Распространение дикого огня
Так, впечатленный харизматическим красноречием Уайтфилда, проповедник-мирянин Джеймс Девенпорт последовал за ним в Нью-Йорк и Филадельфию, чтобы поучиться у проповедника пробуждения. Давенпорт стал радикалом, подхватив стиль Уайтфилда и продолжив это. Конгрегационалистский служитель Джозеф Фиш говорит, что во время своих собраний Давенпорт разрешил "безудержную свободу шума и возмущения, как от горя, так и от радости, во время богослужения... всеми силами промоутируя обоих - путем повышения собственного голоса на самый высокий уровень, вместе с самым жестоким встряхиванием тела, вплоть до искажения своих черт лица и вида" (21).
Давенпорт был известен как дикий человек, и он призывал других не профессиональных проповедников распространять идеи пробуждения; они стали известны как отдельные конгрегационалисты. В июне 1742 года Давенпорт был привлечен к ответственности перед Колониальной ассамблеей в Хартфорде, штат Коннектикут, вместе с проповедником Бенджамином Померой, будучи обвиняемыми в нарушении общественного порядка. Они объявили, что Давенпорт находится под "восторженными впечатлениями и импульсами и, таким образом, нарушены рациональные способности его разума".
Стиль трансов и видений, пережитых этой группой отдельных конгрегационалистов, впоследствии будет сохранен в богослужении отдельных баптистов. У этих баптистов были люди, "плачущие во время служений, падающие, как в припадках, и просыпающиеся в экстазе; и служители, и обычные люди похожи [на конгрегационалистов] по своим импульсам, видениям и откровениям" (22).
Также о баптистских собраниях в Вирджинии в 1771 году наблюдатель Джон Уильямс писал: "Христиане начинали кричать, грешники дрожали и падали в конвульсии". А в последующем пробуждении, 14 лет спустя, баптистский священник Иоанн Лиланд описывает "небесное смятение среди проповедников", а также "небесный разлад среди народа" (23).
Пробуждение в Вирджинии охватило и методистов, так как в 1776 году Уэсли назначил Томаса Рэнкина: "Когда же сошла сила, сотни упали на землю, и дом, казалось, сотрясся от присутствия Божия" (24).
Во время методистского пробуждения 1787 года проповедники не cмогли успокоить общину, чтобы они могли говорить, несмотря на все хвалы и крики, пока, наконец, не сдались. В разгар шума в крыше сломались одиннадцать стропил, но никто не заметил этого в шумной обстановке. Ричард Гарреттсон, методисткий проповедник в Вирджинии в то время, рассказал, как шум конгрегации "заставлял приходить множество людей, так что в тех местах, где у нас раньше было всего двадцать или тридцать человек в будний день, теперь тысяча, а иногда и больше". Он добавил, что в молитвенных собраниях "пять, восемь и десять человек часто обращаются на одном собрании, где нет проповедников, [и] они часто проводят вместе шесть или семь часов" (25).
© Перевод Светланы Никифоровой
ПРОДОЛЖЕНИЕ
|