёстры прощали друг друга (18:15-35), высокое отношение Бога к браку (19:1-12) и возвышение тех, кто следует за Христом. Это способ страдать из-за тех, кто богат и внешне праведен (19:16-30).
Взятые вместе, эти главы дают представление о новом способе совместного проживания в мире, объясненном через описания того, как должны выглядеть наши отношения. Это комплексный контекст Матфея 18:15-20, и мы упускаем его, когда рассматриваем только эти несколько стихов. Учение Иисуса здесь лишь один пример уникального характера взаимоотношений внутри церкви Христа.
Основной знак
Этот предполагаемый текст о “церковной дисциплине” на самом деле является частью великой темы прощения как основного признака христианской общины. Центральное этическое наставление в Матфея - это призыв быть милосердным. Моделируя милосердные действия (например, милосердие, проявленное Иосифом к Марии в 1:19), а также прямые наставления Иисуса, Матфей подчеркивает призыв Иисуса к Своим ученикам быть людьми милосердия.
Проявление милосердия - это двусторонняя добродетель: милосердное сострадание к нуждающимся. (6:2-4; 9:12-13; 12:7) и милосердное прощение тем, кто причинил нам зло (5:7, 9; 6:14-15; 18:21-35). И именно это чувство милосердия как прощения других является основным знаком, указывающим, кто является последователями Христа, а кто нет. На самом деле, отсутствие прощения является одной из причин, по которой некоторые могут быть удалены из церкви с помощью описанных в 18:15-20 шагов — потому что они не желают примиряться с другим верующим, несмотря на призывы церковного органа сделать это.
Эта тема милосердия как прощения вдвойне подчеркивается длинной притчей, которую Иисус рассказывает сразу после 18:15-20. Притча о неумолимом слуге (в ст. 21-35) - одно из самых убедительных учений Иисуса. Это иллюстрирует и подтверждает Его точку зрения: христиане должны прощать друг друга.
Дело не в том, что в Матфея 18:15-20 не рассматриваются практические способы борьбы с грехом в христианском сообществе — это так. Но когда мы расширяем наше чтение, чтобы охватить весь контекст, мы видим, что дисциплина не является движущей силой; это рост как сообщество, характеризуемое милостью и благодатью Христа.
Долгая игра
В Матфея 18-20 мы также видим постоянную и неизбежную реальность конфликта внутри христианской общины. Этот отрывок создаёт соответствующие ожидания для нашей совместной противоречивой жизни. Наставления Иисуса необходимы из-за того, что люди ведут себя плохо: пренебрегают детьми, причиняют вред уязвимым, разводятся без причины, ссорятся из-за того, кто больше, и - самое главное - грешат друг против друга и не прощают друг друга.
Важно отметить, что Иисус не выражает шока или удивления в таких ситуациях. Он также не ожидает, что этого не будет. Скорее, Иисус знает, что это нормальный человеческий опыт и, следовательно, нормальный христианский опыт в обществе.
Процветающая община - это не та, в которой нет конфликтов, а та, в которой христиане ценят и практикуют совершенно иной способ существования Иисуса в мире. И это главная цель воспитания учеников в Матфея 18:15-20.
Церковное благосостояние не означает отсутствие конфликтов. Церковное благосостояние выглядит так, как будто христиане коллективно рассматривают конфликт как серьёзное и общее дело с целью примирения. Это путь Христа.
Пастор может использовать шаги Иисуса, ориентированные на сообщество, для поиска примиренных отношений. Поступая таким образом, мы помогаем нашим людям расти как прекрасному альтернативному сообществу. Мы моделируем Его образ жизни в мире, служа светом, который сияет во тьме.