«Поэтому мудрый человек будет воспринимать свою жизнь скорее как резервуар, чем как канал. Канал одновременно выливает то, что он получает; резервуар удерживает воду до тех пор, пока она не заполнится, а затем сбрасывает переполнение без потерь для себя. ... Ты тоже должен научиться ждать этой полноты, прежде чем изливать свои дары, не пытайся быть более щедрым, чем Бог». — Бернард Клевровский, из книги "Два действия Святого Духа".
Я была совершенно измотана. Я изливала себя всю неделю, каждую неделю: проповедовала в воскресенье, вела собрания в понедельник, группы служения во вторник, преподавала изучение Библии в среду, навещала больных в четверг и готовила проповедь в пятницу. К субботе у меня уже ничего не осталось.
Как служащая в большой церкви, я знала, на что подписалась. У меня были дипломы, которые подготовили меня к суровой профессиональной жизни, посвященной Христу. У меня были друзья в служении, поддерживающая община, книги в изобилии, и я знала достаточно, чтобы проводить ретриты каждые несколько месяцев. Я любила служение и носила свою занятость как знак отличия. Я верила, что Иисус даст мне силы сделать всё, что я намеревалась сделать.
Но в глубине души я не могла побороть непрекращающуюся боль пустоты. Я не просто устала после напряженной недели, я была измотана до глубины души. Несколько дней отпуска не могли снять эту усталость. Будучи мамой двух маленьких детей с работающим мужем, пишущим докторскую диссертацию, я чувствовала себя ходячим чудом. Теперь я понимаю, что была скорее ходячим беспорядком, медленно распадающимся изнутри наружу.
Переломный момент
Кульминацией этого хаотического цикла стала конференция в 2015 году. Pete и Geri Scazzero, соучредители глобального служения Эмоционально Здорового Ученичества, помогали церковным лидерам вроде меня подумать об ученичестве в наших церквях. Но я почти ничего не услышала. Во время семинара на тему замедления, чтобы провести время с Богом, у меня было назначено служение, которое нужно было спланировать и получить разрешения в течение 24 часов. Я надеялась услышать дискуссионный форум о ценности шаббата, но уже на три дня опаздывала с ответом лидеру, который недавно потерял любимого человека. Когда Пит и Джери объяснили мне, что значит жить вне своего брака или одиночества, я начала думать о том, чтобы внедрить эти принципы во всей церкви, вместо того чтобы применить их для себя.
Во время семинара о партнёрской работе я вышла, чтобы принять звонок, который, как мне казалось, нельзя было отложить. Когда я вернулась в комнату, Джери пригласила меня присоединиться к ней за ланчем. Я была польщена и рада возможности встретиться один на один с теми, кем восхищалась издали. За обедом с кубинскими сандвичами Джери посмотрела мне в глаза и спросила: "Ты веришь в то, что проповедуешь о Божьей любви?”
Я была потрясена до глубины души. «Она вообще знает, кто я?» подумала я. Я мельком видела её во время нескольких случайных встреч, но ничто не подготовило меня к этому.
Она продолжила разговор, задавая простые вопросы вроде: «Веришь ли ты, что Бог любит тебя?» и «Ты веришь, что Бог заботится о тебе как о человеке?» Сначала я защищалась самым решительным образом. Я была в большой церкви со значительными служениями и серьёзными требованиями. Я делала то, что сделал бы любой на моем месте.
Потом Джери рассказала мне свою историю. Когда она начинала своё служение, она тоже подчинилась правилам, которые, как она считала, исходили от Бога, но были продиктованы обществом и эго. Но, в конце концов, она решила начать жить по Божьей истине, которая говорила ей, что ей нечего доказывать, нечего терять и нечего бояться. Я терпеливо слушала, но никак не мог справиться с болью, возникшей во мне от того, что в ретроспективе было противостоянием с Богом.
Я покинула эту конференцию в гневе и беспокойстве, потрясенная её дерзостью. Я не могла нормально спать целую неделю. Но однажды утром, около трёх часов ночи, я перестал сопротивляться и начал сомневаться, а не правда ли то, что она сказала. Что, если я постоянно была занята только потому, что в глубине души мне нужно было доказать, что я достойна своего призвания? Что, если я действительно была лицемеркой, проповедуя любовь к другим, которую я не вполне получила для себя?
Я уже не могла отличить то, что Бог дал мне для моего собственного назидания, от того, что мне было дано передать другим. В то утро я решила сдаться голосу Божьему, потому что больше не могла отрицать этого.
Ясность от Бернарда Клевровского
Бернард из Клерво подробно описал это напряжение в проповеди по книге Песни Песней, озаглавленной "Два действия Святого Духа". В этом воззвании французский монах XII века размышлял о вливающихся и изливающихся дарах Божьих — тех дарах, которые предназначены для собственного развития человека и которые должны быть переданы другим — через анализ Песни Песней 1:2: «имя твоё — как разлитое миро».
Есть большая идея в такой короткой части Писания. Следуя традиции отца Церкви третьего века Оригена, Бернард интерпретировал большую часть Писания, включая этот стих, аллегорически — извлекая более глубокий символический смысл из отрывков, которые кажутся прямыми. Согласно историческому теологу Тони Лейну «использование этой техники принесло ему титул "мёдоносный" (сладко струящийся, как мёд), что означает, что он был способен извлечь мёд духовного смысла из буквы Писания».
В то время как большинство библеистов отошли от аллегорического подхода к толкованию Писания, “мёд”, извлеченный Бернардом из этого короткого стиха, соответствует истине, которую мы находим в других местах Библии, и я намеревалась бороться с этим до конца своей жизни.
В этом стихе девушка описывает ошеломляющее, казалось бы, многомерное переживание, когда она слышит имя своего возлюбленного. Бернард видел в этом описании аллегорию щедрого излияния даров Святого Духа на народ Божий. Дух щедр в Своих благословениях, как для тех, кто получает дары, так и для своих ближних. «Всякий человек, который сознаёт, что он наделён внешней благодатью, позволяющей ему влиять на других», пишет Бернард, «может также сказать Господу: “ имя Твоё — как разлитое миро”».
Но Бернард включает здесь и предостережение. "Вы растрачиваете и теряете то, что должно быть вашим собственным, если, прежде чем вы полностью проникнетесь вливанием Святого Духа, вы опрометчиво начнёте изливать своё незаполненное "я" на других". Не найдя сначала удовлетворения в Господе, любое добро, которое мы делаем, истощит нас или, что еще хуже, покажет себя не более чем мирским честолюбием.
Как могут трудолюбивые последователи Христа вливаться в других, не истощая себя? Здесь Бернард использует простую метафору, которая исцеляет мой подход к служению: “Человек, который мудр, поэтому будет видеть свою жизнь скорее как резервуар, чем канал. Канал одновременно выливает то, что он получает; резервуар удерживает воду до тех пор, пока она не заполнится, а затем сбрасывает переполнение без потерь для себя”.
Подобно словам, сказанным влюбленными в Песне Песней, это чувство ожидания, что Бог изольётся прежде, чем мы изольемся, поразительно интимно. Из одной из наименее проповедуемых книг Писания Бернард извлекает неоспоримую связь между Божьим сердцем и нашими душами.
Прожив с Богом почти 40 лет в качестве цистерцианского монаха, Бернард принял строгие — и то, что некоторые могли бы счесть эгоистичными — практики изолированной медитации и молитвы вдали от мирских забот. Но Бернард не был обычным братом. Лейн пишет: "Бернард отправился в Сито [аббатство, где он начал свою монашескую жизнь], чтобы бежать от мира, но здесь мы сталкиваемся с одним из глубоких противоречий в его жизни". Он, казалось, не мог оторваться от главных забот своего времени, и он стал одним из самых активных лидеров и признанных имён Церкви XII века.
В 1115 году он был послан из Сито, чтобы основать монашескую общину во французской пустыне. К нему регулярно обращались, чтобы предотвратить раскол, он поддерживал одного из двух соперничающих пап, чтобы обеспечить папство Иннокентия II, и публично боролся со сторонниками средневековой схоластики, такими как Пётр Абеляр.
Как же он мог так продуктивно жить без постоянной усталости? Размышляя над этим вопросом, я осознала, что моя склонность к излиянию оставляет мало места для излияния Бога. Я действительно жила как канал, и в результате моя душа чувствовала себя опустошенной.
Достойна получать
После встречи с Джери мне пришлось взглянуть фактам в лицо: моё служение Богу оставляло мало места для того, чтобы действительно быть с Богом. Независимо от моих добрых намерений, моя постоянная забота о других проистекала из невысказанной веры в то, что люди, которым я служу, более достойны быть принятыми, чем я сама. Вопреки словам Иисуса, я пыталась любить своих ближних так, как не любила даже саму себя.
В книге "Эмоционально здоровый лидер" Пит Скаццеро описывает то, что нужно всем лидерам: "замедление для любовного союза с Богом", как это отражено в евангелии от Иоанна 15. В то время как темп служения часто требует большего акцента на делание, Скаццеро пишет в своём блоге: “Ваше бытие с Богом (или отсутствие бытия с Богом) в конечном счете, превзойдёт то, что вы делаете для Бога каждый раз". “Точно так же”, пишет Бернард, “Сам Бог есть любовь, и ничто сотворённое не может удовлетворить человека, сотворённого по образу Божию, кроме Бога, который есть любовь, который один выше всех сотворенных естеств”.
Тем не менее, практика пребывания в присутствии Бога и покоя в Его любви была довольно трудной для меня. Временами пребывание с Богом и получение от Бога ощущались как акты божественного накопления. И всё же, отдавая другим то, что я не получила должным образом, я ранила свою душу.
Чтобы поверить, что я достойна Божьей любви, я должна выбрать намеренные отношения с Ним, прежде чем вступать в отношения с другими. Это требует контркультурной веры в то, что я нахожусь на первом месте с Богом — по крайней мере, в моём списке дел — что кажется эгоистичным и неправильным. Бернард говорит: "Если у меня есть только немного масла, достаточное для моего собственного помазания, неужели ты думаешь, что я должен отдать его тебе и остаться ни с чем? Я оставляю его себе". С точки зрения мудрости стюардесс авиакомпании, что хорошего может быть в том, чтобы помочь тем, кто нас окружает, прежде чем мы сами не наденем кислородные маски? Для того чтобы жить по-человечески, нужно верить, что я тоже достойна получать пропитание от Бога.
Не Сколько, а Как
Борясь с метафорой и примером Бернарда, я также борюсь с каждым добрым человеком, который смотрит на мою жизнь с праведным негодованием и заявляет: “Ты делаешь слишком много!” В некоторых аспектах это действительно так. Честолюбие и гордыня часто заставляют меня брать на себя больше, чем я могу выдержать. В то же время некоторые периоды служения и жизни просто более обременительны, чем другие. Как же тогда мы можем делать то, что необходимо, не опустошая себя?
Бернард предполагает, что дело не в том, как много мы делаем, а в том, как мы это делаем: наполнены до краёв. Опять же, Бернард был не совсем тем типом созерцательного лидера, чье наследие - не более чем молчаливое размышление. Он двигался в рамках своего призвания и служил таким образом, что формировал историю. Когда я действую как канал, я сразу же отдаю то, что получаю, оставляя себя такой же истощённой, как и с начала. Это те дни, когда я превращаю свою утреннюю молитву в вечернее изучение Библии, не тратя времени на то, чтобы впитать её в себя.
Я не единственная, кто должен был усвоить этот урок от Бернарда. В своём «Трактате о размышлениях», адресованном папе Евгению III (бывшему монаху Клерво), Бернар писал:
«Если ты хочешь безраздельно отдаться в распоряжение всех, то по примеру того, кто "для всех сделался всем" [1 Кор. 9:22], я, конечно, приветствую твоё милосердие - при условии, что оно будет полным. Но как может твоё милосердие быть полным, если ты сам не постигнешь его объятий? ... Простые и мудрые, рабы и свободные, богатые и бедные, мужчины и женщины, старые и молодые, священники и миряне, хорошие и плохие ... все пьют из общего источника твоего сердца; и ты, хотя и жаждешь, будешь стоять в стороне?»
Заметьте, что Бернард не велел Евгению отказаться от своих папских обязанностей. Он просто напомнил своему бывшему монаху, что излияние для других не может произойти без излияния Бога.
Капризный малыш иногда живёт в глубине нашего сознания, регулярно заявляя Богу: "Я могу сделать это сам!" У Бернарда есть предложение, помогающее культивировать зависимость: "пища вызывает жажду, поэтому человек должен пить, поэтому пусть пища добрых дел будет увлажнена напитком молитвы”.
Простота молитвы, даже ритуальной молитвы, держит нас зависимыми от Бога и поддерживает поток источника Духа до тех пор, пока то, что дано, не придёт из переполнения того, что получено. В книге "Слушая Бога" Ренита Уимс пишет: “ритуалы - это рутины, которые заставляют нас двигаться верно, даже когда мы больше не чувствуем себя верными. До тех пор, пока наше сердце не пробудится и не найдёт свой путь обратно к тем, кого мы любим, ритуалы заставляют нас выполнять свой долг”.
Для меня это маленький и мощный рефрен “Я нуждаюсь в Тебе”, который сопровождает хорошую работу. Со временем эта молитва формирует более преданную зависимость от Бога. Зависимость может привести нас к отказу от некоторых возможностей, которые не укрепляют нашу веру, или же это может заставить нас принять то, что выглядит как полный график по побуждению Господа. Во всем этом наша приверженность покою в Боге позволяет великим делам исходить от него, а не от нас.
Продолжающаяся борьба
Моя история всё ещё пишется. Даже сейчас я иногда задаюсь вопросом, почему я взяла на себя так много. Я изо всех сил стараюсь уравновесить семейную жизнь и служение так, чтобы они укрепляли мою душу и радовали Бога. Это помогает вспомнить, что даже Бернард в ранние годы своей жизни боролся с резервуарной жизнью. По словам Лейна:
«Его высокие стандарты оказались слишком суровыми для хрупкой человечности его монахов. Через некоторое время они уже не могли справиться, и Бернарду пришлось ослабить поводья. Кроме того, Бернард был строже к себе, чем к другим, и в результате его здоровье было окончательно подорвано».
Но, в конце концов, Бернард нашел подход к христианскому служению, который позволил ему сделать для церкви больше, чем кто-либо другой в его время, несмотря на проблемы со здоровьем. Если есть надежда на него, то есть надежда и на меня.
Как пастыри и руководители служений, мы слишком часто испытываем давление, требующее исполнения, обременённые бесконечными требованиями потребителей-учеников, и охваченные мирскими амбициями, которые заставляют нас брать на себя больше, чем необходимо. Как мы можем ждать, чтобы нас наполнил Святой Дух в мире, который никого не ждет?
Бернард предполагает, что руководители служений всегда будут испытывать искушение “протолкнуть” наш жизненный путь по одной простой причине: так легче. Будучи каналом, я не должна обрабатывать или обдумывать свои решения. Это не требует ни моей оценки, ни моего убеждения. Как бы временно это ни было приятно, пустота жизни в канале настигнет нас. Если мы не будем осторожны, то окажемся во главе пустых служений, которые не выдержат испытания временем. По этим причинам я стремлюсь смело и изящно бороться с резервуарной жизнью, регулярно оценивая свою полноту, упорно сохраняя то, что Бог вливает, и выпуская только то, что Бог хочет излить.