Является ли искусство инструментом, искушением или отвлечением?
В книге “Открывая Бога через искусство” Терри Глэспи говорит, что христиане не всегда с подозрением относились к творческому самовыражению.
Однажды я сидел в столовке, где я работал, полностью погруженный в чтение романа Курта Воннегута. Его книги всегда заставляли меня смеяться, даже когда они бросали вызов моему мышлению, и, должно быть, моё веселое фырканье заставило Карла решить, что сейчас самое подходящее время прервать меня.
“Чё читаешь?” - спросил он, осторожно закрывая Библию, которая лежала перед ним на столе, в знак того, что он хочет поболтать. Честно говоря, мне не хотелось говорить прямо сейчас, так как я был немного погружен в свою книгу, но я знал, что вежливо будет ответить ему. Так я и сделал.
“Это действительно отличный роман Курта Воннегута”, - ответил я, поднимая его так, чтобы он мог видеть обложку.
“Хммм”, - был его единственный ответ, и я уловил в нём неодобрительный тон.
“Да, Воннегут такой творческий и такой великий культурный критик", - предположил я.
"Ой ли".
“Ты читал какие-нибудь из его книг?” - спросил я, думая, что, вероятно, в какой-то момент ему, по крайней мере, назначали для чтения «Колыбель для кошки» или «Бойню номер пять».
“Нет. На самом деле у меня нет времени на чтение художественной литературы”, - объяснил он. “В основном я просто хочу читать книги, которые помогут мне в моей жизни или помогут мне стать ближе к Богу. Жизнь слишком коротка, чтобы читать о вещах, которых на самом деле никогда не было. Я полагаю, что если я в основном просто буду читать Библию, я узнаю всё, что мне нужно знать”. Он знал, что я христианин, поэтому, я полагаю, он думал, что я каким-то образом сочту это осуждающим.
По мере того, как мы болтали дальше, я узнал, что он также не ходил смотреть фильмы, если в них не было сильного христианского послания (или, по крайней мере, без ругани или грязных сцен), что он редко слушал что-либо, кроме музыки для поклонения, и что, помимо Библии, его чтение было в значительной степени ограничено популярными религиозными книгами о том, как он мог быть лучшим христианином или как он мог преодолеть определённые греховные тенденции, с которыми он боролся. Карл считал, что опасно уделять слишком много внимания искусству и культуре, так как это может вызвать у человека сомнения или его выбор может заставить других оступиться.
Он был абсолютно искренен, и я знал его как человека, который пытался разобраться в последствиях своей веры. Я понимал его страсть подчинять каждую сферу своей жизни господству Иисуса. Но я нашёл его мысли немного близорукими и на самом деле не соответствующими тому, чему учит Библия, или тому, во что верили христиане на протяжении веков.
Я предположил, что такое мышление может фактически отрезать его от инструментов, которые Бог, возможно, захочет использовать, чтобы помочь ему в его духовном росте. После некоторых рассуждений я мог сказать, что он решил, что я был безнадёжен в этом вопросе, по крайней мере, до тех пор, пока он не сможет собрать больше боеприпасов для отстаивания своих взглядов. Поэтому он предложил нам согласиться не соглашаться, и он позволил мне вернуться к трате времени на мою книгу. Я с радостью так и сделал.
Всегда были христиане, которые с подозрением относились к ценности искусства. Это - спор, который христиане вели с первых дней существования церкви.
Некоторые ранние лидеры предположили, что любое сосредоточение внимания на визуальном, а не на словесном или письменном, потенциально опасно, и, цитируя вторую заповедь, они предостерегали от создания любого “гравированного изображения” (Исх. 20:4-5, KJV). Хотя этот отрывок посвящен запрещению идолопоклонства, некоторые были обеспокоены тем, что почитаемое произведение искусства может легко превратиться в идола. Такие опасения вновь возникли во время Реформации, основанные на беспокойстве по поводу излишеств предыдущих веков; художественные творения, возможно, порой приводили людей к опасной близости к тому, чтобы спутать божественное с человеческим творением.
В некоторых случаях считалось, что эти художественные артефакты обладают духовной силой как прямая связь с божественным. Некоторые думали, например, что прикосновение к статуе Девы Марии или почитаемого святого может исцелить их от болезней.
В ответ некоторые реформаторы заняли жесткую позицию и лишили свои церкви всех украшений, вплоть до разрушения статуй, побелки фресок, расплавления золотой мебели и уничтожения религиозных картин.
Мартин Лютер, однако, предложил другой подход. Он был открыт для искусства до тех пор, пока было ясно, что оно было всего лишь символом божественной истины, а не прямым каналом какой-либо божественной силы. Он видел, что искусство и музыка могут помочь людям понять богословие новой Реформации. Он даже сотрудничал со своим другом, художником Лукасом Кранахом Старшим, чтобы создать новые алтари с более отчётливым протестантским посланием, чтобы заменить предыдущие католические.
А за стенами церковных зданий полемика о Реформации часто велась с помощью популярных средств массовой информации в виде листовок, картин и гравюр, ставших возможными благодаря новой технологии печати и распространявшихся среди простого народа в виде наглядных пособий. Или искусство может быть полезно для объяснения смысла новой протестантской теологии в простых терминах, как в этой чудесной дидактической картине Лукаса Кранаха. Такая работа была искусством как наставление.
Искусство как полезный инструмент. Искусство как опасное искушение. Оба взгляда на искусство дожили до нашего времени. В то время как некоторые остаются осторожными, другие увидели великую силу искусства, способного двигать человеческую душу и помогать верующим в их духовном путешествии.
Библия не запрещает использовать искусство как часть религиозной практики. На самом деле, она поощряет его. Запрет на гравированные изображения, пишет Фрэнсис Шеффер, “не запрещает создание изобразительного искусства, а скорее поклонение ему”.
Художники свободны проявлять своё творчество, но никогда не должны путать произведение искусства с тем, на что оно указывает.
Скиния, а затем и храм были местами поклонения древних израильтян. Читая их описания на страницах Ветхого Завета, мы обнаруживаем, что каждое из них было произведением архитектурного искусства и каждое было украшено замысловатым орнаментом. Когда Бог давал указания относительно того, как Он хотел, чтобы выглядели эти здания, Он не заказывал прямой или простой дизайн и не инструктировал мастеров создавать только ожидаемые религиозные образы. Вместо этого Он попросил их использовать изображения природных объектов, таких как цветы, деревья и животные. При строительстве Божьего храма царь Соломон потребовал, чтобы стены были инкрустированы драгоценными камнями. Цель такого украшения не была утилитарной. Его цель состояла в том, чтобы оно было красивым (2 Пар. 3:6).
Проекты скинии и храма являются хорошим напоминанием о том, что Бог, тот, кто создал всё, наслаждается творчеством и рассматривает его как способ указать на Свою истину. И Бог так серьёзно относится к искусству, что Он выбрал человека по имени Веселеил для этой творческой работы и наполнил его “Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела” (Исх. 31:3-5). В глазах Бога было недостаточно создать что-то функциональное; Он хотел что-то изысканно искусное.
Искусство было частью христианского наследия с самых ранних дней. Глубоко в катакомбах Рима ранние верующие оставили после себя изображения, отражающие их веру и борьбу с преследованиями. Это действительно чудо, что какое-либо раннехристианское искусство всё ещё существует сегодня, но некоторые из них пережили гонения за веру, разрушительное воздействие времени и подозрения некоторых ранних церковных лидеров относительно уместности представления священного в визуальной форме.
В первые дни не было общественных мест (церковных зданий) для демонстрации произведений искусства, и в течение первых нескольких столетий церкви располагали скудными финансовыми ресурсами для покровительства художникам. Несмотря на все трудности, искусство ушло в подполье. Буквально. Творческие верующие оставили свои картины в этих погребальных камерах, чтобы отпраздновать новую веру.
Многие из этих изображений были посвящены ветхозаветным историям об освобождении, таким как три еврея в огненной печи, Ной и ковчег, Даниил в логове льва и Иона, чьи три дня во чреве кита были прообразом трёх дней, которые Иисус провёл в гробнице перед Своим воскресением.
Другие изображения иллюстрируют рассказы о чудесных исцелениях Иисуса или прославляют Его как Доброго Пастыря. На самом деле в катакомбах насчитывается более 120 экземпляров изображения Доброго Пастыря. Это изображение никогда не предназначалось для того, чтобы быть буквальным портретом Иисуса, но оно было мощным символом Его любви и заботы.
Ещё в 215 году нашей эры отец церкви Ипполит разрешил новообращенным становиться или оставаться художниками до тех пор, пока они не создавали идолов. Ко времени Григория Великого (600 г. н.э.) традиция ценить искусство как способ донесения истины стала общепринятой, хотя всё ещё продолжалась затяжная иконоборческая полемика, которая в конечном счёте имела столько же общего с политическими мотивами, сколько и с религиозными. Наконец, когда риторика остыла и пыль улеглась, церковь встала на сторону признания ценности изображений.
Григорий написал: “Изобразительное изображение используется в церквях по этой причине: те, кто не знает букв, могут, по крайней мере, прочитать, глядя на стены, то, что они не могут прочитать в книгах”. Он рассматривал искусство как способ обучения в основном неграмотного населения своего времени богословию и духовности. Эта перспектива была ответственна за взрыв изобразительного искусства, скульптуры, мозаики и церковной архитектуры в последующие столетия.
Взгляды таких мыслителей можно выразить в этой цитате Робин Маргарет Дженсен, выдающегося историка раннего церковного искусства:
Искусство кристаллизует или, возможно, материализует определённые положения доктрины, которые, хотя и основаны на Писании, иногда чаще встречаются в богословских спорах, чем в обычном повседневном опыте. Образы могут стать мостом между материальным и интеллектуальным. . . . Визуальные образы также говорят прямо и ясно даже самому простому верующему.
Таким образом, художественные образы продолжают говорить с нами сегодня, а также другие виды искусства, которые комментируют текст Писания, усиливая силу Писания и воплощая его в жизнь с драматическим эффектом. Они помогают нам понять сложности богословия и жизни и пробуждают наш дух к удивлению Божьего Слова и Божьего мира.
Музыка нашла более легкое признание в церкви из-за её связи с богослужением в древнем Израиле. Начиная с песни Моисея (Исх. 15) и заканчивая поэтическим выражением Псалмов, в Библии существует сильная традиция ценить музыку.
В Новом Завете записано, что Иисус и апостолы пели псалмы после празднования тайной вечери (Марка 14:26), Павел и Сила пели в тюрьме (Деяния 16:25), а пение было частью ранних собраний церкви (Деяния 2:46-47). В Ефесянам 5:19 Павел прославляет “псалмы, гимны и духовные песни” (ESV). Многие учёные даже предполагают, что несколько отрывков Павла могут быть цитатами из гимнов его времени, таких как 1 Тимофею 3:16 и 2 Тимофею 2:11-13, которые использовались в качестве краткого изложения ключевых доктринальных убеждений.
Затем есть книга Откровения, которая наполнена примерами поклонения и пения. Пение, по-видимому, подразумевает, что это не что иное, как предвкушение рая.
Лютер был сторонником большой ценности музыки в церкви. Он признал её способность передавать истины Писания таким образом, чтобы она могли тронуть сердца каждого мужчины и женщины. На самом деле он писал, что “после Слова Божьего благородное музыкальное искусство является величайшим сокровищем в мире”. Он написал по меньшей мере 36 гимнов и сделал музыку и пение центральным элементом богослужения. Он упивался радостью, которую музыка может принести человеческому сердцу, и незабываемо сказал:
Этот драгоценный дар был дарован людям, чтобы напомнить им, что они созданы для восхваления и возвеличивания Господа ... с изумлением начинаешь видеть великую и совершенную мудрость Божью в этом чудесном музыкальном произведении, где один голос исполняет простую партию, а вокруг него поют три, четыре или пять других голосов, прыгая вокруг, чудесно украшая простую партию, как народный танец на небесах с дружескими поклонами, объятиями и сердечным покачиванием партнеров. Тот, кто не считает это невыразимым чудом Господним, воистину болван.
Каждая из художественных дисциплин — изобразительное искусство, музыка, литература, поэзия, архитектура, кинопроизводство, фотография и многое другое — может быть не только источником удовольствия, но и инструментом духовного роста и становления. Искусство может изменить и преобразить нас изнутри, вот почему оно незаменимо в нашей жизни. И эй, ты же не хочешь быть “болваном”, не так ли?
Спасибо за перевод! Хочу, типа, Терри обличить, что он сам пока не возрожденный "болван"
Такое впечатление, что автор хочет оправдать свое увлечение мирской, хоть и талантливой художественной литературой, искусством и т.д. В частности любовь к книгам Курта Воннегута. Если оное не прославляет Христа, не поставлено Ему на служение, то оно служит возвеличиванию человека , то есть сатане. Несмотря на то, что все таланты от Бога, многие "талантодержатели" не желают воздавать честь Своему создателю. (кстати, я иногда воздаю честь за них и молюсь, чтобы они поклонились Богу. Но порой Бог показывает, что они очень упрямы, горды и своевольны)
Практически все обращенные и уверовшие люди не увлекаются мирским искусством просто потому что это им НЕ ИНТЕРЕСНО, считают его скучной ПУСТОТОЙ. А религиозики не увлекаются, потому что боятся, что НЕЛЬЗЯ, но хотели бы. Про остальных все и так понятно.
Любой фанатизм не уместен. Фанатизм, в т.ч. и религиозный - это от невежества.
Творец творил без всякого фанатизма, он дал достаточно свободы своим творениям, и те, кто наделен божьей волей и свободой, вправе распорядиться дарами полученными свыше по собственному усмотрению.
Творец не нуждается в похвале, так как он обладает глубочайшим пониманием всего происходящего.
У поэта сказано об этом так: - Хвалу, хулу прими ты равнодушно и не оспаривай глупца.
Создателю нужны не поклонники (раболепствующие), а сотрудники, которым он может доверить тот или иной участок работы в на Земле в ближнем и дальнем Космосе.
Люди думают, что его внимание сосредоточено на планете Земля и на одном из верований которые чада его взяли на вооружение.
Но он наблюдает за всем происходящим в бескрайнем Космосе и потому происходящее на планете Земля хотя и привлекает его внимание, но не настолько, как думают религиозные люди.
Представьте себе, что есть президент очень большой страны, и много ли внимания он будет уделять маленькому детскому садику спрятанному в какой-то глухомани?
Так и в случае с планетой Земля. Есть план утвержденный Создателем, который доведен до исполнителей, которых огромное количество и по этому плану на планете все идет своим чередом.
Конечно, некоторые события могут затормозить и план это допускает, но затормозить, не значит отменить. Кстати в этом плане очень важное внимание уделяется не развитию фанатизма, не религиозности, а расширению осознанности.
Осознанность взрастает тогда, когда люди начинают понимать, что всё обстоит не так как кажется. Очень много сокрыто от очей подслеповатых людей.
Павел об этом писал: - Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно
Те, кто жаждет познания - идет тропой прежде не хоженной. Идти по следам тех, кто протоптал дорогу прежде - значит ограничить себя в познании.
Те, кто ищут новое - не ходят толпами, потому как они исследователи тайн. А таких в мире единицы.
Сказано: - Через тернии к звездам.
Через преодоление трудностей, которые встречаются на пути человек должен найти самого себя, того, кто сотворен Небесами, найти в себе силу, обрести могущество, вернуть первозданную чистоту и выйти на новый уровень бытия, который называется Царствие Небесное.
Если бы у Сани Рабиновича был единственный любимый и послушный сын, то он бы поставил его в центр мироздания и раскрутил бы всю вселенную вокруг него. Вот так бы он любил своего сына.
«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» /К Римлянам 8:32/
Как это постичь? За нас Своего Сына. Вот это любовь!
Читай внимательно, что сам о себе говорил Христос. Он не выдумывал, как это делают фанатично настроенные его поклонники. Сам о себе он говорил что он: - СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. И это правда. В этих словах "сын человеческий" есть глубокий смысл. Сыном человеческим называют и пророка Иезекиля в пророчествах.
Читай о том как произошло распятие. За год до события Иисус отказался идти с учениками в Иерусалим, так как опасался мести со стороны верующих. Да и за пределами Иерусалима он оказался по банальной причине, верующие начали его преследовать и он вынужден в целях своей безопасности покинуть Иудею.
А через три с половинной года миссия по мнению Христа была завершена и необходим был последний аккорд. Но это должно было пройти не где нибудь по пути или подворотне какого-то дома, а именно прилюдно, при скоплении огромного количества народа.
Подготовленный и реализованный им сценарий описан в евангельских текстах. Вопрос в том зачем? Но и здесь ответ можно найти если знать о том, какие были умонастроения у верующих.
Иисус Христос сказал о себе: 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Люблю сына Божьего, и вам советую. Он так много сделал для меня, что не передать! И продолжает делать. Мало того, кто верит Ему, тот рождается от Духа и сам становится сыном Божьим по Библии.
Малые дети, но не все, часто употребляют слово пап-очка, взрослые говорят иначе, в этом есть глубокий смысл. Умилительное "-очка" - придает сильную эмоциональную окраску и указывает на то, что у индивидуума эмоции превалируют над разумом и интеллект подавляется эмоциями.
Взрослые духом менее склонны к употреблению эмоционально окрашенных слов.
Сам Творец не скажет ДЕТ-ОЧКА, все его творения - его дети, которых он воспринимает с любовью, даже тех, кто забыл об этом и считает себя "инкубаторским".
Но есть те, кто достаточно полно осознал в себе божественность и смог её реализовать, тогда его по праву можно назвать "СЫН БОЖИЙ", даже если он облачен в женское платье и по роду он или она "сын человеческий".
Богами (Сынами Бога), часто называли тех, кто не принадлежит к человеческой эволюции, а суть ангелы. По отношению к ним НЕ правильно употреблялять "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ".
Вспомним пс 81: -Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
В псалме указано отличие сынов божьих (богов) облаченных в человеческое платье, от сынов и дочерей человеческих полных невежества грубости.
Достаточно вспомнить ещё один эпизод в библии: - И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
Если слово Израиль означает ИЗ РАЯ сшедшие, то получается, что на тот момент среди человечества присутствовало сто сорок четыре тысячи тех, кто не принадлежал к человеческой эволюции, а были ангелами (сынами божьими, богами) воплощенными в человеческие тела.
В древности людям это знание было доступно, но постепенно его исказили и частью утратили.
Иисус называл Бога Папочкой, а Он был взрослее взрослого. Куда уже больше?.. Место "Господь стал в сонме богов", про тебя. Ты же сам написал, что мы должны научиться жить в другой реальности, реальности Царства Божьего. Ну вот пока не научишься, будешь умирать как человек, хотя сотворён вечным.
Когда повзрослеешь и научишься читать так как написано, а не так как взбрело в голову??? Постоянно перевираешь. В евангельских текстах есть такое: - Глагола ей Иисус: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему: иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему и такое: - Отче наш, Иже еси на небесе́х! Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь; и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
В следующий раз прежде чем писать, открой библейский текст и удостоверься не лукавишь ли.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» /1-е Иоанна 3:1/
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.» /1-е Иоанна 3:2/
и «итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;» /От Матфея 18:4/