Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
   
Топ
FAQ
Теги
О сайте
Беседка
Книги [2333]
Видео [498]
SCOAN [523]
Аудио [180]
Статьи [1784]
Разное [307]
Израиль [286]
Новости [436]
История [464]
Lakeland [145]
Картинки [254]
MorningStar [1012]
Популярное [153]
Пророчества [817]
Пробуждение [210]
Прославление [626]
Миссионерство [308]
Исследуем Писания [195]
Ангелы на служении [381]
John G. Lake Ministries [281]
Это сверхъестественно! [580]
Благословить
Друзья сайта
Комментарии
Последние записи в Беседке
Популярное в этом месяце
- - -
Популярное в этом году
- - -
Н. Т. Райт: пандемия должна сделать нас скромными — и неумолимо практичными
Мы не можем знать наверняка, почему это происходит и как это остановить. Но Писание призывает нас скорбеть Духом Божьим и трудиться, служа другим.

Между круглосуточными новостными репортажами, интервью с экспертами в области общественного здравоохранения и учёными мужами, обсуждающими плюсы и минусы различных стратегий борьбы с болезнями, мы вряд ли не теряемся в информации и перспективах COVID-19. И всё же ещё есть много вопросов, на которые мы пытаемся ответить с полной уверенностью: Почему это произошло? Что мы должны сделать в ответ? И где же во всём этом Бог? В книге "Бог и Пандемия: Христианское размышление о коронавирусе и его последствиях" богослов и писатель Н.Т. Райт показывает, как Писание говорит о нашей растерянности и неуверенности. Энди Баннистер, директор Центра Общественного Христианства Солас в Шотландии, поговорил с Райтом о его книге.


Многие христиане уже написали книги о пандемии - все, от Джона Леннокса до Джона Пайпера, и даже люди с другими именами, кроме Джона. Что вдохновило вас написать собственную книгу?

Ещё в марте журнал "Тайм" попросил меня написать статью о пандемии. Она получила довольно провокационный заголовок: "Христианство не даёт ответов на вопрос о коронавирусе. Этого не должно быть". Я хотел сказать, что это приводит нас к положению Римлян 8, где Дух стонет внутри нас со стонами без слов (ст. 26) — это необыкновенная вещь для Павла, чтобы сказать так. И это говорит мне о том, что мы должны быть смирёнными перед лицом этого, а не думать, что мы должны знать все ответы.

После того, как статья появилась, я начал получать обратную связь. Люди писали мне по электронной почте, чтобы спросить: "Как ты можешь так говорить?” И я был проинформирован о том, что люди говорят в Твиттере (я никогда не смотрю Твиттер сам). Всё это время я постоянно слышал, как люди используют Писание таким образом, который казался менее адекватным. Эта книга - попытка исследовать, что Писание, во всём его повествовании и потоке, действительно говорит об обстоятельствах, которые мы переживаем сегодня.

Когда пришёл COVID-19, казалось, что многие из нас были захвачены врасплох. Неужели вы думаете, что западная церковь так долго жила в комфорте и безопасности, что мы забыли, как справляться с тьмой, страданиями и кризисами?

Именно! Несколько недель назад я разговаривал об этом с одним старшим церковным руководителем, и он заметил: “знаешь, Том, мы не очень хорошо умеем плакать. Мы к этому не привыкли. Но мы тоже не очень хорошо празднуем. То, что мы в основном делаем, - это самодовольство”. И я думаю, что он прав. Я всё время слышу, как христиане спрашивают: "Может ли это быть концом света?” И я хочу напомнить им, что подобные вещи случались не однократно. Например, в 1917-18 годах произошла великая пандемия испанского гриппа, во время которой церкви в некоторых частях мира были закрыты на год. Мы забываем, что это было и раньше.

Кроме того, для моего поколения бэби-бумеров, которое выросло после Второй Мировой Войны, у нас не было войны на нашей территории. У нас не было пандемии. Конечно, у нас было несколько экономических кризисов, но мы сумели пережить их, более или менее. Так что мы просто сбились с пути и продолжали жить, как будто ничего плохого не случится. Мы забываем об истории.

Я был очарован, когда недавно перечитал письма Мартина Лютера, одно из которых я цитирую в книге. Лютеру приходилось справляться с подобными вещами каждые несколько лет, либо для себя, либо для жителей соседних городов, которые кричали: “Помогите! У нас большая эпидемия. Люди умирают. Что же нам делать?” Лютер говорит о соблюдении правил, касающихся приёма лекарств, практической помощи там, где вы можете, и не ходить и передавать болезнь другим, если вы можете быть заразны. Он был очень прагматичен, эффективно говоря: Вот как мы справляемся. Давайте не будем поднимать из-за этого большой теологический шум.

Ваша книга опирается на множество ветхозаветных тем, особенно на Псалмы и Иова. Что касается последнего, то вы утверждаете, что “часть смысла книги Иова заключается именно в её неразрешенном характере”. Как вы думаете, христиане сегодня борются с двусмысленностью, потому что им не хватает более твёрдой основы в Ветхом Завете?

Я думаю, что в Новом Завете есть место и для двусмысленности. Есть много мест в Новом Завете, которые заканчиваются чем-то вроде точка-точка-точка, вопросительного знака, потому что это называется жить верой.

В целом, я думаю, что часть нашей проблемы - это рационализм последних двух или трёх столетий в западном мире, который впитался в церковь, потому что рационалистические критики христианства говорили такие вещи, как: "Ага, смотрите, современная наука показывает нам, что христианство ложно! В ответ христиане-рационалисты сказали: "Нет, давайте покажем, насколько всё это абсолютно рационально!" Это может привести к тому, что мы захотим иметь ответ на всё, и поэтому мы хотим сказать такие вещи, как: “потому что Бог суверен, должно быть, Он сделал это намеренно или, по крайней мере, допустил это намеренно”. Мы думаем, что сможем увидеть, что Он задумал. Но я действительно не думаю, что нам предоставляется такой доступ.

Один из моих любимых моментов в Новом Завете - это письмо Павла к Филимону о рабе Онисиме. Он пишет: "Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда" (1:15). Другими словами, Павел думает, что, возможно, он мог бы увидеть, что Бог задумал в этой ситуации. Но он не собирается говорить так определенно.

Здесь есть смирение, которое нам необходимо. Опять таки может вылиться обратно в позицию “мы ничего не знаем, так что какая разница?” Это тоже было бы неразумно, потому что нам даны указания. Но знание всех деталей, как говорится, выше нашей зарплаты. Это Божья работа. Наша работа, Когда Бог даёт нам знать, что мы должны делать в этой конкретной ситуации, заключается в том, чтобы жить с этим.

Когда вы говорите о Евангелиях, вы подчёркиваете пример Иисуса, стоящего у гроба Лазаря и плачущего. Что вы можете сказать тому, кто не является христианином, кто борется с проблемой страдания и кто спрашивает: “Что хорошего в плачущем Боге? Я могу плакать. Плакать может кто угодно. То, что нам нужно, - это действие; нам нужно что-то сделать! Как помогает плач Иисуса?”

В этой истории много действия, и действие вырастает из слёз. Как это часто бывает, на самом деле, слёзы в Евангелиях иногда являются решающим элементом. Они показывают, что Бог, который сотворил мир, который стал человеком, как Иисус из Назарета, не сидит где-то наверху, глядя вниз и говоря: “хорошо, Я разберусь с вашим беспорядком”. Скорее, это Бог, который приходит, пачкает руки и пронзает их, чтобы быть там, где мы есть, и спасти нас оттуда. Глубоко утешительно сознавать, что когда я скорблю, как говорит Павел в послании к Римлянам 8, Иисус скорбит вместе со мной, и Святой Дух скорбит во мне. И это одна из вещей, которая отличает христианскую веру от любого другого известного мне мировоззрения.

Чему же должен научить нас остальной Новый Завет — и в частности роль Святого Духа — относительно нашей реакции на пандемию?

Послание к Римлянам 8, о котором я только что упомянул, является одним из величайших отрывков во всей Библии. Когда я работал епископом, когда я брал интервью у людей для работы в приходе, я иногда спрашивал: "каков ваш библейский текст на необитаемом острове?" И чтобы сделать это ещё сложнее, я бы добавил: "У вас уже есть Иоанн 20 и Римлянам 8, так что не ходите туда. Это слишком очевидно”.

Послание к Римлянам 8 исполнено славы. Оно полно спасения. Оно полно работы Духа. Однако легко увлечься и представить себе, что, пройдя через трудные части Послания к Римлянам 7, мы просто плывём по небу до самого утверждения Павла, что ничто не может отделить нас от любви Божьей (8:38-39). Но вам всё равно придется пройти через тёмный туннель Послания к Римлянам 8:18-30, особенно стихи 26 и 27, которые говорят о Духе, ходатайствующем за нас в нашей слабости.

Когда мир находится в беспорядке, как это происходит в целом, но особенно в такие моменты, как сейчас, было бы очень легко представить себе церковь, стоящую в стороне и говорящую: “как жаль, что мир находится в таком беспорядке. Но мы, по крайней мере, знаем ответы”. Но нет, Павел говорит, что когда мир стонет в родовых муках, тогда даже мы сами, имеющие первые плоды Духа, пробуждение нового творения Божия внутри нас, стонем, ожидая нашего усыновления как сыновей и дочерей, искупления наших тел (Рим. 8:23).

Вы можете сказать: хорошо, значит, церковь разделяет беспорядок, в котором находится мир, но, конечно же, Бог знает, что Он делает. Ну, в некотором смысле, да, Бог знает, что делает Бог. Но здесь мы сталкиваемся с тайной Триединого Бога, потому что Павел говорит, что в этот самый момент Дух стонет внутри нас с нечленораздельными стонами. Кроме того, ссылаясь на Псалом 43, один из великих псалмов плача, Павел говорит, что Бог, ищущий сердца, знает ум Духа, потому что Дух ходатайствует за народ Божий по воле Божией (Рим. 8:27). Другими словами, Бог Отец знает ум Духа. Но ум Духа - это ум, который не имеет слов, чтобы сказать, насколько ужасны вещи прямо сейчас.

Это очень странно, но я думаю, что это означает следующее: чтобы спасти мир, Бог приходит в лице Своего Сына, чтобы взять на себя тяжесть греха. И Бог приходит в лице Духа, чтобы быть тем, кто стонет в церкви, в том месте, где мир испытывает боль. Вот как Бог затем движется этими родовыми муками от нынешнего состояния ужаса и стыда в мире к спасению — полному новому творению, которое нам обещано.

Мысль о скорби и стенаниях Духа возвращает меня к тому, о чём вы говорили ранее, а именно к плачу. На протяжении всей книги вы говорите, что нам нужно "принять плач". Это что-то такое, о чём мы немного забыли в современной церкви? Если да, то как мы можем открыть это заново?

Да, я действительно думаю, что некоторые из нас забыли об этом. Для тех, кто в традиции, где мы используем псалмы всё время, это помогает, что мы приходим через плач довольно часто. Когда я молюсь псалмами, день за днём, я часто попадаю на один из псалмов плача — и часто это то, что мне нужно, потому что эти плохие вещи происходят в моей жизни.

В другое время я мог бы наткнуться на псалмы плача, когда я лично чувствую себя довольно бодрым. Итак, в качестве духовного упражнения я пытаюсь мысленно войти в положение людей, о которых я знаю по всему миру: либо моих друзей, либо людей, которых я видел по телевизору или в новостях, которые сейчас находятся в ужасной ситуации — людей в ужасном, убогом лагере беженцев, или в любом другом случае. И я молюсь псалмами плача, стараясь обнять их в любви Божьей.

Мы должны помнить, что плач - это не только Великий пост. Он также встроен в адвент, когда мы готовимся к Рождеству. Это время, которые мы можем использовать для разработки литургий плача, которые приносят боль мира в присутствие Бога, используя псалмы плача как Псалмы 22, 42 и 88 — которые предвосхищают то, как Иисус молился на кресте: “Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?” (Мат. 27:46). Иногда эти молитвы выходят на свет с другой стороны. А иногда, как в Псалме 87, они просто этого не делают. И есть ощущение, что Бог с нами в этой тьме.

Ближе к концу книги вы говорите о церкви и её реакции на различные запреты. Вы утверждаете, что наша готовность приостановить личные собрания и проводить службы онлайн, возможно, случайно укрепила светскую идею о том, что вера - это частная деятельность. Как нам преодолеть напряженность между призывом к совместному поклонению и важностью общественного здравоохранения?

Я начну с того, что Лютер сказал, что мы не должны распространять инфекцию. Это безответственно. Это игра с жизнями других людей. И если мы любим наши церковные здания больше, чем мы любим наших соседей, то горе нам. Дело в том, что большинство церквей в Великобритании являются старыми зданиями, что делает их очень трудными для глубокой очистки. И я отношусь к этому очень серьезно.

Но с другой стороны, я беспокоюсь, что онлайн-церковь может легко соблазнить нас сказать: "о, нам не нужно встречаться лично, потому что это духовные вопросы”.

Значит, вы можете поклоняться Богу в своей спальне, в пижаме, так же, как и в любом другом месте? Ну, в каком-то смысле можно. Но христианство - это командный вид спорта. Это то, что мы делаем вместе. Подумайте о плодах Духа: любви, радости, мире, терпении, доброте, милосердии, кротости, верности и самообладании (Гал. 5:22–23). Всё это мы делаем вместе. Вы не можете практиковать их отдельно друг от друга. И чем скорее мы сможем собраться вместе, тем лучше.

Что касается получения Евхаристии, то да, мы можем получить её на экране, но есть также ощущение поста, лишения, изгнания, потому что тело Христа — большая семья народа Божьего — физически не присутствует с нами.

Я давно думал, что самый важный ответ на зло и страдания - это не столько слова, сколько действия, даже действия, которые могут дорого стоить. Иисус смоделировал это для нас. Итак, в свете страданий, вызванных пандемией: что же теперь делать христианам? Как же тогда нам жить?

В Деяниях 11 есть интересный отрывок, где ученики в Антиохии слышат от пророка, что будет голод (ст. 28). Они не отвечают: О Боже, что бы это значило? Неужели Бог сердится на нас? Значит ли это, что Господь возвращается? Нет, они очень практичны. Они спрашивают: кто будет подвергаться наибольшему риску? Что мы можем сделать, чтобы помочь? И кого мы должны послать? В результате Павел и Варнава отправляются в Иерусалим с деньгами для тамошней бедной церкви (стихи 29-30).

Это похоже на начало евангелия от Иоанна 9, рассказа о человеке, рождённом слепым. Иисус безжалостно практичен и отговаривает Своих учеников спрашивать, чья это была вина или был ли виноват какой-то грех (ст. 3). На самом деле в этом не было ничьей вины. Важный вопрос заключается в том, что Бог хочет, чтобы мы сделали в ответ.

Поэтому мы должны начать с наших соседей, друзей и семьи, спрашивая, кому мы могли бы помочь, принося еду, инструменты или медицинские принадлежности. Может быть, наша церковь могла бы участвовать в чем-то вроде управления продовольственным банком. Короче говоря, мы должны спросить: что мы можем сделать?

В своей замечательной книге "Доминион: как христианская революция изменила мир" историк Том Холланд указывает, что многие вещи, которые раньше делала церковь и только церковь, теперь были приняты более широким светским обществом. Таким образом, многие врачи и медсестры, которые не называли бы себя христианами, восприняли этот сильный императив заботиться о людях, даже ценой собственной жизни. Это благородная вещь. Но в древнем мире это делали только христиане. Так что в некотором смысле часть этого христианского идеала распространилась по миру. И мы должны благодарить Бога за это.

Но в церкви мы с самого начала занимались такими вещами, как медицина, забота о бедных и образование. Они глубоко укоренились в ДНК церкви. Так что христиане должны вернуть себе эту традицию и держаться за неё — и не только тогда, когда идёт пандемия.
Категория: Разное | Просмотров: 243 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/2 | | ИСТОЧНИК | эксклюзив
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Пандемия, церковь, плач, Сострадание, христианство, covid-19
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0
Наш опрос
Ожидаете ли вы апокалиптических событий в 2020 году?
Всего ответов: 191
Мини-чат
500






Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2020