Отвергая “Евангелие процветания”, не упускаем ли мы Божье обеспечение?
Как церковные лидеры, мы можем моделировать сбалансированное мышление о Божьих материальных благословениях.
Я прекрасно понимал, что заходить в Facebook за советом может быть рискованно. Мы с женой насытились счетами за услуги механика и искали новый (подержанный) автомобиль. Поиск в Интернете автомобилей с небольшим пробегом и хорошим обслуживанием в нашем ценовом диапазоне оказался затруднительным, но мне показалось, что нашёл хорошую зацепку. Машине было около 15 лет, но, похоже, ею едва управлял один владелец. Она был в отличной форме.
Была только одна проблема. Это был BMW.
Я что, парень с BMW? Подумал я про себя. Признаюсь, моей первой заботой было то, что могут подумать другие. Поэтому я зашел в Facebook и спросил: “Кто-нибудь думает, что для человека в моём положении проблематично иметь такую машину?” Я беспокоился, что это может показаться нескромным или даже лицемерным для профессора семинарии и проповедника (бесплатного!) Евангелия, которого можно увидеть за рулём такой машины.
Я позаботился упомянуть несколько оправдывающих деталей — что она была не новой, не дорогой и тому подобное. Большинство моих друзей сказали, что у них не будет проблем с тем, чтобы я имел эту машину. Интересно, что один из комментаторов сказал, что сам факт, о котором я спрашивал, означал, что это, вероятно, было нарушением моей собственной совести. А другой комментатор добавил, что, увидев, как я въезжаю на BMW в кампус, где я преподаю пастырское служение, “заставит его споткнуться”.
В конце концов, мы с женой решили продолжить поиски, главным образом из-за предупреждений, которые мы получили о дорогостоящем ремонте BMW старых моделей, чего мы и пытались избежать в первую очередь. Но этот опыт заставил меня задуматься о христианском видении денег и восприятии, правильном или неправильном, экстравагантности и процветания.
Наши сложные отношения с процветанием
Евангелизм - это противоречивый рынок, когда дело доходит до процветания. С одной стороны, наши пригородные мегацеркви (не совсем известные своей бережливостью или архитектурной редкостью) продолжают расти и размножаться, в то время как мы поддерживаем собственную версию интернет-авторитетов и гуру самопомощи нашей субкультуры, делая их каналы популярными, их книги - бестселлерами, а их бренды прибыльными.
С другой стороны, нам также нравится насмехаться над одержимостью некоторых из этих людей имиджем и беззастенчивой демонстрацией роскоши. Аккаунт в Instagram “PreachersNSneakers”— в котором представлены фотографии известных христианских проповедников, щеголяющих в дорогих туфлях, якобы с целью разоблачения их неуместной экстравагантности, - это лишь один пример. И, конечно же, многие евангелики считают, что давние персонажи движения “здоровье и богатство” являются надежным источником сарказма и критики.
Американцы одержимы деньгами, и они одержимы теми, у кого, как считается, их слишком много. И американские христиане не являются исключением. Возможно, здесь замешано двоемыслие.
Чтобы было ясно, “Евангелие процветания” — теология протестантской субкультуры, в основном занятой (но не ограничиваясь) пятидесятническими и харизматическими верующими, которая утверждает, что финансовые благословения и физическое здоровье являются Божьей волей для верующих, — это особенно пагубная чума в мире, теперь полностью экспортируемая и глобальное оскорбление истинного христианства. И его проблемы не просто теологические. Движение “Евангелия процветания” эксплуатирует бедных и многих других неявными и явными способами, которые часто полностью переходят в категорию духовного насилия.
Когда мы соединяем эту вполне реальную религиозную эпидемию с более широкими (но также и очень реальными) проблемами социальной справедливости, неравенства в доходах, экономического неблагополучия и тому подобного, проблема денег евангелизма приобретает полный смысл. Теология процветания — “здоровье и богатство”, “назови это и потребуй этого” и так далее — превращает Божьи заповеди в формулы, а верное послушание - в своего рода магию. “Евангелие процветания” превращает библейские концепции в нелогичную смесь суеверий и прагматизма. Эта неортодоксальность должна быть отвергнута полностью.
Но что, если наше законное беспокойство об “Евангелии процветания” и наше честное рвение против него создали политику выжженной земли в отношении денег и материальных благ, которая по-своему проблематична?
Библейский баланс богатства
Следует ли рассматривать Божьи условия только в чисто духовных терминах, то есть должны ли мы отвергать любое материальное процветание как не одно из Божьих благословений? Может ли наша реакция на ошибки “Евангелия процветания” привести к тому, что мы упустим библейскую истину о Божьем обеспечении?
Библия, конечно, говорит множество вещей о деньгах и материальных благах, но христианское мышление на эту тему в наши дни кажется несколько избирательным. Например, все мы знаем, что любовь к деньгам - это идолопоклонство, ведущее к разорению (Екк. 5:10; Мф. 6:24; 1 Тим. 6:10; Евр. 13:5). Павел называет любовь к деньгам в том же списке постыдной безнравственности, который включает жестокое обращение (2 Тим. 3:2-5). Иисус также постоянно предупреждает о богатстве. Казалось бы, богатые находятся в значительно невыгодном положении, когда дело доходит до восприятия Его славы и вечных богатств Царства Божьего (Марка 10:25).
Но в Библии также есть много положительных вещей, которые можно сказать о богатстве — очевидно, не о любви к нему или о том, чтобы находить в нём удовлетворение, а просто о факте его существования. В частности, в Ветхом Завете мы находим множество свидетельств того, что финансовое и материальное обеспечение рассматривается как часть Божьих благословений. В Притчах, особенно похоже, богатство рассматривается (часто) как результат хорошего управления, упорного труда и добросовестного усердия. Притчи 12:27 - это всего лишь один пример: “Кто ленив, тот не будет жарить свою дичь, но прилежный человек получит драгоценное богатство” (ESV). Богатство также очень часто преподносится метафорически как награда за верность (Пс. 111:3; Притч. 14:24; Ис. 60:5).
Иов - очевидный пример очень богатого человека, который, тем не менее, считается праведным (Иов 1:1-3). После того, как он претерпел свои непостижимые страдания, его восстановление включает в себя награду в размере двойного его предыдущего состояния. Это исходит от руки самого Господа (42:10).
В Новом Завете, где предупреждения о богатстве звучат более настойчиво, мы, тем не менее, сталкиваемся с богатыми людьми, которые поддерживают служение Христа и Его учеников. Иосиф Аримафейский, которому принадлежала семейная гробница, которую он предложил для хранения тела распятого Иисуса, и который в Матфея 27:57 назван “богатым человеком”, является лишь одним примером. Группа женщин также финансово поддерживала служение Христа из своего изобилия (Луки 8:3). А Лидия и другие богатые меценаты помогали спонсировать апостольские миссионерские усилия ранней церкви.
Таким образом, проблема Евангелия процветания, по-видимому, заключается не в процветании как таковом. Духовная дисфункция этой теологии в значительной степени связана с прагматизмом, превращением библейских принципов в сомнительные формулы богатства и накопления. Одно дело думать о богатстве и материальных благах как о Божьих благословениях. Совсем другое дело думать о них как о Божьем долге перед нашей верностью (или рассматривать отсутствие богатства как показатель неверности).
Конечно, язык вознаграждения в Писаниях может усложнить здесь мышление. Когда мы сталкиваемся со стихами о том, чтобы просить и получать, мы должны быть осторожны, чтобы не истолковать их неправильно как об индивидуалистическом исполнении или не удалить их из их духовного контекста и контекста царства. Аналогичным образом, отрывки о посеве и жатве или возврате инвестиций часто поддаются немедленному финансовому или личному применению, когда их основная направленность часто связана с духовными интересами, небесными наградами или управлением душами.
Мы можем знать, что финансы не являются автоматической или надежной наградой за верность просто потому, что в Писаниях слишком много верных бедных! Мы можем и должны отвергнуть любую теологию, которая утверждает, что материальные блага кому-то причитаются. И мы можем и должны отказаться от любого представления о материальных благах, которое поощряет жадность, зависть, тщеславие и нескромность, не говоря уже о скупости или эксплуатации бедных. Потенциал греха кроется не в самих деньгах, а в том, как мы думаем о них и что мы можем с ними сделать.
Как церковные лидеры, наше видение денег — особенно то, как мы говорим об этом, — имеет глубокие последствия для нашего личного ученичества и культуры ученичества в наших церквях. Что мы можем потерять, например, если, отвергая Евангелие процветания, мы непреднамеренно создадим своего рода позор вокруг получения такого обеспечения?
Мы могли бы непреднамеренно ослабить щедрость среди тех в нашей среде, у кого больше, чем у других. Если сохранение богатства само по себе считается жадным или иным греховным, мы, возможно, говорим более состоятельным из нас, что церковь и её миссия - не то место, куда можно вкладывать своё богатство, что их управление должно быть направлено в другое место.
Подумайте: что думают наши более обеспеченные прихожане, когда мы создаём небиблейские категории греха вокруг денег и имущества? Будут ли они чувствовать себя нежеланными, пристыженными или даже отчужденными от ценностей церкви? Если мы культивируем нездоровую стигматизацию вокруг богатства, наши более состоятельные прихожане могут передумать относительно финансовой поддержки церкви, решив вместо этого поддерживать благотворительные организации и те организации, которые с радостью принимают их жизнерадостную щедрость.
Или они могут даже вообще отойти от церкви. Если церковь действует с культурой стыда за деньги, это может по иронии судьбы способствовать потаканию своим желаниям и личным интересам у отстраненных более богатых прихожан, создавая глубокие негативные последствия для потребностей в поддержке миссии и благотворительности.
Подумайте также о тех, кто живёт в районах с низким уровнем дохода, где успешный бизнес приводит к созданию рабочих мест и другим каскадным эффектам социального подъёма. Позоря богатство, церковь может сбивать с толку начинающих предпринимателей и ослаблять ту страсть, которая может привести к долгосрочным системным улучшениям в тех контекстах, которые в них больше всего нуждаются.
Кроме того, представление о деньгах или материальных благах как о самих по себе греховных граничит с разновидностью гностицизма, который противоречит реальной духовности Писаний.
Гораздо лучше вместо этого говорить о деньгах как об инструменте. Инструменты могут помочь или навредить. Многие люди в нашем мире пострадали из-за искаженного мышления и демонического использования этого инструмента. Но многим другим была оказана помощь. Позаимствуя фразу Мартина Лютера, давайте будем очень осторожны в нашей чрезмерной коррекции, чтобы не упасть с лошади на другой стороне.
Евангельская проблема с деньгами может быть решена с помощью тщательного и библейского призыва к бдительности и равновесию, к благодати и ясности. Пасторы должны напоминать своим прихожанам — и самим себе! — об опасностях богатства, об особой уязвимости, присущей тем, кто пользуется большим материальным обеспечением, чем другие. Поскольку “Евангелие процветания” основано на личных интересах и своего рода прагматичном законничестве, оно всегда подстерегает за дверями наших сердец, поэтому нам нужно учить библейской истине и поощрять библейскую мудрость в этих вопросах на каждом шагу.
Но мы не должны разыгрывать ставшее клише неправильное запоминание 1 Тимофею 6:10 о том, что “деньги - корень всего зла”. Наряду с трезвым мышлением поощряйте искреннюю щедрость. Обращаюсь к тем, кому есть что вспомнить, во всех отношениях к тем, у кого мало. На самом деле помнить о бедных - это часть нашей верности Евангелию (Гал. 2:10). Каждый добрый дар исходит от Бога. Ничто не должно быть отвергнуто, если это может быть принято с благодарением. Давайте не будем позорить Дарителя, считая любое из его благословений неприемлемым.
Jared C. Wilson - доцент кафедры пастырского служения Баптистской теологической семинарии Среднего Запада, директор Центра подготовки пастырей Баптистской церкви Свободы и ведущий подкаста "Искусство пастырства" в CT.