И с чего бы мне это знать? Моя мать водила меня в церковь с первого дня. Я посещал бесчисленные воскресные школы, церковные службы, молодежные группы, подростковые ретриты, имел две или три Библии, молился (немного) и шел по проходу, чтобы креститься. В моём представлении я не был "плохим" парнем; не идеальным, конечно, но, конечно, не таким плохим, как другие.
Я был фальшивым христианином и ничего не знал об этом факте.
В отличие от меня, некоторые люди, которые родились свыше, пришли из прошлого, где религия не играла никакой роли в их жизни. Другие были обращены из различных конфессий, которые заметно отличаются от христианства.
Но в девятнадцать лет я стал христианином, хотя думал, что уже был христианином. Из-за этого у меня есть особое место в моём сердце (и очень здоровый страх) для тех, кто встаёт каждый день, веря, что они истинно верующие в Иисуса, но не знают, что они находятся вне тела Христова.
Экзамен на истинную веру
Хотя Библия содержит много предупреждений о ложной вере, в Новом Завете есть два прямых предостережения, которые просят нас пройти личный экзамен и убедиться, что наша вера подлинна.
Павел говорит: “Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть” (2 Кор. 13:5). Аналогичным образом Петр просит своих читателей “Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание” (2 Пет. 1:10).
Что касается Павла, было бы здорово, если бы он немедленно подкрепил свое заявление чёткими инструкциями размером с рекламный щит, которые начинались примерно так: “И ВОТ КАК ВЫ УЗНАЕТЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ВЫ ХРИСТИАНИН...” Но, увы, он этого не сделал.
К счастью, Пётр даёт нам немного больше для работы. Перед своим предупреждением в стихе 10 он приводит список черт характера в ст. 5-7 и говорит нам, что “Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа” (стих 8). Затем Он продолжает: “Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа” (ст. 10-11).
Высказывания Петра дают нам общую тему, которая пронизывает как Ветхий, так и Новый Завет, когда речь заходит об определении подлинных или поддельных последователей Бога – изменившаяся жизнь и плодотворность. Бог говорит нам о производстве хорошего винограда и бесполезных побегов (Ис. 5:1-2), о разнице между смоквами и шипами (Мф. 7:15-20), о почве, которая даёт хорошие плоды, и о бесплодии (Мф. 13:18-23), ветвях, которые приносят плоды, и о тех, которые не приносят (Иоанна 15:2), пшенице и плевелах (Мф. 13:24-30) и т. д.
Библия ясно даёт понять, что наш экзамен на истинную веру сдаётся демонстрацией хороших плодов против плохих – то, о чём много раз упоминали как авторы Священных Писаний, так и богословы на протяжении всей истории церкви. Один рассказ в прошлом особенно выделяется в том, что касается этой темы – Великое Пробуждение.
Уравнение спасения
Первое Великое Пробуждение началось в 1725 году и продолжалось примерно до 1750 года, его главными лидерами были Джонатан Эдвардс и Джордж Уайтфилд. Огромное количество людей заявляли о своём обращении, но по прошествии шести лет критики обвиняли, что в Пробуждении не было ничего реального, потому что многие люди, которые утверждали, что были обращены, не показали никаких доказательств этого.
Чтобы ответить критикам Пробуждения, Джонатан Эдвардс написал «Трактат о религиозных чувствах», который он использовал, чтобы изложить доказательства истинного обращения, т. е. кто был настоящим христианином, не притворщиком. Эдвардс начинает свою знаменитую работу словами: “Нет вопроса, который имел бы большую значимость для человеческого рода, и надлежащее решение которого сильнее касалось бы каждого отдельного человека, чем этот: «Каковы отличительные качества тех, кто пользуется благосклонностью Бога и имеет право на Его вечные награды?»”
Чтобы ответить на этот вопрос, Эдвардс использует различные аналогии в книге, но, возможно, наиболее прямолинейным является то, где он говорит о принципиальном доказательстве того, что жизнь - это движение. Точно так же, как у трупа нет жизни или движения, у нехристианина не будет духовной жизни и, следовательно, никакого движения (или привязанности) к Божьим вещам. Когда в жизни не хватает благочестивых привязанностей, “необходимо понимать, что индивидуальная забота не является христианской”, - говорит Эдвардс.
Его (и Писания) утверждение в этом отношении можно понять следующим образом. Во всех религиях, кроме христианства, их уравнение спасения выглядит так: Вера + Дела = Спасение. Другими словами, вы должны и верить, и делать что-то, чтобы заслужить своё спасение.
Поскольку христианство не основано на делах, большинство христиан считают, что наше уравнение таково: Вера = Спасение. Мы считаем, что вера в завершенную работу Христа на кресте - это единственное, что необходимо для спасения (например, Еф. 2:8-9).
Однако, согласно Эдвардсу и Писанию, эта формула неполна. Истинное спасение представлено как Вера = Спасение + Дела (или Привязанности). Дела не являются средством спасения в христианстве, но вместо этого они представляют собой свидетельство истинной веры и проистекают из нашей новой привязанности к Божьим делам.
Хотя эта истина пронизывает всю Библию, наиболее явное упоминание о ней содержится в книге Иакова. Иаков спрашивает: “Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?” (2:14). Очевидно, Иаков ожидает, что ответ будет "нет".
Иаков отвергает идею о том, что общая вера в одного только Бога является достаточным доказательством, когда он говорит: “Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут” (2:19). Вера в существование Бога, говорит Иаков, поднимает вас до уровня бесов и не более того.
Ссылаясь на этот стих, Эдвардс утверждает: “То, что они знают в своём уме, может произвести впечатление в их сердцах; действительно, мы видим, что бесы испытывают очень сильные чувства к Богу, настолько сильные, что они "трепещут". Но это не святые чувства, потому что они не имеют ничего общего с работой Святого Духа. Если это верно в отношении переживаний бесов, то это также верно и в отношении переживаний людей".
Моя история
Я могу без сомнения сказать, что мой переход от фальшивого к истинному христианину представляет это в полной мере. Моя прежняя жизнь? Конечно, я знал, что Бог существует, но у меня не было ни плода, ни привязанности к Нему в моей жизни.
Но после того, как я воззвал к Богу о спасении? Большая разница. И одна интересная вещь в этой разнице заключалась в том, что ничто вне меня не изменилось. Я ходил в ту же церковь, у меня были те же друзья, та же работа, та же семья, та же школа, всё то же самое.
Но внутри я был другим. Я влюбился в Библию и действительно понял, о чём она говорит; я не мог насытиться её учением (и до сих пор не могу). Моя щедрость возросла, как и моя забота о других людях и их спасении, и я всё время был благодарен.
Дело было не только в том, что я делал разные вещи; я хотел делать разные вещи. Святые чувства, о которых говорит Эдвардс, теперь присутствовали во мне и были представлены в вещах (плодах), которые я делал и все еще делаю.
Что насчёт вас? Приносит ли ваша жизнь плоды и свидетельствует ли она об этом внутреннем изменении, вызванном работой Святого Духа? Или это просто признание и безразличие, когда речь идёт о Боге и Его царстве?
Раньше я был последним и точно знаю, каково это. Если это вы, то как можно мягче я могу это сказать, вы должны учитывать, что вы провалили испытание истинной веры. Но вы можете изменить это прямо сейчас. Взывайте к Богу, и Он изменит вас, как изменил меня (Рим. 10:13).
Впоследствии, со временем, ваша жизнь расцветёт, и вы дойдёте до того момента, когда вы кивнёте в знак согласия с Эдвардсом, когда он скажет: “Истинная религия, в значительной степени, состоит в святых привязанностях”.